фото Этот персонаж в каком-то смысле показательный - с одной стороны, читатель в чистом виде - полное отстранение от реальности. С другой - пример того, как реальная жизнь, становясь все более насыщенной, оттесняет привычное занятие на небольшие оставшиеся островки свободного времени.
Недосягаемая Донцова Как известно, СССР времен застоя называли самой читающей страной, и это не было преувеличением. Феномен советской интеллигенции, по Михаилу Веллеру, состоял в том, что люди с избыточной энергетикой, которые в силу специфики социалистического общества не смогли найти ей (энергетике) приложения в жизни, обратились к художественной литературе как к вымышленной реальности. Сейчас, когда одни могут успешно расходовать свою энергию в море новых возможностей, а у других вся она уходит на борьбу за выживание, массовый интерес к чтению объективно сошел на нет. Сегодня это уже не выброс избыточной энергии, а сборник прикладных советов или средство релаксации, причем не самое эффективное. А поскольку литература в основном лишилась функции энергопоглотителя, то и на ее создание энергии стало требоваться значительно меньше. Современным книгоиздателям читатель XXI века видится этаким представителем мидл-класса, у которого работа не оставляет сил для чтения серьезной литературы, а известный уровень образованности и интеллекта не позволяет потреблять откровенное 'мыло'. Соотношение читающей и нечитающей публики в последнее время у нас существенно не меняется. Согласно социологическому опросу начала 1999 года, 36% респондентов признались, что совсем не читают книг. В конце 2002 года таких оказалось 32 процента. У читающих мужчин наибольшей популярностью пользуются отечественные детективные боевики (17%), зарубежные детективы (16%) и книги по истории, исторические романы - 13%. Слабому полу ближе женские романы (21%), русский женский детектив (16%), популярные советы (14%), а также книги о красоте, здоровье и практической психологии (10%). А респонденты с высшим образованием в большинстве своем (51%) предпочли профессиональную, научную, справочную литературу, словари и энциклопедии. Что касается художественной литературы - тут, судя по всему, 'не до жиру - быть бы живу'. Читательские тенденции сегодняшней России можно проследить по итогам конкурса 'Книга года - 2003', опубликованным Минпечати России. Победа в номинации 'Проза года', подразумевающей поощрение именно серьезной литературы, присуждена четырехтомному сборнику 'Проза новой России'. То есть получается, что современные прозаики издаются и побеждают в конкурсах: гуртом! Это как раз характеризует состояние литературного процесса и в России, и на Западе - тиражи произведений современной серьезной прозы и у нас, и в США, и в Англии, и в Голландии колеблются в пределах 5-10 тысяч экземпляров. Может быть, поэтому и 'Прозой года' они смогли стать только объединившись в большом сборнике. В номинации 'Бестселлер' дело обстоит значительно проще - победитель определяется по размеру тиража, и Дарья Донцова с серией иронических детективов была здесь вне конкуренции. А приз в главной номинации 'Книга года' достался альбому 'Санкт-Петербург. Портрет города и горожан', подготовленному Государственным Русским музеем к 300-летию северной столицы и отпечатанному в Италии. Можно себе представить, что это за суперкнига. Так что, может быть, мы сегодня и не самая читающая страна, но ни один высокий иностранный гость, получив в подарок такой шедевр, в российском книголюбии не усомнится.
Периодика между жизнью и вымыслом Если принять за аксиому, что литература - это попытка отойти от реальной действительности в воображаемую, смоделированную писателем, то периодическая печать, как и любое другое средство массовой информации, находится как раз посередине между жизнью как таковой и ее виртуальной книжной формой. Отсюда и три главные функции средств массовой информации: ориентировать людей в окружающей действительности, организовывать их досуг (в диапазоне от откровенной релаксации до культурного просветительства) и третья - воздействовать на аудиторию в пропагандистском плане. Во всем мире печатная пресса сегодня переживает не самые лучшие времена. На прошедшем в мае прошлого года в Бельгии Всемирном форуме редакторов было отмечено, что если с 1991-го по 2000 годы объем рекламных доходов газет вырос на 80 процентов, то только в 2001 году он сократился сразу на 17 процентов. Это в первую очередь свидетельствует о возникшей тенденции замедления экономического роста, но, кроме того, отражает и изменения в предпочтениях публики. В России невероятный рост интереса к периодике в конце 80-х-начале 90-х годов сменился нормальным спокойно-заинтересованным состоянием читательской аудитории. Крупно не повезло, пожалуй, только толстым общественно-политическим журналам вроде 'Огонька'. Как нам сказали в одной из местных торговых точек, распространяющих печатную продукцию, интерес к подобным изданиям в Ижевске сегодня очень низок и продолжает падать. Многие еще недавно суперпопулярные журналы торговля сегодня просто перестала заказывать. Причина понятна - в лучшие времена этим изданиям удавалось совмещать в себе все три из перечисленных выше функций периодики. Ориентация в политике и в обществе значила приблизительно одно и то же, политические материалы были и лучшим развлечением, и, разумеется, средством пропаганды. Сегодня спектр читательского интереса перемещается от политических баталий к обыденной жизни. Бессменный декан факультета журналистики МГУ профессор Ясен Николаевич Засурский в одном из интервью сказал, что подобная судьба уготована и для газет, имеющих общественно-политическую направленность. По его мнению, 'со временем средства массовой информации станут более индивидуализированными. Каждый читатель сможет найти газету исключительно на свой вкус. К примеру, вам нравится балет - газета о балете к вашим услугам'. Но, как показывают социологические исследования, эти тенденции пока не прорисовываются. Среди общероссийских еженедельников наибольшей популярностью пользуются 'Аргументы и факты' и 'Комсомольская правда'-'толстушка', а самое популярное среди специализированных - 'Советский Спорт. Футбол' - имеет только 1,5 процента читательской аудитории, 'Экономика и жизнь' - всего 0,8 процента. На местном газетно-журнальном рынке (по сведениям продавца одного из киосков) успешную конкуренцию традиционным еженедельникам составляют только глянцевые журналы, с каждым годом заметно набирающие популярность. Причем благодаря своей дороговизне основной доход торговцам периодикой приносят именно они. Бывали случаи, когда один покупатель за один 'присест' приобретал на тысячу рублей разнообразного 'гламура'. Благо предложение в этой сфере сегодня весьма разнообразно. Для респектабельных дам - 'Cosmopolitan', 'Elle', мужчинам предлагается 'XXL', 'Мужское здоровье' и т.д. Пожалуй, сегодня именно они приняли эстафету от 'толстых' общественно-политических журналов - лидеров начала эпохи перестройки. Именно 'гламурные' издания сейчас совмещают те самые три основные функции прессы - ориентировать, пропагандировать и организовывать досуг. Только ориентируют они не в сфере столкновения идей, а в мире изощренного потребления - каждый такой журнал проповедует свой стиль, а изящные вещицы, благодаря мастерству фотографов и прекрасной полиграфии, превращаются в самую желанную мечту. И пропагандируют они образ жизни, соответствующий этим 'идеальным' предметам: развлекают историями о том, как живут их шикарные обладатели. Словом, журнальный мир за прошедшие 10 лет полностью изменился, представив читателю совершенно иную, новую реальность, которая совершенно оторвана от настоящей жизни. Так что, если вы устали от иллюзий, оторвитесь от экрана телевизора и отложите 'прекрасное далеко' глянцевых журналов. Откройте газету, господа, хотя жизнь, конечно, еще интересней.
Паутина для печатного слова Американская статистика последних лет показывает, что доля 20-29-летних читателей газет сокращается. Так, если в 1972 году она составляла 46 процентов, то в 2000-м всего 19. Не в последнюю очередь это связано с расширением аудитории интернет-изданий. В США эта тенденция приобрела масштабы поистине массового явления. И не только в США. Например, еще в 2001 году около 24 процентов граждан Финляндии в возрасте от 15 до 74 лет достаточно регулярно читали Internet-версии газет или журналов. Публикации в Интернете дают большую свободу как в вопросах формы подачи материала, так и в плане независимости его содержания. Интернет становится современным аналогом самиздата. В России это верно еще и потому, что число интернет-пользователей пока невелико - не более 10 процентов населения. Но за техническим прогрессом не уследишь, и, может быть, Россия скоро всерьез увязнет во Всемирной паутине. Правда, думается, что ритуал совмещения чашечки кофе с чтением свежей газеты для многих останется незыблемым хотя бы в силу привычки и традиции.