АНТ - 25 В личном деле офицера советских ВВС и летчика-испытателя В.П. Чкалова есть все для того, чтобы он никогда и ни при каких обстоятельствах не стал образцом для подражания для миллионов своих современников. Записи на пожелтевших листах говорят о том, что этот человек был дважды женат, дважды судим(за избиение командира и за неумышленное уничтожение самолета), 'политически развит слабо', исключался из комсомола и до 1936 года во всех анкетах значится 'беспартийным'. Во врачебном освидетельствовании того времени есть такие строки: 'отправлен в отпуск с диагнозом неврастения', 'имеет шизоидный статус, выражающийся в недостаточной выдержанности в поступках, бравадой ими, самоуверенности...'. И тем не менее, он сумел стать звездой первой величины, у которой мечтали взять автограф политики, актеры, спортсмены и иные всемирно известные люди.
Валерий Чкалов Сто процентов риска
Первая попытка совершить беспосадочный перелет из СССР через Северный полюс в Америку была предпринята в августе 1935 года. Через несколько часов после вылета самолета АНТ-25, где-то над Баренцевым морем, летчикам Леваневскому, Байдукову и Левченко пришлось развернуть машину обратно - из единственного двигателя интенсивно потекло масло. Экипаж вызвали в Кремль. 'Вся беда в самолете, - сказал Леваневский Сталину. - На одномоторном самолете перелететь через Арктику невозможно'. Впрочем, этот же самый маршрут оказался не под силу и американцам, которые примерно в это же время пытались перелететь через Арктику на машине с четырьмя двигателями. Со свойственным ему юмором Чкалов так прокомментировал свой выбор в пользу АНТ-25: 'Лететь через Северный полюс на одномоторном самолете - это сто процентов риска. А на четырехмоторном - целых четыреста!' Казалось бы, попытка покорить кратчайший воздушный путь в Америку будет повторена уже следующим летом. Однако в 1936-м экипаж Чкалова, Байдукова и Белякова отправился по маршруту в пределах СССР: Москва - Шпицберген - Северная земля - Петропавловск-Камчатский - остров Удд. Через два дня после этого перелета всем троим присвоили звание Героя Советского Союза. Тогда же по решению ЦК ВКП(б) Валерию Павловичу без прохождения кандидатского стажа вручили партийный билет. До лета 1937 года все полеты над полюсом были запрещены лично товарищем Сталиным, который считал, что без знания метеоусловий этого делать нельзя. Лишь после того, как на дрейфующей льдине высадились Папанин, Кренкель, Федоров и Ширшов, а станция 'СП-1' стала регулярно отправлять метеосводки, Чкалов получил 'добро' на полет через полюс в Америку.
Русские идут!
Собираясь в трехсуточный авиаперелет, экипаж боролся против каждого килограмма лишнего веса. Поэтому летчики взяли с собой лишь несколько баллонов кислорода, а общий вес продуктов питания снизили с 350 до 115 килограммов, притом что в случае вынужденной посадки им пришлось бы неделями ждать помощи в необитаемом месте. Более четверти пути АНТ-25 находился в экстремальных условиях: из-за обледенения фюзеляжа вес машины резко увеличился, а потому двигатель работал на пределе своих возможностей. В системе охлаждения мотора выкипела почти вся вода, а в резервном баке жидкость замерзла. Предотвратить остановку единственного двигателя помогла находчивость экипажа - в систему охлаждения они залили собственную мочу! К концу 64-часового перелета летчики более всего страдали от кислородного голодания. Самые последние запасы кислорода командир экипажа Чкалов и штурман Беляков отдали второму пилоту Байдукову, который в одиночку повел самолет на высоте 6100 метров, ориентируясь лишь по вершинам Скалистых гор. Израсходовав почти все топливо (его оставалось лишь около ста литров) и преодолев расстояние в 9130 километров, краснокрылый АНТ-25 совершил посадку на военном аэродроме в окрестностях города Ванкувер на северо-западе США. Летное поле моментально заполнили вездесущие репортеры, которые никак не могли поверить в то, что приземлившийся самолет был полностью сделан в Советском Союзе. Чкалову даже пришлось открыть двигатель машины, чтобы американцы могли своими глазами увидеть там заводскую табличку с надписью 'СССР'. По рассказам самого Валерия Павловича, по прибытии в Америку экипаж в течение нескольких дней отдыхал и отсыпался в доме генерала Маршалла. В это время отважную троицу пригласили на прием в Белый дом, но из всей одежды у них имелись только летные комбинезоны. Тем не менее всего лишь через час подчиненные генерала доставили в его дом коробки с обувью, десятки вариантов брюк, смокингов и рубашек. За проявленную расторопность адъютант Джим Хаттан получил от экипажа бесценную реликвию - пустой клеенчатый мешок с надписью 'Продукты ? 34', в котором хранилась провизия, съеденная во время трансарктического перелета. Когда в назначенное время одетые в смокинги Чкалов, Байдуков и Беляков появились в Овальном кабинете Белого дома, президент США Франклин Рузвельт попросил своих помощников поднять его с инвалидной коляски, чтобы он мог приветствовать советских летчиков не сидя, а стоя.
Патроны с 'сюрпризом'
Лавину славы, которая обрушилась на вернувшихся из Америки летчиков, можно уподобить только той, что впоследствии досталась Юрию Гагарину. Фамилии членов героического экипажа были на устах у всех советских людей. Неудивительно, что в том же 1937-м всех троих избрали депутатами Верховного Совета СССР. А уже весной 1938-го вождь всех времен и народов сказал: 'Пора тебе, Валерий, переходить на партийную и государственную работу. Тебя уважает наш народ, тебя любит весь мир. Такие люди должны быть у руля государства'. Сталин предложил Чкалову руководить сразу двумя наркоматами - транспорта и внутренних дел. Свой отказ Валерий Павлович мотивировал тем, что ему необходимо закончить испытания новейшего советского истребителя. Спланированная Сталиным замена руководителя НКВД Николая Ежова на всенародно любимого летчика должна была продемонстрировать всему миру отход от политики 'большого террора' к более мягкому режиму в стране. Тем не менее именно в это время сам Чкалов не считал себя в полной безопасности: по воспоминаниям жены и сына, ложась спать, он всегда клал под подушку пистолет. Осенью 1938 года Чкалову, как заядлому охотнику, подарили целую коробку патронов, которыми он так и не успел воспользоваться. Впоследствии же выяснилось, что патроны эти были не простыми - при стрельбе они давали осечку, а после переламывания ружейного ствола стреляли в обратную сторону. Любопытная деталь: Чкалов являлся членом Горьковского обкома ВКП(б), а ту самую коробку с патронами ему привезли из Горьковского управления НКВД.
Трагедия на Ходынке
За истекшие 65 лет о последнем чкаловском полете написана масса 'сенсационных' статей. Суть подавляющего большинства публикаций сводится к тому, что отважного летчика погубили вездесущие чекисты. В самом деле: если были злополучные патроны и НКВД действительно пыталось убить Чкалова, то, стало быть, оно его и убило. Однако более внимательное чтение воспоминаний непосредственных свидетелей этой трагедии позволяет по-новому взглянуть на нее. Много раз писалось о том, что перед первым испытательным полетом на истребителе И-180 были убраны лобовые жалюзи и поэтому на 25-градусном морозе его двигатель якобы обязательно должен был переохладиться. В действительности убранные жалюзи вовсе не свидетельствуют о наличии заговора, поскольку это распоряжение отдал... сам генеральный конструктор самолета Н.Н. Поликарпов. Дело в том, что вместо задержанного заводом-изготовителем пропеллера ВИШ-23Е Поликарпов решил временно установить на самолет однотипный винт ВИШ-3Е. Эта замена привела к тому, что мотор работал на повышенных оборотах и перегревался, а снятые жалюзи как раз и позволяли уменьшить опасный перегрев. Еще одним 'доказательством' чьей-то диверсии считается то, что на испытуемом самолете не убирались шасси. Они на самом деле не убирались, что сильно ухудшало обтекаемость машины; это помешало Чкалову дотянуть до взлетной полосы аэродрома. Однако и здесь есть одно 'но'. Программой первого дня испытаний И-180 предусматривалось, что полет от начала и до конца будет проходить именно в таком режиме. В полетном задании было черным по белому записано: 'Два круга над аэродромом на высоте 600 метров без уборки шасси...' Так что же действительно произошло 15 декабря 1938 года на Центральном аэродроме города Москвы, располагавшемся на территории печально известного Ходынского поля? Самолет сделал один круг, а затем ушел далеко за границы Ходынки, пролетев над ближней дачей Сталина (напомним, что испытания И-180 проходили в канун дня рождения вождя и первый полет был своеобразным подарком Ему). Кроме того, вместо предписанной высоты в 600 метров во втором круге Чкалов набрал 2000 метров, что явилось еще одним грубейшим нарушением полетного задания. Наконец пилот зашел на посадку и, сбросив обороты двигателя, стал издали снижаться на полосу. Поняв, что с выпущенными шасси самолет слишком быстро теряет высоту, Чкалов прибавил газу, переведя мотор во взлетный режим, но тот не слушался летчика - стал 'чихать' и вскоре заглох. Летчик боролся за жизнь экспериментальной машины и пытался дотянуть до аэродрома с неработающим двигателем. Во время аварийной посадки И-180 врезался в опору линии электропередачи. От страшного удара пилота вместе с креслом выбросило из кабины на расстояние 15 метров. По разным свидетельствам, после этого он прожил от 40 минут до двух часов и умер в страшных мучениях в Боткинской больнице Москвы. Спору нет - во время самого первого вылета И-180, как и многие другие машины, действительно имел множество недоработок, но ни одна из них напрямую не вела к катастрофе. Если кто-то и пытался убить Чкалова, подстроив аварию именно в этом полете, то он сделал это из рук вон плохо. Потому что все органы управления самолета до последней секунды были исправны и при четком выполнении полетного задания (даже в случае отказа мотора) пилоту гарантировалась посадка на аэродроме... И вот какая мысль приходит на ум, если попытаться проанализировать причины и обстоятельства целого ряда катастроф ХХ века от 'Титаника' и до Чернобыля: наверное, не стоит искать чей-то злой умысел там, где имеет место простое несоблюдение правил...
P.S. Урна с прахом Валерия Павловича Чкалова установлена в Кремлевской стене. Память об этом человеке увековечена в названии Оренбургского училища летчиков, двух авиационных заводов, трех городов, многих морских судов, школ и т.д. Улицы имени Чкалова есть во всех городах России и ближнего зарубежья. Есть улица с таким названием и в американском городе Ванкувере.