Индекс экономического развития (ИЭР): Октябрь к текущему году - 150,4 Январь-октябрь к 2002 году - 107,7
фото В общем, жить можно. И даже наращивать темпы, пока есть резерв в виде простаивающих мощностей. Однако наметившийся подъем республиканской экономики актуализирует проблему технического перевооружения промышленных предприятий. Для устойчивого роста нужны капитальные вложения, а по данному показателю республика пока плетется в хвосте России всей. Если мы вернемся на год назад, то увидим, что в прошлом октябре ИЭР не превышал 90. При приблизительно равных с нынешним годом значениях индексов физического объема производства в промышленности октябрь 2002 года характеризовался более значительным отставанием - 33-34 процента - по сальдированной прибыли и инвестициям в основной капитал. То есть зафиксированный по итогам десяти месяцев текущего года рост индекса развития обязан достижению прошлогоднего уровня капвложений и - отчасти - сокращению отставания по объемам прибыли. В денежном эквиваленте объем производства в октябре составил 8,1 млрд рублей, что на 32 процента превышает среднемесячный показатель 2003 года. Это рекордный с начала года месячный объем выпуска продукции в промышленности Удмуртии. Немалую долю в объеме промпроизводства занимает рост цен производителей на свою продукцию - по сравнению с октябрем 2002 года на 22 процента при уровне инфляции в этом месяце 10,2 процента. Просевший в сентябре чуть ли не вдвое показатель отгрузки в октябре увеличился незначительно - на 2 процента. Практически на том же уровне, что и в сентябре, остался объем нереализованной продукции - 10,2 млрд рублей. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос почти в 2 раза. В результате, если в октябре 2002-го объемы отгрузки и остатков продукции были примерно равными, то сегодня процесс затоваривания складов опережает ежемесячный объем реализации в 1,6 раза. Индекс физического объема промышленного производства пока остается на приемлемом уровне, но продолжает неуклонно снижаться: со 113,7 процента в начале года до 106,5 процента к началу ноября, что ниже среднероссийского уровня (108 процентов). За октябрь индекс физического объема уменьшился еще на 0,4 процента. Рост этого показателя формируют темпы производства в основных отраслях удмуртской экономики: в топливной - 9,3, в машиностроении и металлообработке - 8,3 процента к уровню января-октября 2002 года. Количество произведенных автомобилей в октябре превысило 80 тысяч штук. В то же время, по нашим данным, месячные объемы реализации продукции 'Иж-авто' упали в октябре-ноябре приблизительно на 30 процентов по сравнению с летними месяцами. Добыча нефти на территории Удмуртии за 10 месяцев 2003 года достигла 7,1 млн тонн. Объем производства в черной металлургии в октябре, всего за один месяц, поднялся до 116 процентов - высокий процент роста, характерный для производств 'с нуля'. В течение двух лет отрасль находилась в глубокой депрессии, ежегодное падение объемов производства в черной металлургии достигало 10-15 процентов. По данным за октябрь, производство массовых видов продукции отрасли - стали и проката черных металлов - по-прежнему ниже уровня 2002 года. Рост промышленного производства в октябре 2003 года, % Западающий пока показатель сальдированной прибыли - 73 процента к уровню 2002 года - может потенциально добавить к сегодняшнему ИЭР еще 10-15 процентов роста. Немало, но это все. Это потолок, преодолеть который в каждый следующий год будет все труднее. В отраслевой структуре общереспубликанской прибыли, как и год назад, 60 процентов занимает топливная промышленность. Отрасль машиностроения и металлообработки закончила третий квартал с убытком в 88 млн рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2003-го количество убыточных предприятий в Удмуртии увеличилось на 21 процент, а сумма убытка - в 1,8 раза, достигнув почти 2 млрд рублей. Рентабельность работы удмуртской экономики, согласно статистике, за год увеличилась с 8,8 до 9,6 процента. При этом в промышленности рентабельность упала - с 18 до 12,6 процента. Объем кредиторской (44,4 млрд рублей) и дебиторской (42 млрд рублей) задолженности предприятий и организаций Удмуртии за октябрь уменьшился на 2 процента. По сравнению с 2002 годом 'кредиторка' выросла на 11 процентов, 'дебиторка' - на 22,5 процента. При этом доля просроченной дебиторской задолженности сократилась за год с 25 до 18 процентов, уменьшилась и задолженность государственных заказчиков - на 38 процентов. Коэффициент покрытия (отношение оборотных средств к объему краткосрочных обязательств), характеризующий платежеспособность предприятий, составил на 1 октября 142 процента при нормативном уровне 200. За прошедший год финансовое состояние экономики Удмуртии ухудшилось на 6 процентов. Особенно близко к банкротству подошли такие отрасли, как общественное питание (77%), черная металлургия (78%), легкая и деревообрабатывающая промышленность (101%). Задача удвоения ВВП явно не может быть решена использованием имеющихся, в том числе простаивающих в данный момент, производственных мощностей. Объем инвестиций в основной капитал - 8,5 млрд рублей - пока не превышает прошлогодний уровень. Его основной объем - 46 процентов - был использован на приобретение оборудования и инструментов. Доля промышленности в отраслевой структуре капвложений снизилась с 56 до 42 процентов. Особенно ощутимо сократились инвестиции в основной капитал предприятий машиностроения и топливной отрасли. Одновременно доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал составила в январе-сентябре 2003 года 26 процентов: увеличение к уровню прошлого года - 8 процентных пунктов. В целом крупными и средними предприятиями республики за три квартала 2003 года произведено финансовых вложений на 28,8 млрд рублей (для справки: в 2002 году - 58,8, в 2001 - 18 млрд рублей). О том, что за прошедший год инвестиционный климат в Удмуртии ухудшился, свидетельствует сокращение доли долгосрочных вложений с 91 до 84 процентов, а также уменьшение объемов привлеченных средств - с 25 до 18 процентов. В январе-сентябре 2002 года в объеме привлеченных средств 23 процента составляли банковские кредиты, в текущем году данный показатель не превышает 1 процента. По данным обследования деловой активности крупных промышленных предприятий, индекс предпринимательской уверенности составил в ноябре текущего года минус 4,8 процента, что, несмотря на отрицательное значение, на 7 пунктов выше, чем в октябре. Относительно перспектив изменения экономической ситуации количество оптимистических и негативных прогнозов оказалось одинаково малым. До 70 процентов руководителей надеются перезимовать без каких-либо резких движений в экономике. Будет как всегда.
В ожидании KIA: 'Иж-авто' отправляется в 'чао'
Судя по всему, на ижевском автозаводе возникли проблемы финансового плана. По сведениям, полученным из достоверных источников, начиная с августа объемы продаж автомобилей производства 'Иж-авто' неуклонно снижаются на 500-1000 машин в месяц.

Судя по всему, на ижевском автозаводе возникли проблемы финансового плана. По сведениям, полученным из достоверных источников, начиная с августа объемы продаж автомобилей производства 'Иж-авто' неуклонно снижаются на 500-1000 машин в месяц. Объем реализации в ноябре оказался почти на 30 процентов ниже уровня летних месяцев и не превысил 6,5 тысячи штук. При этом, согласно официальной статистике, рост производства на 'Иж-авто' составляет по итогам 10 месяцев текущего года 18,7 процента. Несмотря на снижение реализации, в октябре с конвейера автозавода сошел обычный среднемесячный объем продукции - 8,4 тысячи автомобилей. Около тысячи из них пополнили заводские склады. И это только за один месяц. Положение осложняется тем, что машины с 4-ступенчатой коробкой передач покупают очень неохотно, а поставки '5-ступеньки' в Ижевск АвтоВАЗ практически прекратил. Спад продаж автомобилей, обусловленный сезонностью, наблюдается в начале каждой осени. Самые дешевые в России машины ижевского производства пользуются определенным спросом среди жителей села, но весь октябрь селяне заняты уборкой урожая. В ноябре колхозники получают на руки деньги за уборочную, и чуть просевшая реализация 'Ижей' и 'шестерок' выравнивается. Но в текущем году этого не произошло. Возможно, неурожай зерновых отразился на зарплатах крестьян. Возможно, произошло переключение на подержанные иномарки, которыми перед увеличением таможенных пошлин наводнили Россию. Покупатель, даже сельский, пошел нынче привередливый: обращает внимание даже на такие мелочи, как плохо закрывающиеся двери и крышки бардачков, вздутия лакокрасочного покрытия и отказ свечей зажигания - частые дефекты ижевских автомобилей. А с началом эксплуатации выявляются и другие 'сюрпризы'. Особенно много нареканий к 'шестеркам'. Соответственно, именно по ним произошло глубокое сокращение объемов продаж. В общем, специалистам автозавода есть над чем работать в плане повышения конкурентоспособности своей продукции. Большие надежды возлагаются на ВАЗы 4-й модели, массовый выпуск которых был начат в текущем году, и запуск производства с 2004 года 'универсала'. Тем временем после ноябрьских праздников большая часть работников 'Иж-авто', особенно ИТР, была переведена на 3-4-дневную рабочую неделю. В минувший понедельник, 1 декабря, автозавод провел один день в 'чао'. В новогодние праздники 'Иж-авто' будет отдыхать до 12 января. На заводе на 6 месяцев вперед прекращен прием специалистов и финансовые отношения со сторонними организациями. Ожидаются большие сокращения среди работников отделов. Лихорадящие 'Иж-авто' события накладываются на смену руководства завода и запуск проекта по сборке южнокорейских автомобилей KIA Spectra. Директор автозавода Дмитрий Рябов переводится в структуре СОКа на место Рустема Шиянова, а 'Иж-авто' фактически уже возглавляет бывший вице-президент АвтоВАЗа Михаил Добындо. Именно с его приходом, а также переоборудованием конвейера под сборку KIA связывают грядущие увольнения на автозаводе. Массовое производство 'южнокорейцев', возможно, позволит 'Иж-авто' вновь достигнуть точки безубыточности. Пока же, по словам главы бюджетной комиссии Госсовета УР Софьи Широбоковой, автозавод не платит налог на прибыль, а его недоимка в республиканский бюджет составляет 58 млн рублей. К тому же проект KIA, в случае успешной реализации, ставит крест на дальнейшей судьбе 'Ижей'. Кому-то, может, и обидно. Все-таки визитная карточка Ижевска. А не Сеула.