фото Эта проблема давно вышла за рамки охраны здоровья как таковой. И, похоже, средства ее решения становятся все менее вразумительными. Так, завучи нескольких ижевских школ, ссылаясь на некое 'новое положение', предложили родителям поставить свои подписи под документом, согласно которому им грозит крупный штраф (до 100 'минималок'), если их ребенок будет застигнут с сигаретой на территории или в здании школы. Эту информацию мы попросили прокомментировать специалистов управления образования Ижевска Светлану Суджян и Фаину Миронову. Действительно, ст. 6 Федерального закона ? 87 'Об ограничении курения табака' от 10 июля 2001 г. запрещает курить в общественных местах, в том числе в образовательных учреждениях. Однако ни упомянутый закон, ни Кодекс об административных правонарушениях не предусматривают, чтобы школы сами налагали штрафы за нарушения. Как выразилась Светлана Суджян, у учителей есть только одно средство - воспитание. Они могут лишь сообщить 'куда надо'. Действия администрации школ они сочли незаконными. Однако добавили, что директоров и учителей можно понять, ведь они ежедневно сталкиваются с ужасающими масштабами явления. Так, в школах Ижевска в 7-11 классах курят 53% юношей и 33,3% девушек (в среднем 40%). Причем в 11-х классах показатель еще выше - 72 и 34% соответственно. Любопытно, что 95% курящих школьников знают о том, чем им грозит пристрастие к табаку, именно от педагогов. По всей видимости, школьным администраторам надоело прибегать лишь к нравоучительным беседам. И теперь, как сообщила Фаина Миронова, Министерство образования УР начинает пропагандистскую кампанию о вреде курения уже с дошкольного возраста под лозунгом 'Курить - не модно!'. Специально подготовлена образовательная программа для первоклассников 'Полезные привычки'. Выпущены рабочие тетради в стиле 'Что такое хорошо и что такое плохо' с различными играми, задачами, раскрасками. Аналогичные издания готовятся и для младших классов - 'Полезные навыки'. Городской бюджет выделяет на эти цели 420 тысяч рублей. И еще одна новация грозит школьникам, прячущим кое-какие свои 'грешки'. Она касается профилактического осмотра учащихся с помощью прибора, определяющего, употребляет ли 'подопытный' наркотики. Экспертно-диагностический прибор 'Лира-100', рекомендованный Минздравом РФ, выявляет употребление подростками психоактивных веществ на ранней стадии. Далее информация доводится до родителей. Аппарат уникален тем, что не требует сдачи каких-либо анализов и по простоте использования сопоставим с измерением температуры тела. Аналогов, как утверждают разработчики, в мире нет. Эту информацию в управлении подтвердили, показав соответствующее положение. Участие педагогов в рейдах по вылавливанию подростков из притонов эффекта не дает. Родители, которым предложили подписаться под этими новациями, как ни странно, согласились на штрафы, но отказались от обследования детей прибором. Узнать, что твой ребенок курит, все-таки не так страшно, как убедиться, что он еще подсел на иглу. А пока суд да дело, школяры продолжают дымить в стенах школ и вне их, пренебрегая строгими запретами.
Другая жизнь
В республике не так много учебных заведений, которые могут похвастать более чем полувековой историей. Единственной в Удмуртии сарапульской школе-интернату для слабослышащих детей скоро исполнится 70 лет. Накануне юбилея мы встретились с директором Юрием Перескоковым (он руководит школой с 1985 года).

Образованная осенью 1933 года первоначально для глухих детей сарапульская школа делила здание с национальной школой для башкир и татар. Вскоре национальной школе нашли другое помещение, а в 1956 году произошло еще одно 'отселение' - в Ижевск отправили глухих детей, а для слабослышащих построили еще один корпус. Сегодня в школе учатся и живут 120 детей из Ижевска, Сарапула, Нефтекамска и Чайковского. Ежегодно интернат принимает 10-15 новичков, брать больше не позволяет стесненность в площадях. А после закрытия в 1992 году из-за ветхости школьных мастерских и спального корпуса дети спят на двухъярусных армейских кроватях; стеснили библиотеку... Если вникнуть в распорядок дня учащихся, то станет ясна специфика школы: после обеда начинаются индивидуальные занятия с педагогами. Дети с патологией слухового аппарата с помощью квалифицированных логопедов учатся общаться в обычной языковой среде, понимать слышащих. Учась здесь, многие воспитанники добивались успеха и признания в различных конкурсах и соревнованиях. Так, еще во времена славы советского хоккея здешняя мальчишеская команда побеждала не только в городских турнирах, но и на чемпионатах мира среди глухих. Кроме программы общего среднего образования (ее осваивают чуть дольше, чем в обычной школе), воспитанники столярничают (комплекты мебели стоят в помещениях администрации Сарапула), хорошо рисуют (недавно на московской выставке один бельгиец купил картину ученицы школы Галины Казаковой за $1000), замечательно поют (про Женю Девятых много писала республиканская пресса). Юрий Алексеевич настаивает на том, что опасения родителей (отдавать или не отдавать ребенка с дефектом слуха сюда?) - напрасны. Хорошо отработанные специальные методики позволяют подобрать 'ключ' к каждому ребенку, создать для него комфортные условиях проживания и обучения. Опыт 70 лет работы показывает, что закончившие школу не только успешно работают на предприятиях, но и учатся в вузах. Нынче студентами стали пять выпускников интерната. Главный итог работы 25 педагогов и 26 воспитателей - дети со слабым слухом становятся полноценными гражданами и специалистами, не чувствуют себя отчужденными, а значит, находят себя в жизни.
Минус миллиард
Постановлением правительства России с 1 января 2005 года состоится перевод республиканской системы начального профессионального образования (НПО) с федерального уровня финансирования на региональный. В ближайшее время Москва предписывает начать передачу правовой базы и собственности в руки региональных органов. Начальник НПО Министерства образования УР Василий Вахрин не видит в этом радужных перспектив.

Сегодня в Удмуртии 44 училища готовят рабочих 150 профессий. В них на средства бюджета учатся 17 тысяч подростков и еще 14 тысяч - за плату. Сельскому пареньку в городе трудно самому найти (а главное оплатить) жилье. Поэтому существует тенденция открывать в райцентрах малокомплектные филиалы ПТУ. Профессиональные предпочтения современных тинейджеров сформированы в определенном русле - работа должна быть хорошо оплачиваемой и непыльной. Городская молодежь из 'пролетарских' слоев мечтает в основном о профессиях водителя (автомеханика) и повара. Последняя особо популярна среди сирот (таких в системе НПО учится 793 человека). Говорят, 'чтобы всегда быть сытым'. Или такой аргумент - 'в армию заберут, так уж лучше на кухне работать или баранку крутить'. На селе нужнее сапожники и телемастера. Наладить обучение таким специальностям - дело затратное. Да и сами вчерашние школьники идут на эти специальности неохотно, считая их непрестижными. Минтруда, проанализировав ситуацию на рынке труда в республике, выяснило потребности в кадрах рабочих профессий на 2001-2004 годы. Востребованы были монтажники радиоэлектроники, слесари, токари, водители, фрезеровщики, электромонтеры. Если потребность в водителях 'закрывается' легко, то потребность в станочниках - проблема номер один. Вроде бы и готовят их достаточно, но не в почете эти профессии у молодых ребят. Зарплата в 2500-3000 рублей не выглядит привлекательной. Новости из Москвы Василий Вахрин воспринял без воодушевления. В итоге, считает он, помимо урезания расходов, сократится сеть начального профессионального образования. На следующий год в федеральном бюджете на финансирование республиканской системы НПО предусмотрено 750 млн рублей. Подсчитано, что в 2005 году смета возрастет до 1 млрд рублей. Правительство УР пока не дает определенного ответа. Однако Москва настаивает на скорейшей передаче правовой базы на уровень региона, а с января 2004 года требует начать передачу собственности. По-видимому, принять систему НПО республиканскому правительству все-таки придется. И, скорее всего, 'подвесят' их (в соответствии с распоряжением от 18 августа этого года 'О базовом предприятии учреждений НПО') к конкретным заводам соответствующего профиля, которые обязаны будут шефствовать над будущими рабочими, давать им практику, гарантировать выпускнику работу по специальности. Несмотря на рекомендательный характер этого распоряжения, стоит ожидать усиления административного нажима со стороны властей, чтобы переложить хотя бы часть бремени расходов. Обучение одного человека рабочей специальности обходится бюджету в 15 тысяч рублей. Урезать расходы - значит ухудшить теоретическую и практическую подготовку. Уже сейчас можно сослаться на 'передовой опыт' Ульяновской области, где подобный перевод состоялся: сеть НПО сократилась на треть, в училищах перестали бесплатно кормить воспитанников. Этого и нам стоит ждать. Оптимизм Василия Никитовича подпитывается убеждением, что при любом раскладе рабочий будет нужен.
P.S. В Правительстве УР комментировать грядущие изменения отказались, сославшись на то, что вопрос находится на согласовании двух профильных министерств. Идет подготовительный этап работы...