Дрожжинов Владимир Иванович - Владимир Иванович, создание электронного правительства - это вопрос политический. Ведь предполагается, что со временем государственная бюрократия должна будет лишиться значительной части своей реальной власти в пользу неких технологий. Это осознается чиновниками?
- Может быть. Но с другой стороны, всем ясно, что этот процесс достаточно медленный. Не будет так, что в один момент в связи с появлением электронного правительства половину служащих уволят. Более того, есть опыт реформы управления в разных странах. Из него следует, что сокращение числа госслужащих нигде не давало иного эффекта, кроме ухудшения качества государственных услуг. Чиновники, они такие же граждане, как и все мы. Не надо создавать из них образ врагов общества. Сама автоматизация управленческого труда не приводит к прямому высвобождению людей. Число чиновников может не измениться, но возрастет эффективность их работы. Автоматизированные экспертные системы позволят принимать решения не по наитию, а на основе базы знаний. Кроме того, в передовых странах подчас планово идет перевод определенной части чиновников на надомный режим работы (т.е. на телеработу). Понятно, что в этом случае обеспечивается связь домашнего компьютера с вычислительной системой офиса учреждения, где чиновник служит. Расти по службе, не выходя из дома, - вот новейшая парадигма карьеры 'домашних затворников'.
- В России информация - это не товар в западном понимании, а некий символ. Отказать в предоставлении информации - любимый российский способ демонстрации своей власти. При электронном правительстве предполагается, что раскрытие информации - это не милость, а обязанность властных институтов. Не станет ли нежелание расставаться с этим символом власти препятствием на пути к электронной России?
- Традиции закрытости могут быть преодолены только давлением общества и населения на госорганы для того, чтобы они стали более открытыми. А вообще, многое решается на уровне законов. В США есть специальный акт, который обязывает ведомства публиковать информацию о себе и иметь специальные подразделения, отвечающие на запросы граждан. У нас есть 98-е постановление правительства, обязывающее федеральные органы публиковать информацию о своей деятельности. Помимо этого, разрабатывается специальный закон на ту же тему. А в регионах это вопрос местной политики. Только давлением общества, через своих лоббистов в законодательных органах можно добиться большей открытости власти.
- То есть пока у нас не будет гражданского общества, не будет электронного правительства?
- Все у нас будет. Эти процессы идут одновременно, но находятся в разных стадиях развития. Их соотношение будет меняться. Я понимаю необходимость этого. Вы понимаете... Нас уже двое. А еще в зале сегодня было несколько десятков человек.
- Значит, идеи электронного правительства по-прежнему продвигают отдельные личности. Есть в мэрии Ижевска заинтересованные люди, город на голову опережает республику. Не было бы их, эти идеи оставались бы всем безразличны.
- А как иначе? Всегда, пока идея не овладеет первыми лицами, результата нет. Вот прониклись ею Балакин и Ушнурцев, сразу дело пошло. То есть в управленческих структурах, если нет посыла с самого верха, низы могут только будировать постановку проблем, но не их решение. Пока, например, президент Удмуртии не озвучит публично идеи электронного правительства, не проявит интерес к связи и информатизации и их эффективной организации, как это делается в передовых зарубежных странах и субъектах Российской Федерации, то так и не появится в правительстве республики комитет по связи и информатизации, как это сделали недавно в Чувашии.
- На сегодняшнем 'круглом столе' прозвучала мысль, что Удмуртия в плане развития современных информационных технологий является регионом упущенных возможностей. Ее научный и кадровый потенциал не используется, не выделяются деньги на их развитие...
- Постоянно звучит, что у вас в бюджете нет денег на развитие информационных технологий. Но ведь они есть в других местах. А республика не шлет даже своих проектов на соответствующие федеральные конкурсы в этой сфере. Причем с совершенно странным для высокотехнологичной республики обоснованием - 'мы еще не поняли, как это делается...'
- Получается, что в деле развития новых информационных технологий Удмуртия постоянно опаздывает. Мы не успели послать заявку в один проект, не участвуем во втором, в третьем... Опоздание уже безнадежно или еще можно купить счастливый билет?
- У вас есть шанс. В Ижевске, как мне сказали, живет почти половина населения республики, а в городе есть понимание необходимости развития новых технологий, в том числе и на уровне первых лиц. Поэтому надежда есть.
Дрожжинов Владимир Иванович
кандидат физико-математических наук, директор проекта 'Центр компетенции по электронному правительству при Американской торговой палате в России'. Имеет 30-летний опыт системной интеграции, разработки и внедрения информационных технологий в организациях и на предприятиях. В последние годы разрабатывал бизнес-стратегии, управлял проектами и подготовкой предложений для тендеров, разрабатывал маркетинговые компании продвижения продуктов и услуг на рынке, управлял финансовыми потоками, руководил связями с общественностью, подготовкой персонала и административно-хозяйственным обеспечением. В частности, под его руководством был выигран тендер на участие в создании компьютерной сети Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, затем в качестве директора проекта он довел его до успешного завершения. Отвечая за продвижение услуг и продуктов в государственном секторе, он поддерживал деловые отношения с руководителями различных государственных органов (ФАПСИ, Госдума и др.), консультировал их, демонстрируя способность убеждать лиц, принимающих решения, с помощью аргументов и фактов. Автор более 150 статей в научной, технической и коммерческой прессе, а также соавтор нескольких книг. В.И. Дрожжинов неоднократно был признан одним из первой сотни лиц, существенно влияющих на развитие компьютерного бизнеса в России.