В октябре 2003 года на территории Удмуртии собрано 2 млрд 42,4 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 282,1 млн руб. больше, чем в сентябре. В итоге по ситуации на 1 ноября остатки на бюджетных счетах увеличились до 796,6 млн рублей. Однако после октябрьской индексации зарплат эта внушительная сумма резерва уже не гарантирует стабильности. Во всяком случае, если сравнить остатки на конец октября с аналогичными данными за прошлый год (790,6 млн руб.), видно, что это фактически одна и та же сумма, а расходные обязательства властей за год значительно возросли. На тот же вывод наталкивает и сопоставление расходов и доходов консолидированного бюджета в октябре прошлого года с нынешним. Цифры, конечно, выросли (доходы +6,8 %, расходы +10 %), но в обоих случаях рост оказался ниже инфляционного. Пределы возможного задаются общей ситуацией со сбором налогов на территории Удмуртии. В октябре сумма 'удмуртских' налогов, поступивших во все уровни бюджетов (в т.ч. федеральный) снизилась по сравнению с октябрем прошлого года на 12,7 процента. Сравнение сумм сбора налогов в Удмуртии за десять месяцев прошлого года с аналогичным периодом текущего 2003 года лучше (+6,8 %), но, учитывая годовую инфляцию, в реальности происходит падение. В октябре по сравнению с сентябрем прирост дали только два налога: на прибыль и на имущество. Причем большую часть налоговых доходов (398,6 млн руб.) принес именно налог на прибыль, однако не исключено, что так же, как это уже один раз было, большая часть прибавки связана не с промышленным ростом, а с налогообложением доходов за продажу акций 'Белкамнефти'. табл. В столь сложной ситуации со сбором налогов стабилизация исполнения консолидированного бюджета Удмуртии была обеспечена в основном благодаря двум источникам: снижению централизации бюджетных ресурсов и получению ссуд из федеральной казны. В результате сумма налоговых доходов консолидированного бюджета за десять месяцев 2003 года увеличилась по отношению к январю-октябрю прошлого года на 17,6 процента, а государственный долг по бюджетным ссудам вырос за год ровно на треть. Но снижение уровня централизации (в октябре 2002 г. - 41,6 %, в октябре 2003 г. - 31 %), возможно, имеет и обратную сторону - сокращение помощи Удмуртии по линии дотаций, субвенций и субсидий из федерального бюджета (-11,7 % по сравнению с январем-октябрем 2002 г.). Дополнительными источниками, компенсировавшими это сокращение, стали неналоговые доходы (+30,8 % по сравнению с январем-октябрем 2002 г.) и двукратное увеличение поступлений 'безвозмездных перечислений' (большую часть которых составили средства, вырученные от продажи республиканского пакета акций 'Белкамнефти'). Однако основная часть дополнительных доходов ушла на погашение госдолга и кредиторской задолженности бюджета Удмуртии. В октябре республиканские власти также продолжали сдерживать рост бюджетных долгов, в результате госдолг уменьшился по всем позициям в общей сложности на 33,9 млн руб. (-1,3 %), но общая задолженность, несмотря на сокращение по отдельным статьям, все равно увеличилась на 102,2 млн рублей. Сдержанность республиканских властей в октябрьских расходах привела к сокращению по отношению к сентябрю затрат на правоохранительные органы (-13%), капитальное строительство (-16,6 %) и сельское хозяйство (-32,4 %). Остальные основные расходные статьи были профинансированы с ростом: органы власти и управления (+15 %), транспорт (+44 %), ЖКХ (+6 %), культура (+14,9 %), государственные СМИ (+5,1 %), здравоохранение (+9,9 %), социальная политика (+1,9 %). Самое большое увеличение, как и ожидалось после индексации зарплат учителям, произошло в сфере образования (+21,3 %). Но, учитывая, что общее увеличение расходов по сравнению с октябрем прошлого года ниже инфляционного, рост получился достаточно сдержанным буквально по всем статьям.
Рейтинг налогов в октябре