фото Практика прошлых лет показывает, что социологические опросы населения, регулярно проводимые избирательными штабами, далеко не гарантируют объективных прогнозов результатов голосования. Между тем не следует забывать, что нынешние думские выборы уже четвертые по счету, и сравнительный анализ итогов кампаний 1993, 1995 и 1999-го годов может дать достаточно серьезную пищу для размышлений. Наша гипотеза состоит в том, что для пореформенной Удмуртии характерен мощный протестный, демократический потенциал, проявляющийся в ожидании появления честной и ответственной политической силы, которая не будет связана с дискредитировавшей себя 'партией власти', победит на выборах и наведет, наконец, в стране и республике порядок. Условно обозначим такое политическое движение или партию как 'новую силу'.
Какой будет явка? В течение всех трех предыдущих думских выборов явка в Удмуртии только возрастала и достигла в 1999 г. 61,8% (для сравнения: в 1993-м и 1999 гг. - около 48 и 58% соответственно). Однако вряд ли нынешняя явка серьезно превысит явку в последнюю кампанию: шоу вокруг ареста Ходорковского и борьба с оборотнями в погонах явно уступает интриге с лобовым столкновением в 1999 г. ОВР и 'Единства', представлявших на тот момент разные лагеря расколовшейся политической элиты страны. Поэтому явка по Удмуртии примерно в 60 % выглядит и оптимистичной, и в то же время вполне вероятной. Если так и произойдет, то в Удмуртии 7 декабря в голосовании примет участие около 720 тысяч человек.
Партия власти Ситуация с 'партией власти' в республике в ходе трех парламентских выборов 90-х гг. каждый раз менялась достаточно радикально в связи с появлением принципиально новых факторов в политической жизни страны и республики. Тем не менее анализ данных по всем трем избирательным кампаниям позволяет сделать ряд важных выводов. В 1993 году как 'партию власти' в России презентовали специально созданный под новые (после 'конституционного переворота' октября) реалии реформаторско-демократический 'Выбор России'. В Удмуртии он набрал всего 15,22 %. Протестные настроения или апатия избирателей республики, экономика которой с ее 80 % ВПК находилась в глубоком кризисе, выразились: в сравнительно низкой явке - 47,93 %; голосовании за ЛДПР - 16,59%; голосовании за 'аполитичных' 'Женщин России' - 13,7%; самом высоком (в сравнении с последующими выборами в ГД) голосовании против всех - 4,56 %. Интересно, что отход от 'реформаторов' не вылился тогда в 'реванш' коммунистов, набравших всего около 10,4%. В 1995 г., когда 'партия власти' в лице черномырдинского НДР ('Наш дом - Россия') шла на выборы уже в более, так сказать, чистом виде - без акцента на 'демократическую' идеологию, ее результаты оказались еще менее значительными - всего 6,4% голосов. Уникальная ситуация сложилась на выборах 1999 года, когда в республике оказались сразу две 'партии власти' - 'Единство' и ОВР. Если второе являлось главной 'партией власти' в целом по стране, то первое - в Удмуртии (публично поддерживалась А. Волковым, в то время председателем Госсовета УР - высшим должностным лицом республики). При этом обе силы позиционировали себя как некая 'новая сила', которая должна внести коррективы в процесс реформ, изменить политический курс. Понятно, что Волкову в республике представить себя и ОВР как 'новую силу' было сложнее, чем тройке лидеров 'Единства' и премьеру Путину. Учитывая подавляющее превосходство 'Единства' с точки зрения PR в национальном масштабе, результаты вполне понятны: ОВР - 8,16%, 'Единство' - 37,4%. При этом следует учитывать, что результат 'Единства' - это результат не только и не столько собственно 'партии власти', сколько его более успешного позиционирования себя как 'новой силы', а также харизмы нового лидера страны. Успех 'Единства' и Путина обескровил в республике электоральный ресурс харизматика, этатиста и популиста Жириновского (понижение до 8,7%), выбросил за порог 5-процентного барьера в республике державников и умеренных националистов из Конгресса Русских общин и эксплуатирующих половую солидарность 'Женщин России', а также окончательно откинул от 5-процентной отметки 'Яблоко' с его электоратом в лице протестно настроенной интеллигенции (2,8%). Поэтому поставленная президентом Волковым перед региональным отделением 'Единой России' - нынешней 'партии власти' как в республике, так и в стране - цель набрать на выборах 7 декабря 2003 года 60 % голосов избирателей выглядит абсолютно недостижимой. Такой показатель не достигается даже путем механического сложения голосов, отданных за ОВР и 'Единство' в республике в 1999 году. Учитывая, что 'Единой России' притвориться 'новой силой' сегодня практически невозможно, и принимая во внимание результат в 6,4 % у НДР (типичной партии власти в 1995 г., как 'ЕдРо' в 1999 г.) даже планка в 30 % представляется сегодня чересчур оптимистичной.
Коммунисты и АПР Электорат основных левых партий в республике весом, но и ограничен. На выборах 1993 г. 'аграрники' взяли примерно 10,7 %, а КПРФ - 10,4%, т.е. около 21% в совокупности. В 1995 году (пик 'коммунистической опасности' в стране) левые шли тремя основными 'колоннами'. Результаты по УР: 'Трудовая Россия' - 8,4%, КПРФ - 14,8%, аграрники - 7,5%. В 1999 г. - АПР самостоятельно на выборы не шла, а КПРФ получила около 19 %. Сегодня, учитывая спад левого движения в стране в целом, множество новых партийных проектов, призванных играть на электоральном поле левых, давление административного ресурса Волкова на АПР в районах и в целом соглашательскую политику УРО КПРФ в республике, совокупный результат коммунистов и АПР в Удмуртии можно оценить примерно в 20 %.
'Думские' В ходе трех избирательных кампаний в Госдуму позиции ЛДПР в республике неуклонно ослаблялись и в 1999 г. опустились до отметки 8,7 %. Скорее всего, эта тенденция к снижению проявится и на этих выборах. Катастрофично выглядит судьба в республике 'Яблока' (около 2,8% - последний результат в 1999 г.). В отличие от ЛДПР и 'Яблока', не имеющих серьезной региональной организации, СПС в республике достаточно активен, хотя и продолжал все эти годы пребывать на обочине политической жизни. Вопрос - сможет ли республиканское отделение с помощью партийного PR в национальном масштабе повторить свой успех 1999 г. (7,11%)? В любом случае, совокупный потенциал этих 'думских' партий в Удмуртии вряд ли превысит 15-20 %.
Новые партпроекты Таким образом, в республике остается примерно 30-процентный массив голосующего электората, который мог бы стать основой успеха целого ряда новых партийных проектов (голосование 'против всех' вряд ли будет велико, учитывая результаты прошлых выборов - 4-5%). Исходя из вероятной явки в 60%, 5-процентный барьер, преодолев который, партия попадает в Думу, должен составить в Удмуртии около 36 тысяч голосов избирателей. Анализ предыдущих выборов показывает, что избиратели республики достаточно легко откликаются на проекты, связанные с идеей державно и социально ориентированной 'новой силы'. В качестве таких проектов в нынешнюю избирательную кампанию, как известно, пытались представить недавно созданные Народную партию, Партию Жизни, Партию возрождения России, левоцентристский блок Глазьева 'Родина'. Однако сегодня, похоже, принято решение, что активность этих сил на федеральном уровне должна остаться весьма умеренной, а региональных отделений - вообще сведена к минимуму. Кроме того, успех или неуспех той или иной новой партии в республике во многом зависит от того, насколько она сможет увязать свои федеральные акции и идеологию с местной проблематикой. По большому счету, сделать это можно было, только вступив в союз с кем-либо из раскрученных местных политиков-харизматиков типа Одиянкова или Забильского. Однако административный ресурс в республике не дремал. Все смычки местных оппозиционеров с новыми федеральными партиями и блоками попросту заблокировали. И на сегодня вопрос о 30 процентах 'неприкаянного' электората повисает в воздухе...