Валерий Бузилов Бузилов Валерий Викторович Депутат Государственного Совета Удмуртской Республики второго и третьего созывов от Камбарского районного избирательного округа N80 Родился в Камбарке 26 сентября 1953 года, русский. Образование высшее, окончил Ижевский механический институт по специальности 'инженер-механик' 1970-76 - учеба в ИМИ 1976-79 - мастер, инженер-испытатель, старший инженер-испытатель Ижевского механического завода 1979-80 - инженер-наладчик авиационного промышленного комплекса, г. Ульяновск 1981- энергетик завода 'Ижтяжбуммаш', г. Ижевск 1981- 90 - прораб, старший прораб, начальник участка 'Востокнефтегазэлектромонтаж' треста 'Миннефтегаз-строй', г. Ижевск 1990-91 - заместитель начальника отдела треста 'Востокнефтегазэлектромонтаж', г. Ижевск 1991-93 - директор МП 'Котон', г. Ижевск 1993-98 - вице-президент ЗАО АСПЭК, г. Ижевск 1998 - вице-президент-исполнительный директор ЗАО АСПЭК 3 мая 2000 г. - генеральный директор ЗАО АСПЭК, г. Ижевск Награжден Почетной грамотой Государственного Совета Удмуртской Республики Кандидат в мастера спорта по велоспорту
- Валерий Викторович, на этой неделе у Вас важная дата - 50 лет. Наверное, не просто будет даже выслушать все поздравления, все-таки АСПЭК, руководителем которого Вы являетесь, у всех на слуху. Вы уже готовы к своему юбилею? - Вообще не готовился и не готов, даже список гостей еще не написал. Правда, был тут на днях небольшой ажиотаж - в депутатском справочнике напутали - написали, что у меня день рождения 16-го, так что первую волну поздравлений я уже выслушал. Я спрашивал у всех своих друзей, которые уже отметили 50 лет: ну как? Отвечают: все то же самое, никаких изменений. Так что утром 27 сентября будет так же, как и 26-го. Жизнь продолжается, забываешь о годах, когда есть работа. Вот книги лежат - пока не перечитал, футбол по телевизору сейчас идет, в бассейне надо поплавать. Когда так много всего - не успеваешь думать о том, сколько тебе сейчас лет. А то, что я свою самую крупную рыбу еще не поймал, - это факт.
- Рыбалка - это у Вас такая часть имиджа? - Ну, что имидж? Читаешь журнал 'Рыбачьте с нами', потом его пересказываешь, а те, кто слушает, думают - это личный опыт. На рыбалке я просто общаюсь. У нас там принцип такой - про работу не говорить. Как правило, ездим мы туда с теми, с кем не сталкиваемся по работе. Совершенно из разных сфер люди, и даже из разных политических лагерей. Общаемся как мужики с мужиками, а не как должностные лица с должностными лицами. Это, конечно, хобби, но не до такой степени, что вот все захлестнуло и ничего больше не вижу, ничего не слышу, только рыбалка...
Валерий Бузилов - А в начале жизненного пути кем хотели стать? - Военным. Многие из школьных друзей пошли в военные училища, а у меня случился курьезный случай в биографии. В 9-м классе мы с ребятами стояли возле дома, и я заметил, что наша классная руководительница с балкона подслушивает, о чем мы разговариваем. Ну и чтобы проверить ее реакцию, говорю: заняться нечем, пойти, что ли, лампочки по подъездам бить... Так она, оказывается, написала в моей характеристике для военкомата - 'в свободное от учебы время может ходить по подъездам и бить лампочки'. И все. И эта характеристика до сих пор лежит в моем личном деле. Когда я пришел в военкомат и сказал, что хочу быть военным, - мне без объяснений отказали: нет, вы нам не подходите. Уже потом, после окончания института, при присвоении офицерских званий мне наш военком об этом рассказал.
- В общем, изменили всю свою жизнь одним словом, язык мой - враг мой. - Ну, сейчас я стараюсь поменьше говорить...
- Но в Ваших делах личное все равно занимает много места. - Наверное, мы идем вразрез с общим правилом. Считается, что нельзя делать бизнес с друзьями, а мы начали и до сих пор продолжаем. И наша дружба здесь только в плюс. Может быть, этим мы и отличаемся от других фирм. С Хорошавцевым, с Пудовым - мы друзья со студенческой скамьи. Я человек команды, если команда говорит - ты справишься, тут уж подводить не хочется. А одному сложно. И по жизни сложно. Как-то в отпуске я был за рулем и решил срезать дорогу и не то чтобы заблудился, но вдруг оказался совершенно один. Развернулся и быстрее обратно на дорогу, где много машин. Необязательно, конечно, ехать в потоке, но без общности в производственных делах, семейных, товарищеских - невозможно жить.
- И это помогает Вам уже двенадцатый год развивать Ваш общий бизнес? - Да, мы хотим опровергнуть ту теорию бизнеса, согласно которой первые семь лет фирма развивается, потом начинается спад и заканчивается все распадом. Мы хотим, чтобы АСПЭК продолжал развиваться. Для этого сегодня есть все условия, у нас появился новый партнер - АФК 'Система' - и самое важное - это, конечно, наш коллектив, потому что, если что-то вдруг случается в бизнесе, коллектив должен быть готов работать и в кризисной ситуации. Но пока все слава Богу. Вот мне принесли результаты нашей работы за 7 месяцев - объемы по сравнению с прошлым годом увеличились почти в два раза. АСПЭК всегда стремился высоко держать планку: если станция - то лучшая, если оборудование - то современное. Раньше мы занимались всем - колготки продавали, бальзам Биттнера, все. Но сейчас мы занимаемся только нефтепродуктами - лучше одно дело делать хорошо, чем много и плохо. Практически ежедневно приходят с какими-то проектами и видно, что там действительно можно заработать, но мы говорим - нет, лучше будем профессионально делать свою работу. Времена, когда все занимались всем, лишь бы заработать, - прошли. Когда я согласился возглавить наше предприятие, то все равно сомневался, не хотелось уронить марку, которую мой товарищ Виктор Геннадьевич (Хорошавцев) поднял в АСПЭКе. После Виктора очень сложно. С одной стороны, конечно, легко, потому что все выстроено, но, когда все выстроено, тогда и требования заданы очень высокие и этот уровень надо постоянно поддерживать. Самые важные решения мы всегда вместе принимаем, постоянно советуемся. У него принцип такой: пока каждый акционер не убедится в правильности решения - оно не принимается.
- Наверное, уже выработались какие-то общие правила ведения бизнеса? - Правила ведения бизнеса? Прежде всего, не люблю обман, я четыре года работал в Ливии с арабами. Они, наверное, меня приучили - нужно соизмерять свои силы и возможности, реальность должна быть. Я никогда не считаю, сколько мы можем заработать или сколько эта сделка принесет, если то-то и то-то случится, потому что как только начинаешь фантазировать, или сделка сорвется или еще что-то произойдет. Расчет должен быть холодный - по минимуму, и потом, когда ты уже знаешь, что минимум - это хорошо, смотришь, оказывается - там еще целый ряд плюсов появляется.
- Решения тяжело принимаете? - Решения я принимаю в последний момент, сначала долго-долго тяну, откладываю, до того времени, пока это можно делать. И самые верные решения возникают в момент дефицита времени. Тогда, может быть, интуитивно принимаешь решение, и, как правило, оно оказывается более правильным. Я редко хожу в магазины, но если мне что-то понравилось, то беру сразу, потому что как только начну прикидывать, тут же начинаю сомневаться, а потом могу неделю, месяц переживать, что не купил.
- А подарки любите получать? - Я больше люблю дарить. У нас как-то был такой тренинг: нужно было без слов, только с помощью мимики собрать как можно больше денег, а вторая задача, наоборот, отдать больше. Так вот я меньше всех собрал из группы и почти сразу все раздал. Но это не касается бизнеса - это только в личных отношениях.
- К Вам наверняка обращаются с массой просьб. Тяжело бывает отказывать? - Не просто, но лучше сразу сказать - нет, чем тянуть и обещать. Единственно мне сложно бывает отказать, когда у меня половина почты - это различные письма с просьбами о благотворительности. Мы сейчас принимаем такие решения коллегиально, но бывает, что примем коллегиально, а я потом приду и все равно что-нибудь перерешаю. В этом году у нас по смете на благотворительность заложено где-то миллионов 12 - это строительство и восстановление церквей, помощь детским домам, школам, детским садам, можгинской колонии. Конечно, выделяем деньги на развитие спорта.
- И немалые. Вас даже сравнивают со вторым министром по спорту в республике. - Ну, я как-то Юрию Степановичу (Питкевичу) как бы в шутку сказал - поставьте меня министром по спорту. Он, правда, ответил, что это для меня слишком мелко... Вот сейчас есть мечта хорошую лыжную базу построить. Не обычную, а такую, как в Альпах. У нас уже есть проект, и мы начинаем над ним работать.
- А где Альпы возьмете? - Сейчас расскажу историю. Возвращался я с горной базы в Абзаково на джипе, в салоне лыжи лежали, перед Уфой останавливает меня капитан, заглядывает в машину и спрашивает: 'А это что?' - 'Лыжи'. - 'Куда едешь?' Отвечаю: 'На лыжах катался'. Он говорит: 'На такой машине ездишь и своей горы не имеешь...'
- Ну теперь, видимо, построите...