Андрей Костылев 'Автопортрет. Путь к Магриту'. После молодые дарования поделились на кучки - в основном по принципу принадлежности к тому или иному учебному заведению (больше всех оказалась кучка УдГУ). Не было заметно, что они ощущают себя хозяевами выставки. После того как выступила известная в Ижевске и уже почти культовая группа 'Тылобурдо', с приветственным словом к публике обратились глава Союза художников Петр Елкин, член правления союза Рашит Нурмухаметов, вице-мэр Ижевска Сергей Протозанов и депутат Госсовета Энвиль Касимов. Все они отметили важность подобного рода мероприятий и призвали молодежь дерзать.
В сторону свободы Впрочем, депутат Касимов - сам в не столь далеком прошлом радикальный художник-концептуалист - попытался в своей речи еще и тонко намекнуть, что он увидел на выставке пока лишь достаточно робкие шаги в сторону истинной творческой свободы. И тут он, думается, не совсем прав. Выставка 'Молодость Удмуртии' проводится республиканским Союзом художников раз в два года, и те специалисты, кто помнит, что было выставлено в рамках этого проекта в позапрошлом году, отмечают значительный прогресс. Во всяком случае, интересные работы имеются и их немало. А уж если сравнивать с тем, что обычно висит в этих стенах, так впору просто обрадоваться. Другое дело - есть серьезные основания подозревать, что не самый плохой результат получился не столько благодаря, сколько вопреки выставочному комитету. Изначально, по нашим данным, выставком планировал в массовом порядке привлечь молодых художников из районов республики, но что-то там не сложилось и было собрано лишь около двух десятков работ. А выставка уже была заявлена, получены под нее определенные суммы у администрации города, республиканского Комитета молодежи и Министерства национальностей. Начали обзванивать учебные заведения. В понедельник, 15 сентября, должен был состояться вернисаж, но только в четверг, 11-го, о выставке узнали, например, в Институте искусств УдГУ. Понятно, что за один день (сдать работы надо было в пятницу) студенты университета не могли должным образом оформить свои новые работы и отобрать лучшее. Тем не менее даже эта экспозиция где-то наполовину составлена из работ студентов УдГУ, набранных из того, что практически просто оказалось под рукой. Отметим, что сами члены правления Союза художников к той же 'Большой Волге' начинают готовить свои произведения как минимум за три месяца.
Живопись Юлии Тишиной и ироничная скульптура Анастасии Пушкаревой по мотивам роденовского 'Поцелуя'. Правление в детстве Как видим, в очередной раз проявилась кулуарность, закрытость, свойственная политике нынешнего правления Союза художников. Отбирали работы на выставку члены правления Рашит Валиахметов, Генрих Верещагин, Валентина Гартиг, Валерий Конононов - не самые большие сторонники творческих экспериментов. Преподаватель университета Анвар Сафиуллин так прокомментировал стиль работы выставкома: 'Эту выставку надо бы назвать не 'Молодость Удмуртии', а 'Детство Правления'. То есть здесь преобладают те работы, которые чем-то похожи на работы членов правления. Это такая 'молодость Удмуртии', какую хотят видеть члены правления Союза, а не та, которая есть на самом деле. Я вообще считаю, что право отбора работ надо было предоставить самой молодежи. Чтобы можно было посмотреть, как сама молодежь видит себя и то, что она делает. Нынешнее 'ёлкинское' правление ратует за реализм, но среди них на самом деле нет ни одного достойного реалиста. Такие живописные работы, например, как те, что здесь получили второе-третье место, у нас в институте ребята пишут как чисто учебные - и даже более выссокого качества. Самые смелые, самые интересные работы, где есть какой-то эксперимент, были отвергнуты отборочной комиссией. Зал маленький, а они еще картины развесили 'в полосочку', словно это какая-то официальная персональная выставка. А надо было 'ковровой' развеской, чтобы как можно больше работ вошло, чтобы не было так скучно. Алексей Чернышев (известный в республике художник. - А.К.) недавно побывал в Красноярске, и у него создалось впечатление, что нигде дела с изобразительным искусством не обстоят так плохо, как в Ижевске. Я и сам раньше считал, что у нас молодежь тухлая, вялая, пока не пошел преподавать в университет и увидел, что это не так. Надо просто давать молодежи свободу'. Думается, что в идее Анвара Сафиуллина об активном участии молодых художников в организации выставки есть рациональное зерно. Хотя у меня, например, нет принципиальных возражений и против нынешнего порядка, когда работы отбирают профессионалы, пусть даже узким кругом. Только вот и ответственность за то, что результат при этом может оказаться таким же 'узким', они несут, конечно, исключительно сами. Тот, кто что-то делает, должен быть готов к критике - такова жизнь.
Призы На этой выставке радует уже то, что по крайней мере первые места были присуждены вполне заслуженно. Одна из наиболее активных в республике и востребованных молодых художниц, выпускница худграфа Юлия Тишина оказалась вне конкуренции со своими тремя живописными полотнами (цветы, выполненные в яркой, экспрессивной технике). В графике и прикладном искусстве победителями стали студенты отделения декоративно-прикладного искусства УдГУ Екатерина Новоселова и Лилия Шафиева. В номинации 'Скульптура' первое место присудили работам Дмитрия Постникова, а очень симпатичным 'кожаным ангелам' Александра Чувашова (выполненным, как видно, из старой кожаной куртки с молниями), к сожалению, дали лишь второе. Всем призерам вручили по конверту с 'наградными'. Вручение награды за третье место в номинации 'Графика' Алексею Ёлкину (сыну председателя правления) Рашит Нурмухаметов счел необходимым сопроводить оправдательными комментариями, что, мол, здесь нет никакой подоплеки и никакого давления. На вернисаже присутствовал и 'лучший друг' удмуртских художников, крупный московский юрист Николай Витрук. Представляя его, Петр Ёлкин сказал: 'Сюрприз от Витрука. Он обычно с пустыми руками к художникам, ученым и писателям в гости не ходит'. Так и получилось. Оказалось, что Витрук хочет вручить 'приз зрительских симпатий' (тоже конверт с деньгами). 'Есть такой Московский независимый центр удмуртской культуры, - сказал он. - Я являюсь его руководителем и хотел бы назвать этот приз призом зрительских симпатий... Кто платит, тот и определяет. За верность принципам реализма приз вручается Емельянову - за 'Автопортрет' и Алексею Ёлкину - за 'Натюрморт с чугунком и замком'. Конверт за сына у Витрука принял почему-то Ёлкин-старший. В общем, можно констатировать, что 'Молодость Удмуртии-2003' пусть и не стала по-настоящему громким культурным событием, но уже достойна того, чтобы ее посетить. Больше гласности и честности, больше свободы и меньше зацикленности на ложно понятом 'реализме', и тогда каждую следующую выставку мы будем ждать с нетерпением.