
Распад Союза Солженицын предлагает не препятствовать отделению двенадцати союзных республик, а трем оставшимся (России, Украине и Белоруссии) объединиться в Российский Союз. Спустя год с небольшим идеи Солженицына осуществились в Беловежской пуще - Беларусь, Россия и Украина подписали Соглашение о создании СНГ. Фактическое воплощение отличалось от замысла только деталями, но именно они позволяют трансформировать суть события с точностью до наоборот. Образовался ни к чему не обязывающий союз, но не триединое государство, которого хотел Солженицын. А как было объединиться иначе, ведь соглашение могут подписать только равноправные стороны. Россия заявила о своем суверенитете, его захотели и другие. Вот и получилось, что сейчас лидер одной страны открывает двери американским военным, другой чуть не выгоняет из своей столицы иностранных послов, а в лице России видят не друга и соседа, а источник каких-то выгод. Модой на суверенитет, похоже, руководствовалась и Удмуртия, переписывая как под копирку Российскую декларацию. А Закон УР 'О защите экономической основы государственного суверенитета УР' вышел даже на месяц раньше практически одноименного российского закона. Достаточно радикальный был закон, даже удивительно как долго он продержался - закон официально отменили только в конце 2001 года. В нем было записано, что Удмуртской Республике в лице ее высших органов государственной власти принадлежит право собственности на землю, недра, воду, леса, культурные и исторические ценности, находящиеся на ее территории. А акты государственных, финансовых и хозяйственных органов, в том числе и вышестоящих, противоречащие государственному суверенитету и экономическим интересам республики, автоматически были объявлены недействительными. Солженицын говорил о необходимости дарования территориям большей самостоятельности, но о возможности столь буквальной самостоятельности в составе федерации даже за несколько месяцев до принятия этого закона трудно было говорить всерьез.
Экономика Солженицын в новой России шел как-то параллельно с властью. Депутаты активно принимали законы, о необходимости которых говорил классик, но их суть и, тем более, важные тактические мелочи часто шли вразрез с солженицынскими идеями. Писатель в силу глобальности своего дара занимался стратегией. И в стратегическом плане стал на какое-то время флагом наших либералов и реформаторов. Тактикой он не занимался, и поэтому его планы, воплотившись на первый взгляд почти буквально, исказились до неузнаваемости. Сам Александр Исаевич в октябре 2002 года сказал, что все его обращения к властям и общественности оказались тщетны и 'ни один совет не принят'. Проблем экономики Солженицын в своей работе практически не касался, однако то немногое, что он все-таки высказал, с позиций сегодняшнего дня вызывает легкое недоумение. Например, предположение о том, что жизнь россиян улучшится, если не оказывать помощь так называемым дружественным государствам, как это делал СССР. И что же: в бюджете РФ на 2003 год на оказание помощи иностранным государствам (причем на возвратной основе) запланировано 800 миллионов долларов США (1% бюджета). Помогать почти перестали, но существенного влияния на нашу жизнь это не оказало. Или мысль о 'пресечении безоглядных капитальных вложений' в промышленность. В Удмуртии в 2002 году инвестиции в основной капитал составили 66 процентов к уровню 2001 года. Причем деньги вкладывались в основном не в промышленность. Продолжение такой политики может только укрепить статус России как сырьевого придатка. Солженицын предлагал сэкономить даже на космосе. К счастью, в этой сфере мы еще как-то держимся. Все-таки при нашем активном участии создана международная космическая станция, и, если бы там обошлись без нас, авторитет России в мире был бы окончательно подорван. Основным в околоэкономических выкладках классика был приоритет частной собственности и 'движения снизу'. В то время многим виделось, что частный капитал автоматически позволит избавиться от главной российской беды - 'личного бесправия, разлитого по всем глубинам страны'. Солженицын писал: 'Как только снимется государственный гнет над каждым нашим действием и оплата станет справедливой - сразу поднимется качество труда и повсюду засверкают наши умельцы'. Государственный гнет, безусловно, ослаб, но ни справедливой оплаты, ни повышения качества труда за этим не последовало. Он говорил, что при частной собственности необходимо ограничивать господство монополий. И что же: в начале 1991 года принимается Закон 'О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках', а через несколько лет магнаты-олигархи фактически поделят между собой российскую экономику. В общем-то, Солженицын сам дал объяснение столь плачевному результату вроде бы буквального следования его рекомендациям, приведя цитату Столыпина: 'Социальный порядок превыше всяких политических программ'. Большинство наших программ, как рекламные щиты на пустынных дорогах. 'Добро пожаловать в такую-то область', или 'Начинаем развивать малый бизнес'. Проезжаешь такой щит, а за ним на многие километры все та же местность и ничего не происходит.
Хронология событий времен 'обустройства' России
12 июня 1990 - принятие Декларации о государственном суверенитете России 10 июля 1990 - закрытие 28-го (последнего в истории) съезда КПСС; Ельцин заявил о выходе из партии 18 сентября 1990 - 'Комсомольская правда' и 'Литгазета' публикуют статью Солженицына 'Как нам обустроить Россию' 22 ноября 1990 - принят Закон 'О крестьянском (фермерском)хозяйстве' 24 ноября 1990 - принят Закон 'О земельной реформе' 24 декабря 1990 - принят Закон 'О собственности в РСФСР', провозгласивший право частной собственности 19 августа 1991 - путч ГКЧП 22 августа 1991 - День государственного флага РФ (восстановлен российский триколор); из Крыма вернулся Горбачев 5 сентября 1991 - съезд народных депутатов принимает Декларацию прав и свобод человека 6 сентября 1991 - Ленинград переименован в Санкт-Петербург; Чечня провозглашает независимость 27 сентября 1991 - 22-й съезд ВЛКСМ принял решение о самороспуске комсомола 8 декабря 1991 - подписание Беловежских соглашений о создании СНГ