фото Волшебное зелье Наше путешествие в Крым мы начали в 10 часов вечера, выехав из Ижевска на двух автомобилях. Любителям ночной езды на заметку: движущихся машин в это время суток ничуть не меньше, чем днем. Интенсивность спадает разве что часам к четырем-пяти утра. Зато видимость далеко не идеальная. То же можно сказать и о соблюдении скоростного режима, ночью большинство водителей о нем просто забывают. Поэтому в целях безопасности перед дорогой неплохо бы запастись безалкогольными энергетическими напитками (Red Bull, например), которые помогут водителю не уснуть в пути. Знатоки утверждают, что после такого коктейля спать не хочется часов 5-6. Зато потом нужен полноценный отдых, чтобы организм не работал на износ. И не стоит злоупотреблять, говорят, можно привыкнуть. ...Уже на границе с Татарстаном нас остановили за превышение скорости. Чтобы не терять времени, мы отдали 50 рублей. 'Свои', удмуртские, гаишники предупредили нас, что впереди еще два патруля и у каких именно населенных пунктов. Благополучно миновав их, к утру мы были уже в Самаре. Как вдруг на самом въезде в город увидели автомобиль ДПС и сотрудника ГАИ с радаром в руке. 'Засек', - подумали мы и уже приготовились остановиться. И облегченно вздохнули, когда рассмотрели муляж, сделанный исключительно натурально. Подобных 'постов' в Самаре мы встретили еще два, а настоящий - один - в центре города. Отметим, что муляжи хорошо дисциплинируют водителей, особенно транзитников. Далее 'живые' гаишники нам встретились уже в Саратове. Зато здесь они были через каждые 150-200 метров. Казалось, что их больше, чем местных жителей. И живут они, по всей видимости, неплохо: у каждого из них - сотовый телефон. Отметим особое пристрастие к путешествующим под знаком '18'. Нас тормознули после получасового отдыха у одного из придорожных кафе. Инспектора интересовало, почему мы 30 минут стояли возле автомобилей. Банальный ответ его не удовлетворил. Внимательно изучив документы, спросил, не везем ли мы с собой оружие, проверил салон и, покачав головой, отпустил. 'Не повезло', - посочувствовали мы ему. После Саратова стражей дорожного порядка мы не встречали довольно долго - вплоть до Ростовской области. Хотя проезжали такие крупные города, как Калининск, Балашов, Волгоград. Волгоград совершенно не годится для ночной езды. Дороги здесь настолько разбиты, что приходится ехать со скоростью 30-40 км/ч. Иначе или диск погнешь, или заработаешь 'грыжу' на покрышке.
ГАИ-ДАИ Федеральная трасса, как известно, должна отвечать достаточно высоким требованиям ГОСТа. Но это отнюдь не так на самом деле. В этом мы убедились, свернув после Волгограда с федеральной на проселочную дорогу. Идеальное полотно, все указатели на месте, ни одной фуры. Ночью на таких дорогах движение словно вымирает и не будь лягушек-самоубийц, было бы даже жутко. Полезный совет: выбрать кратчайший маршрут между пунктами можно благодаря интернет-сайту www.avtotransinfo.ru. Конечно, при этом должен быть с собой и Атлас автодорог, по которому вы и проложите оптимальный маршрут. Добравшись таким образом до Сальска, мы все-таки нарвались на ростовских гаишников: обгоняя своих же попутчиков, пересекли сплошную линию разметки. Подошедший сержант представился, попросил документы, забрал их, пригласил нашего водителя в свою машину... Нам вменили... ч.3 ст.12.15 КОАП, за нарушение которой инспектор имеет право либо выписать постановление на уплату штрафа, либо изъять водительское удостоверение. Естественно, гаишники выбирают второе. А дальше как на базаре. Нам предложили выкупить свои документы за тысячу. А впереди Крым, и украинскую таможню без документов не пройти. Выкупить права удалось за 800 рублей. Дальше - больше. На трассе Ростов - Тихорецк мы повернули 'не под тем углом' налево и опять пересекли сплошную линию разметки. Нас тут же отправили на КПП для очередного разговора. Пока наши водители общались с инспекторами, мы наблюдали, как выстраивается очередь таких же 'нарушителей', вроде нас. Не действует 'общее правило' только для машин из 34-го и 61-го регионов. Все остальные - на КПП! Что там происходит, догадаться не сложно. Изъятие документов - и торг. Правда, с учетом выстроившейся очереди начальная ставка - всего 500 рублей. На первом КПП мы отдали 'всего' 250 рублей, а в следующий раз нам их вообще отдали бесплатно. Лишь потому, что наш водитель потребовал телефон руководства, чтобы обратиться с жалобой на вымогательство. Помогло.
О, Крым! До Крыма мы все же доехали. Причем украинские ДАИшники (первая буква в аббревиатуре от слова 'держава' - по-украински 'государство') нас ни разу не оштрафовали. Более того, проверив документы, они сейчас даже благодарят российских туристов за посещение Украины. И, если происходят несущественные нарушения (то же пересечение сплошной линии), не наказывают. Грустно становится, когда убеждаешься, что не любят россиян как раз именно в России. Еще два-три года назад пройти украинскую таможню, не заплатив при этом всевозможные поборы, было просто нереально. Сейчас все не так. На украинской таможне у нас даже не проверили багаж - поверили на слово. Наши же таможенники не поленились осмотреть все щели, капот, днище. Паром из России до Керчи мы ждали 14 часов: мимо весело сновали те, у кого были полторы-две сотни баксов лишние - они шли вне очереди. И так везде. Правда, если украинским пограничникам или таможенникам достаточно полтинника на пиво, нашим подавай сотню и обязательно в 'у.е.'. При прохождении российского таможенного контроля всем автомобилистам предлагают во избежание проблем застраховать 'автогражданку' - на Украине Закон 'Об автогражданской ответственности' уже принят и действует. Прямо здесь же в будочке филиал Военно-страховой компании оформит договор на десять дней - с одного 'жигуленка' выйдет примерно 300 рублей. Многие россияне 'покупаются'. На украинской границе та же самая процедура обойдется в несколько раз дешевле. Но ее можно вообще не проходить - дело-то добровольное.
комментарий специалиста
Алексей РОГОЗИН, ООО 'ЮА 'Лекс':

- По новому Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) за нарушение Правил дорожного движения в отдельных случаях предусмотрено лишение водительского удостоверения. Так, например, без 'прав' можно остаться, выехав на встречную полосу, если здесь это запрещено. Однако этот случай инспекторы часто трактуют слишком широко, а потому неверно. Появился новый состав правонарушения, которого не было в старом кодексе и за которое можно лишить 'прав' на срок от 2 до 4 месяцев. Это ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ - 'выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения'. Формулировка статьи, хотя и четкая, однако понимать ее можно по-разному. Все зависит от юридической 'подкованности' водителя. Некоторые инспекторы ГАИ, не обремененные хорошим знанием ПДД, трактуют эту статью КоАП по-своему, считая, что под нее подпадает и пересечение автомобилем сплошной линии разметки. По мнению стражей дорожного порядка, если водитель при обгоне пересек сплошную линию разметки и выехал на полосу встречного движения, то он уже совершил правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 12.15 КоАП. И далее на основании составленного протокола дело может быть направлено в суд для решения вопроса о лишении права управления автомобилем либо наложении штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Сотрудники ГАИ данную норму применяют неправильно, так как в ч. 3 ст. 12.15 КоАП четко указано, что наказание предусмотрено за выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, только в тех случаях, когда это запрещено ПДД. А эти случаи оговорены в конкретных пунктах разделов Правил дорожного движения. Прямо указан запрет выезда на встречную полосу только в пунктах 9.2, 9.3 и 11.5 ПДД. Если водитель нарушил требования данных пунктов, то он и в самом деле должен привлекаться к ответственности по ч. 3 ст. 12.15 кодекса. Если же водитель пересек сплошную линию разметки, то ответственность должна наступать по ст. 12.16 кодекса, где речь идет о несоблюдении требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги. За такое нарушение правил предусмотрен штраф в размере 50 рублей. Инспекторы ГАИ по незнанию или из корысти свои требования аргументируют тем, что водитель должен руководствоваться не только требованиями разделов ПДД, но и указаниями знаков и разметки, ограничивающих использование проезжей части. Однако эта аргументация неправомерна, ведь в кодексе указано: '... в случаях, если это запрещено Правилами'. Эти случаи перечислены, значит, никакой двусмысленности здесь нет.