

Сюрпризов от республиканской партийной конференции 'Единой России' не ждали. Считалось, что президент Волков предопределил ситуацию, инициировав 11 августа собрание республиканского актива по выдвижению Евгения Богомольного и Светланы Смирновой кандидатами в депутаты Госдумы РФ. Но, как оказалось, центральный аппарат партии не намерен отдавать в руки региональных руководителей не только вопрос формирования партийных списков, но и прерогативу выдвижения по одномандатным округам. Вопрос о возможных кандидатах в региональный список на конференции даже не поднимался, хотя в кулуарах говорили сразу о нескольких возможных вариантах. Но, учитывая, что региональный список, помимо кандидатов от Удмуртии, формируется еще и из представителей Пермской и Кировской областей, а порог 'проходимости' для одного человека оценивается в 250 тыс. голосов, шансы получить регионального депутата-списочника у республики почти минимальные. Предложенное накануне конференции Москвой решение отложить выдвижение кандидатов и делегировать политсовету региональной организации полномочия провести необходимые согласования на уровне высшего руководства партии значительно снижает шансы Евгения Богомольного попасть в кандидаты от 'Единой России'. В отличие от Светланы Смирновой управляющий 'Удмуртнефти' является только 'сторонником партии', да и то только-только в него обращенным. Между тем 'Единая Россия' намерена выдвинуть своих кандидатов фактически по всем избирательным округам страны, поэтому если кандидатура Богомольного по каким-то причинам не подойдет, то должен появиться кто-то еще. Однако окончательно это станет известно лишь после 20 сентября, когда пройдет всероссийский съезд 'Единой России' в Москве.

Руководитель исполкома республиканского отделения партии 'Единая Россия' Андрей Гальцин серьезно относится к политическим оппонентам
- Андрей Иванович, Вы почти ежедневно ездите по районам по организационным делам 'Единой России'. С чем Вы там сталкиваетесь? Страна у нас, по сути, 'беспартийная', а Вы участвуете в создании партии, которая претендует на роль партии власти. - Да, Россия - это страна крайностей, мы или поголовно в партии, или полностью от всего этого открещиваемся. За последние 10-15 лет сложилось устойчивое мнение, что партии - это ненужный инструмент гражданского общества.
- Вам в советские времена в партии довелось состоять? - Состоял, был членом КПСС, храню билет, помню, как это было все серьезно, по крайней мере, для меня молодого.
- А в каком возрасте приняли? - В 23 года, сразу как поступил на завод, меня после вуза назначили сменным мастером, а это руководящая должность.
- Требовался, как тогда считалось, контроль со стороны партии... - Да, чтобы не выпадал... (смеется.)
- Вернемся к Вашей нынешней деятельности. - В постперестроечные годы доброго слова о партиях никто не говорил. Были, конечно, и зачатки каких-то здравых идей, но в общей политике необходимость становления партийных институтов в обществе по-настоящему не учитывалась. Перемены начались два года назад с принятием федерального закона о политических партиях. По крайней мере, на уровне высшего руководства государства сложилось определенное мнение, что партии являются важным институтом в формировании структур власти. Но пока это понимание пришло опять сверху, а не снизу, поэтому в головах большинства людей еще ничего не произошло. Отсюда и антипартийные настроения, которые постоянно прослеживаются в социологических опросах. Действительно, пока партии в большей степени выступают не как структуры представительства населения, а как выборные машины. Мы хотим изменить эту ситуацию. Для нас выборы - не самоцель, а средство влияния на власть ради повышения благосостояния людей. Но понадобится еще время, чтобы люди поняли, что партии способны представлять их реальные интересы, в том числе и в повседневной жизни.
- Да, две трети избирателей на выборы не ходят, а если и идут, то голосуют за 'партии протеста', но никак не за 'партию власти'. И 'Единство' в 1999 году была партией протеста. Вас, кстати, не обвиняют во время поездок по районам в том, что вы строите вторую КПСС? - Нет, таких обвинений не встречал, по крайней мере, там, где мне приходилось бывать. Да, мы стремимся стать правящей партией, но в условиях сохранения демократического выбора. Мы признаем конструктивную роль политической оппозиции.
- Сколько на сегодня уже членов партии в республиканской организации 'Единой России'? - Более семи тысяч, мы самая многочисленная партийная организация, у коммунистов, по официальным данным Минюста, где-то 1100 членов, у остальных еще меньше. Помимо этого, у нас есть институт так называемых сторонников партии, это еще более тысячи человек. Во всех районах и городах созданы местные отделения партии, 812 первичных организаций. В разных районах ситуация, конечно, неодинаковая, здесь многое зависит от лидеров, которые возглавили местные отделения.
- Сейчас в СМИ идет много рекламы новых партий, в том числе и тех, что декларируют себя как партии, поддерживающие политику Путина. Вам придется бороться с ними за влияние на избирателя. Или это все-таки партии-однодневки? - Любая партия для нас политический оппонент, какие бы проекты относительно их появления не существовали. Многие из появившихся в последнее время партий, не имея организационных, кадровых и иных возможностей, пытаются прислониться к авторитету Президента России, возможно, для них это единственный шанс преодолеть 5-процентный барьер и попасть в Госдуму РФ.
- Но относитесь Вы к ним все равно серьезно? - Конечно, потому что это еще бабушка надвое сказала, чьи голоса они будут забирать. Та же самая Народная партия или Партия Жизни явно не будут в чистом виде играть на электоральном поле КПРФ.
- У Вас есть какие-то установки, задача-максимум по результатам, которые мы все узнаем 8 декабря? - Да, есть установка руководства ЦИК 'Единой России'.
- Это не секрет? - Нет, не секрет. На совещании в руководстве ЦИК, где я присутствовал, было озвучено, что мы должны показать результат не ниже суммарного результата 'Единства' и 'Отечества-Вся Россия'. В целом по стране это порядка 40 процентов, в Удмуртии где-то 44 процента.
- Много. - Очень много, хотя последние социологические замеры позволяют испытывать некоторую долю оптимизма. И мы не будем в ближайшие три месяца сидеть сложа руки, а сделаем все возможное, чтобы проинформировать людей о реальных делах и планах 'Единой России'. Надеюсь, что наша позиция будет услышана российскими избирателями.
Беседовал Сергей ЩУКИН