фото В Ижевске сегодня имеется всего 29 билбордов, несущих в массы партийную идеологию. Такое небольшое количество объясняется тем, что весной с улиц города таинственным образом исчезли многочисленные билборды 'Единой России' - главного фаворита думской кампании. Временно, конечно.
Показатель респектабельности Три десятка 'партийных' билбордов на улицах Ижевска делят всего четыре партии. Это СПС, Евразийская партия - Союз патриотов России, ЛДПР и Народная партия РФ (НПРФ). Безусловным лидером в настоящий момент является Союз Правых Сил - в его распоряжении 15 рекламных щитов. Затем следуют ЛДПР и Народная партия - по 6 щитов у каждой, и наконец, 'евразийцы' - два щита. Поскольку аренда и изготовление билбордов - вещь достаточно затратная, наличие (но не отсутствие) их у той или иной партии является сегодня одним из признаков ее респектабельности и серьезности намерений в отношении преодоления 5-процентного барьера на выборах в Государственную Думу. Если с СПС и ЛДПР все ясно было с самого начала, то билборды от 'евразийцев' и особенно 'народников' заставляют еще более внимательно приглядеться к этим силам. К 'партийным' билбордам на ижевских улицах примыкают два щита от Движения автомобилистов России (ДАР) с портретом его лидера Виктора Похмелкина, который одновременно является и руководителем 'Либеральной России'. Учитывая раскол в этой партии на сторонников Похмелкина и Березовского, а значит, и определенную неясность с тем, кому в конечном счете достанется этот партийный бренд, выстраивание образа Похмелкина в уличной рекламе, прежде всего, как 'автомобилиста', видимо, не случайно. Не появились пока на улицах города и билборды Российской партии Жизни - еще одной структуры, которой на этих выборах отводят не самую последнюю роль в партийном раскладе. Очень символично отсутствие на билбордах теряющего в рейтингах 'Яблока'. Точнее, яблоко на улицах Ижевска присутствует, только это яблоко не Явлинского, а лишь элемент дизайна рекламы полноцветной печати одной их типографских фирм.
Объем рынка Следует отметить, что присутствие в регионе того или иного количества билбордов различных партий не может служить показателем финансовой состоятельности их местных организаций. 'Билбордная' реклама проводится, как правило, в национальном масштабе - будь это реклама сигарет 'Петр I' или военной реформы СПС. Если учесть, что общее количество мест под билборды в Ижевске составляет около 600 единиц, то выходит, что политическая (партийная) реклама сегодня составляет лишь где-то 5 процентов 'билбордного' рынка в городе. Однако сотрудник одного из четырех ижевских рекламных агентств, щиты которых арендованы партиями для своей рекламы, сообщил нам, что уже в августе число партийных заказов в их организации увеличится с 6 до 17 билбордов, а в сентябре, с официального старта избирательной кампании в Государственную Думу, возрастет еще больше. Тем не менее, по оценке эксперта, даже в самые интенсивные моменты избирательной кампании число билбордов с политической 'начинкой' в Ижевске не превысит 200 штук. Среднее же число билбордов, которые будут арендованы партиями в ходе парламентских выборов, сотрудник агентства оценил примерно в 100 единиц в месяц. Исходя из этой оценки (100 - в среднем и 200 - максимум), можно достаточно легко посчитать, во сколько обойдется партиям, стремящимся попасть в Государственную Думу, их совокупная 'билбордная' реклама в одном только Ижевске. Стоимость изготовления билборда на бумажной основе (постер) составляет примерно 220-275 долларов, а на специальной баннерной ткани (что реже, но все-таки тоже практикуется в Ижевске) - более 500 долларов. Уже это дает не меньше полутора миллионов рублей только на изготовление билбордов. Аренда самых недорогих мест под билборды в Ижевске составляет около 6 тысяч рублей в месяц. В результате стоимость аренды за 4 предвыборных месяца составит 2 400 000 рублей, а общая сумма затрат партий на билборды в Ижевске достигнет почти 4 миллионов рублей.
Содержательный аспект Эффективность и эстетические свойства 'билбордной' рекламы заслуживают отдельного разговора. Реклама ЛДПР - проста и немудряща. Лик вождя-харизматика и доходчивый слоган: 'Мы за бедных, мы за русских!'. Скромно и почти политкорректно. Гораздо большим разнообразием радуют щиты Народной партии. Ее билборды представлены в трех вариантах. Впрочем, не одинаково удачных. Если танк в стиле детского рисунка, у которого вместо башни установлен телевизор, в соединении с действительно содержательным и вполне народным лозунгом 'Нет насилию на ТВ!' производит самое благоприятное впечатление, то, например, использование репродукции известной картины 'Три богатыря' навевает скорее мысль о дизайне конфетных коробок, а значит, и о несерьезности 'народников'. А плакат НПРФ на билборде напротив филармонии, не исключено, что вместо задуманного 'антикоррупционного' эффекта закрепляет в сознании населения лишь негативную связь названия партии со словом 'взятка'. Идеологи СПС - эти 'большевики наоборот' - всегда любили острую и выразительную рекламу почти в коммунистическом духе. Вот и на этот раз молодой предприниматель, срывающий с себя бюрократические цепи, явно содран с популярного сюжета советских плакатов, на которых могучий пролетарий рвал цепи мирового империализма. Да и за эспээсовских сантехников в разноцветных комбинезонах, что придурковато отдают честь на щитах 'за реформу ЖКХ', голосовать как-то не хочется. Эти могут и унитаз сломать. Не повезло на одном из билбордов Виктору Похмелкину. Реклама климатехники на другой стороне конструкции содержит такой изыск дизайнерского искусства, как выступающий над верхним краем щита флюгер-вертушку, весело стрекочущую под любым порывом ижевского ветерка. И получилось, что над головой лидера автомобилистов, откуда-то из его спины торчит 'пропеллер', невольно создавая образ этакого политического Карлсона.
Итоги Таким образом, искусство уличного политического плаката в России снова востребовано. Одно печально - слишком уж оно оказалось загнанным в стандартные формы билборда, практически сливаясь с рядовой коммерческой рекламой сигарет и стиральных машин. Тем самым лишний раз наводя граждан на неприятную мысль, что в политике все продается и покупается. Может, оно, конечно, и верно, но зачем же самим-то так подставляться? И разрушать у людей остатки иллюзий...