фото Похоже, что с проблемой 'алкоголь и водители' произойдет то же самое. Интерес к ней усилился после того, как высокопоставленные сотрудники ГИБДД сообщили о готовящемся изменении порядка медицинского освидетельствования водителей на состояние опьянения. В начале июля на пресс-конференции в Москве начальник главного управления ГАИ МВД РФ Виктор Кирьянов рассказал, что в самом ближайшем будущем для российских водителей будут установлены точные предельные нормы употребления алкоголя за рулем. Допустимость небольшой дозы алкоголя в крови водителя соответствует подписанной и ратифицированной еще Советским Союзом Конвенции ООН 1968 года о дорожном движении. Там указано, что 'в национальном законодательстве должны быть предусмотрены специальные положения, касающиеся вождения под воздействием алкоголя, а также допустимый законом уровень содержания алкоголя в крови'. Государствам-участникам Конвенции дано право устанавливать этот предел самостоятельно, но не выше 0,8 промилле (граммов чистого алкоголя на литр крови). В России же четко установленной границы алкоголя в крови не существует. Кодекс РФ 'Об административных правонарушениях' предписывает определять порядок медицинского освидетельствования водителей федеральному правительству. Правительство издало документ, возлагающий эту обязанность на Минздрав. И вот спустя полгода Минздрав РФ издал Приказ от 14 июля 2003 года номер 308 'О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения'. Однако долгожданной нормы потребления алкоголя там не оказалось. Вернее, она есть, но ею в обязательном порядке медики, проводящие освидетельствование, будут руководствоваться только в том случае, если из-за тяжести состояния водителя, например, в результате травмы, не удается установить клинических признаков опьянения. В этом случае будет проводиться лабораторное исследование крови и выноситься заключение об опьянении, если концентрация алкоголя в крови превысит 0,5 промилле, что соответствует пол-литровой бутылке пива. При наличии клинических признаков опьянения, таких, например, как потеря координации движений, заключение о нетрезвости водителя может быть вынесено без проведения лабораторных анализов. О клинических признаках опьянения можно судить по прилагаемому к приказу бланку акта медицинского освидетельствования. В него заносится информация о состоянии сознания, речевой способности водителя, кожных покровов, дыхания, пульса. Оценивается также устойчивость в позе Ромберга (стоя, с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками с растопыренными пальцами), дрожание пальцев рук, век, запах изо рта, а также результаты первичного исследования с применением двух специальных приборов (методов), утвержденных Минздравом. Комментируя собственный приказ, Минздрав России через Медицинское информационное агентство распространил сообщение о том, что документ не регламентирует, какое количество алкоголя допустимо или не допустимо употреблять водителю транспортного средства, и этот вопрос находится вне компетенции ведомства. Таким образом, новый документ мало чем отличается от ранее действовавшего приказа 1998 года. Самое конкретное в новом приказе - это перечень критериев, которыми должен руководствоваться сотрудник дорожно-патрульной службы, принимая решение о направлении водителя на медицинское освидетельствование. Это запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке. Вообще-то, при встрече с сотрудником ГИБДД у каждого второго, даже самого трезвого водителя появляется определенная неадекватность поведения или нервное дрожание рук. Так что оснований для того, чтобы направить водителя на освидетельствование, у дорожной милиции предостаточно. По этому поводу можно возмущаться, но при нынешней ситуации на дорогах строгость тут вполне уместна. Число ДТП год от года растет, а опьянение, как известно, одна из основных причин дорожных аварий. В Удмуртии в январе-июне текущего года было зарегистрировано 620 ДТП, в целом по России - 79 206. На тысячу человек в Удмуртии приходится 2,6 ДТП, в среднем по России - 1,9. И кроме того, у нас отмечен значительный рост ДТП с участием пьяных водителей, сегодня каждое четвертое дорожное происшествие совершается по их вине. К чему привело бы официальное разрешение употреблять за рулем небольшую дозу алкоголя, трудно спрогнозировать, слишком непросто перенести зарубежный опыт на нашу почву, недаром говорят: что русскому хорошо, то немцу - смерть.
таблица Провинция дышит в трубочку
Поскольку в России пока так и не установили единый для всех водителей порог наличия алкоголя в крови, старые методы выявления выпивших водителей, в частности пресловутая 'трубочка', сохраняются.

В приказе 'О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения' сказано, что технические средства должны быть рекомендованы Минздравом, но их перечень не приводится. Качество используемого оборудования зависит от финансовых возможностей Госавтоинспекций на местах. В Москве, например, используют довольно точные алкотестеры от английской фирмы Lion и новые приборы 'Алкосенсор', которые даже выдают распечатку. Цена таких приборов - от 600 до 1000 долларов США. А в провинции, как правило, применяют знаменитые трубки Мохова - Шинкаренко и трубки 'Контроль трезвости', которые, по статистике, дают погрешность в 20 процентов. К тому же они реагируют на пары бензина, квас, яблочный сок и некоторые лекарства. От ошибок никто не застрахован, поэтому про выпитый квас лучше сообщить до начала исследования, а от алкоголя воздержаться совсем. Или, по крайней мере, придерживаться рекомендаций бюро независимой экспертизы 'Версия', распространившего таблицу, показывающую, через какое время пары тех или иных алкогольных напитков в выдыхаемом воздухе не будут фиксироваться.
12 тысяч долларов за лишний градус
В странах ЕС в отличие от России уже давно действуют четкие ограничения допустимого содержания алкоголя в крови водителей.
В Швеции и Польше разрешено выпивать 0,2 промилле (примерно банка пива 0,33 л). В Австрии, Бельгии, Дании, Нидерландах, Норвегии, Германии - 0,5 промилле (пол-литра пива или 400 граммов сухого вина), во Франции - 0,6, В Британии, Италии, Ирландии и Люксембурге - до 0,8 промилле. США на сегодняшний день в этом вопросе либеральнее Европы, там можно выпить за рулем до 1 промилле алкоголя, однако уже со следующего года вступает в силу федеральный закон, обязывающий власти штатов придерживаться нормы 0,8 промилле, установленной Европейской конвенцией. Однако наказание за нарушение достаточно мягких норм в Европе и США может быть весьма суровым. Например, калифорнийским водителям, выпившим больше положенного, придется раскошелиться на сумму около 12 тысяч долларов (судебные издержки, услуги адвоката, платные лекции о вреде пьянства за рулем, буксировка автомобиля, рост страховых взносов). В России Административный кодекс предусматривает наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ или лишение права управления транспортным средством на год. Размер штрафа не велик, поэтому суд, например в Удмуртии, чаще всего выносит пьяным водителям самое суровое наказание - лишает прав.
Опасное увлечение
Анализ опросов, проведенных среди водителей в разных регионах России, показывает, что в среднем пятая часть респондентов имела опыт управления транспортным средством в состоянии опьянения. Лидеры - Ставропольский край, Московская, Пензенская и Ростовская области. Там доля водителей, утвердительно ответивших на этот вопрос, составила 30 и более процентов.

Если в среднем за рулем выпивает каждый пятый водитель, то результаты опроса, проведенного в Интернете на форуме любителей гонок по ночным улицам, вызывают опасение. Только 25 процентов водителей-экстремалов ни разу не садились за руль в подпитии, а 16 процентов регулярно ездят под хмельком, надеясь на свой профессионализм. Однако на том же форуме многие из них признавались, что знают немало случаев, когда такое вождение заканчивалось трагически. В Ижевске этот 'спорт', к счастью, пока не настолько распространен, чтобы стать серьезным бедствием, но водителей, переоценивающих свои возможности, хватает и у нас.