табл.
Правда, налогов в удмуртской казне все равно осталось на 50,7 млн руб. меньше, чем в мае, вследствие возросшей централизации бюджетных ресурсов в федеральную казну. В мае в пользу Москвы (с учетом вернувшихся в республику трансфертов, субсидий и дотаций) отошло только 34,6 процента собранных в Удмуртии налогов, в июне - 40,4 процента. Пострадали от этого прежде всего местные бюджеты, поскольку доходы от их 'кровного' налога на имущество (занимавшего в мае вторую строку в рейтинге налогов) в июне как раз резко упали. Однако вопреки всем сезонным проблемам с доходами в июне невозможно избежать роста расходов - это начало пика отпусков у бюджетников. В первом полугодии 2003 года прошлый месяц оказался самым расходным - расхождение между полученными доходами и понесенными затратами консолидированного бюджета превысило 400 млн рублей. Образовавшийся дефицит пришлось закрывать за счет остатков средств на бюджетных счетах (-269,9 млн руб.), банковских кредитов (104,9 млн руб.) и федеральной бюджетной ссуды (25 млн руб.). И если большую часть остатков средств (90 %) в июне потерял республиканский бюджет, то влезать в кредитную кабалу пришлось уже местным властям. Многих интересовал вопрос: появятся ли в бюджете доходы от продажи удмуртского пакета акций ОАО 'Белкамнефть'? Можно однозначно сказать, что по ситуации на 1 июля - не появились. Но, по крайней мере, часть вырученных от этой сделки средств уже должна быть под контролем республиканских властей и, скорее всего, находится в каком-то резерве. Во всяком случае, в пользу этого предположения свидетельствует слишком резкое увеличение расходов на капитальное строительство (222,8 млн руб. в июне при 117,7 млн руб. в мае). Не будь у президента Волкова гарантированного резерва, вряд ли он стал бы раздувать не обязательную в глазах Кремля часть расходов и идти на риск сорвать выплату зарплаты бюджетникам в самый канун выборов в Госдуму РФ.
табл.

Им, бюджетникам, и так не дают ничего лишнего. По сравнению с июнем прошлого года самая большая строка расходов - 'на образование', профинансирована всего лишь на 1,3 процента выше. Фактически система образования в республике получает только 'на хлеб', то есть на зарплату. Чуть лучше финансировали культуру (+14,9 % по сравнению с июнем 2002 г.) и здравоохранение (+9,2 %). Но, учитывая инфляцию, ситуация и здесь фактически ухудшается. Особенно это заметно по 'эталонной' строке расходов на органы власти и управления - в этой сфере расходы за год поднялись на 41,1 процента. Приблизительно в такой же динамике должно было возрастать финансирование и в других бюджетных сферах. Но на всех не хватает. Поэтому, если пересчитать данные Госкомстата в долларовом эквиваленте, выйдет, что учителя как получали год назад чуть больше 90 долларов в месяц, так их и получают. То же относится и к работникам культуры - 80 'с хвостиком' долларов, и к медикам, где средняя зарплата еле-еле переваливает за сотню. При этом стоимость самого скудного минимального набора продуктов питания на одного человека, включенных в потребительскую корзину, составляет сегодня порядка 34 долларов в месяц, а утвержденный на этой неделе прожиточный минимум - 66. Однако самыми ущемленными расходными статьями в прошлом месяце стали 'сельское хозяйство' и 'транспорт' - здесь по сравнению с маем финансирование сократилось соответственно в 3,7 раза и на 40,8 процента. И возможно, речь идет о тенденции, поскольку эти же статьи затрат 'падают' не только на текущий момент, но и по отношению к данным за июнь прошлого года - в 2,4 раза и на 38,4 процента соответственно. Зажатые необходимостью выдерживать график выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, республиканские и местные власти вынуждены фактически сворачивать участие бюджета в аграрных программах и модернизации общественного транспорта. Иная динамика наблюдается в выстраивании системы государственных средств массовой информации. Сокращение проводного радиовещания и переход ГТРК 'Удмуртия' под федеральную юрисдикцию заставили республиканские власти резко увеличить финансирование своих СМИ, чтобы за считанные месяцы постараться успеть воссоздать республиканскую информационную инфраструктуру. В сравнении с июнем прошлого года расходы по данной статье выросли в 3,7 раза. Впрочем, по отношению к расходам на строительство общественных учреждений вложения в информацию выглядят достаточно скромно. Тем не менее за первое полугодие 'натикало' уже 60,4 млн рублей. В общем, на 'хлеб' и 'зрелища' деньги в удмуртском бюджете пока еще есть.
В июне 2003 года на территории Удмуртии собрано 1 млрд 640 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 62,8 млн руб. больше, чем в мае.