фото Да, повременку придумали в Европе, когда не хватало соединительных линий между телефонными станциями. И поначалу новая система даже снизила нагрузку на сети на 30-40 процентов. Однако та же Европа, вслед за Америкой и Азией, решила поставить крест на своем детище. Именно повременку обвиняют в том, что страны Европейского Союза так сильно отстают от Америки в развитии Интернета. А стремление освободить сети привело к недозагруженности производственных мощностей телефонных компаний, что в условиях жесткой конкуренции на рынке связи для некоторых операторов стало роковым. Поэтому не случайно, что во многих развитых странах последние годы ознаменовались масштабными акциями протеста против поминутной тарификации. Сейчас в США за местные звонки взимается абонентская плата, повременки там не существует. Несколько лет назад телефонные компании (а их в каждом штате несколько, чего неукоснительно требует антимонопольное законодательство страны) поднимали вопрос о том, что пользователи Интернета должны платить за свои звонки провайдеру поминутно. Однако в результате поименного голосования Конгресс принял закон, запрещающий устанавливать такую плату. Еще в 1999 году активисты британской Палаты общин инициировали парламентские дебаты, посвященные отмене повременки. В результате компания British Telecom установила абонентскую плату для пользователей Интернета на выходные дни, а с декабря 2000-го полностью перешла на привычную нам абонентскую плату. В Германии в 1996 году парламент принял 'Телекоммуникационный закон', на основании которого в январе 1998-го началась либерализация рынка телефонной связи: к местным телефонным сетям, наряду с монополистом 'Дойче телекомом', были допущены частные компании. Сейчас на рынке действует порядка ста операторов, которые постоянно конкурируют между собой, так что с 1998 года цены на основные виды связи снизились в несколько раз. Аналогичные законы сейчас действуют в Финляндии, Голландии, Дании, Швеции и Австрии. У нас все с точностью до наоборот. С каждым днем становится все больше населенных пунктов, где жителям навязали повременной учет телефонных переговоров, российские интернетчики затянули пояса потуже. Кроме того, монополисты в области связи постоянно поднимают цены на услуги, оправдывая это своими расходами и необходимостью обновлять сеть. Однако стоит заметить, что цены на телефонные переговоры растут исключительно в нашей стране - во всем мире они только снижаются, причем довольно активно.
Повременка в цифрах
На подготовительном этапе введения повременки в Ижевске представители местного 'Телекома' заявляли, что все прогрессивное человечество (имея в виду, естественно, Запад) движется в сторону повременки, хотя факты (см. выше), как мы убедились, говорят об обратном. Причин для внедрения 'новшества', как и везде, называли две: загруженность телефонных сетей и стремление к социальной справедливости. Последнего, как подтвердили результаты первого месяца действия системы, даже при очень большом желании достигнуть не удастся. Согласно статистическим данным, которые довели до СМИ специалисты 'Телекома', в среднем по городу трафик (то есть продолжительность телефонных переговоров) снизился на 20%. Всего в г. Ижевске 161 594 квартирных абонента, из которых 1600 (или 1 процент) заплатили за июнь только постоянную составляющую (54 рубля), то есть по какой-то причине не разговаривали вообще. 65 процентов, или 104 177 человек, уложились в ту же сумму, что и платили до этого, - 90 рублей. Более 25 процентов разговаривали не более 150 минут и заплатили менее 70 рублей. Более 1000 минут проговорили 6,33 процента, или 10 243 абонента (в основном это юридические лица). Причем, как настаивают телекомовцы, половина из корпоративных абонентов заплатила, как и раньше, - в пределах двухсот рублей. А вот остальным пришлось выложить намного больше. Указывая на совершенную безобидность озвученных цифр, наш филиал 'ВолгаТелекома' продолжает утверждать, что никакого удовольствия в виде прибыли он от повременки не получил и пока не получит, зато все 'по-честному'. Как говорится в официальном сообщении пресс-службы компании, 'в целом первые итоги работы СПУС наглядно демонстрируют, что, получив в руки рычаг, позволяющий регулировать собственные затраты на услуги телефонной связи, абоненты начали соизмерять потребляемые объемы услуг со своими финансовыми возможностями. Это привело к снижению чрезвычайно высокой общей нагрузки на сети связи'. Иными словами, кто-то от греха подальше сбежал на дачу или в отпуск, а тот, кто по иронии судьбы не может так мобильно передвигаться или не имеет финансовой поддержки, просто замолчал, что подтверждает статистика. В навязанную социальную справедливость явно не верят местные интернет-провайдеры, которых 'Телеком' поставил в неравные условия со своей 'дочкой' - 'Ижкомом'. Как сообщил руководитель компании 'Марк ИТТ' Сергей Катаев, ставленник монополиста имеет возможность предоставлять своим иногородним абонентам услугу звонка по зональному коду, то есть пользователь из Глазова за 50 копеек может не только позвонить в Ижевск, но и выйти в Интернет. Для других провайдеров такая возможность закрыта. Так что в других населенных пунктах Удмуртии царит и властвует 'Телеком', не пуская на рынок других. По словам Катаева, введение повременки было для интернетчиков довольно чувствительно: пользователи реже стали выходить в Глобальную сеть, компании терпят убытки. Чтобы минимизировать потери, тот же 'Марк' пошел на снижение тарифов как на пользование Интернетом, так и на междугородние звонки. Однако с 'Ижкомом' при сложившихся обстоятельствах все равно конкурировать сложно. Получился этакий монополист 'два в одном', который серьезно сдерживает развитие Интернета в Удмуртии. Кроме всего прочего, с 1 июля 'ВолгаТелеком', не дав простым смертным одуматься, поднял тарифы на услуги связи, так что если вы желаете и на этот раз не остаться в убытке, придется оставить в покое телефон и почаще встречаться.
Мечта оператора
Все, что сейчас переживает Ижевск, да и многие российские города, давно прошли и оставили в далеком прошлом развитые страны. Однако повременка в России, и в частности в Удмуртии, имеет все основания просуществовать еще несколько лет. Повременную систему оплаты пытаются навязать россиянам потому, что телефонные монополисты, как, впрочем, и любые иные монополии, вместо того, чтобы повышать качество и эффективность своей работы путем сокращения издержек (сюда мы с полным основанием можем отнести и зарплату сотрудников), перекладывают их на потребителей. При повременке цена за телефонные разговоры неизбежно повышается. В результате люди просто сокращают общение и доходы оператора-монополиста на начальном этапе сильно не увеличиваются. Получается практически монопольный эффект - когда предприятие так высоко поднимает цену, что люди постепенно перестают пользоваться его услугами. Вот вам и социальная справедливость. Однако при отсутствии конкурентов на удмуртском рынке связи от 'Телекома' уйти не удастся, поэтому многие, в том числе и интернет-пользователи, другие крупные организации, будут платить в разы больше. Так что отсутствие прибыли - всего лишь временное затруднение. Пока реальную конкуренцию 'ВолгаТелекому' могут составить только операторы мобильной связи, которые регулярно расширяют спектр услуг, предоставляют скидки, в том числе и корпоративным абонентам, чего не делает и не собирается делать монополист, но пока эта связь тоже не из дешевых. Все надежды сейчас, несомненно, обращены к новому Закону 'О связи', который даст возможность абонентам выбирать между повременной и традиционной (абонентской) системами оплаты. Правда, новый закон не защитит юридических лиц, которым по-прежнему придется оплачивать все исходящие звонки. Не остановят законодатели и постоянный рост тарифов, на котором 'Телеком' обязательно сыграет, потеряв возможность принуждать население платить по счетчику. Как сообщили в удмуртском филиале 'ВолгаТелекома', компания готова предоставить населению выбор, но не раньше, чем закон вступит в силу, а до этого времени (до 1 января 2004 года) еще далеко. Впрочем, и новый закон вряд ли сильно стеснит монополистов. Напротив, в какой-то мере упростит их существование. Речь идет о создании резерва универсального обслуживания, куда все операторы связи, включая и мобильную, будут отчислять часть выручки на установку таксофонов и организацию пунктов доступа в Интернет в сельской местности и в удаленных регионах России. Создание данного резерва, в котором, по разным оценкам, будет аккумулировано от 150 до 350 миллионов долларов, выгодно традиционным операторам, а вот для альтернативных коммерческих операторов связи эти отчисления, скорее всего, станут дополнительным финансовым бременем, что вряд ли будет способствовать здоровой конкуренции - единственному действенному средству от монополизма.
Повременную систему оплаты пытаются навязать россиянам потому, что телефонные монополисты, как, впрочем, и любые иные монополии, вместо того, чтобы повышать качество и эффективность своей работы путем сокращения издержек (сюда мы с полным основанием можем отнести и зарплату сотрудников), перекладывают их на потребителей.