фото Дело даже не в ликвидности будущей жертвы. Компания-кандидат на очередное громкое поглощение является сегодня тем краеугольным камнем, выбивание которого обрушит целый сегмент региональной экономики, а вместе с ним - звездные политические карьеры.
Фасад конфликта В конце мая противостояние между удмуртским управлением МАП и крупнейшими в республике владельцами автозаправок -'Удмуртнефтепродуктом' и АСПЭКом, контролирующими в общей сложности около 85 процентов розничной торговли бензином в республике, - вошло в стадию судебного разбирательства. Напомним вкратце суть этого дела и доводы сторон. В период с 9 по 11 января текущего года антимонопольный орган зафиксировал повышение на 1 рубль цен на бензин марок Аи-92 и Аи-95. Первым цены поднял УНП, затем в течение двух суток то же самое сделали предприятия группы АСПЭК. Это позволило управлению МАП заявить о согласованных действиях данных компаний, которые привели к ограничению конкуренции. Вынесенное в начале апреля антимонопольным органом предписание о возвращении цен к уровню 8 января обвиненные в сговоре компании выполнять отказались. Сами продавцы бензина называют решающим фактором, обусловившим повышение цен, произошедшее с 1 января 2003 года изменение ставки акциза, что автоматически увеличило стоимость литра бензина на 90 копеек. Кроме того, от 10 до 20 копеек к цене бензина добавило постановление ижевской мэрии, отмененное только 24 марта, об увеличении в среднем в 15 раз арендной платы за землю. Сыграл свою роль и рост железнодорожного тарифа на 12,5 процента - плюс еще 2-3 копейки.
То, что внутри АСПЭК и УНП подали 29 мая иски в Арбитражный суд, первое заседание которого, намеченное на 21 июня, было перенесено. Руководитель удмуртского управления МАП Михаил Маренников еще за неделю до начала суда высказал намерение в случае проигрыша 'учесть ошибки и пройти по всем инстанциям', поэтому финал бензиновой эпопеи вряд ли окажется скорым и оптимистичным. Прежде всего, для республиканских властей, поскольку атакованный МАПом 'Удмуртнефтепродукт' должен стать сбытовым, а по сути центральным звеном, создающегося республиканского нефтяного холдинга. Во-первых, холдинг будет попыткой правительства Удмуртии сохранить контроль над остатками вертикально не интегрированной нефтедобычи в республике. Во-вторых, по некоторым оценкам, данная структура изначально задумывалась как финансовая основа предстоящей кампании по выборам президента Удмуртии. Поэтому вне зависимости от того, ангажированы действия антимонопольного управления или нет, конфликт МАПа с продавцами бензина сразу же приобрел политический оттенок. И чем настойчивее антимонопольный орган будет предъявлять свои требования, тем более двусмысленной будет становиться его роль в 'бензиновом деле'.
По пути 'Белкамнефти' Несмотря на неизбежный политический эффект предпринятой управлением МАП акции, создание проблем УНП, даже по заказу, может и не являться результатом происков врагов президента Волкова. Ведущая в Удмуртии компания по реализации нефтепродуктов вполне могла стать объектом недружественного захвата. Что это такое, в России хорошо известно. По данным сайта institute.ru, только в 2002 году по стране произошло 1870 случаев поглощения предприятий, 76 процентов которых были захватами. Наблюдающаяся в последние годы тенденция к концентрации нефтяного рынка, в том числе путем недружественного поглощения, в руках крупных федеральных компаний коснулась и Удмуртии. Хотя продажа республиканского пакета акций 'Белкамнефти' не была непосредственно результатом захвата (акции отошли к серьезной московской структуре - АФК 'Система', и не бесплатно, как могло бы случиться), начинался этот конфликт именно как попытка недружественного поглощения. И, хотя 'захватчики' просчитались, республике все равно пришлось проститься со своими акциями. Но намерения нефтяных гигантов, которым сегодня принадлежат почти все нефтеперерабатывающие заводы, не ограничиваются расширением только ресурсной базы. Максимальное увеличение рентабельности бизнеса и, как следствие, его прибыльности может быть достигнуто при наличии в производственном цикле звена реализации, то есть собственной сети автозаправок. Так, компании-лидеры в российской нефтедобыче - ЛУКойл и ЮКОС - одновременно являются крупнейшими владельцами АЗС. У первого есть пара бензоколонок и в Удмуртии. По нашей информации, эти автозаправки были переданы ЛУКойлу в счет погашения кредиторской задолженности УНП за поставки топлива с 'лукойловских' заводов. Но конкретизировать данную тему сейчас рано, так как фактов, хотя бы косвенно указывающих на присутствие в удмуртском 'бензиновом деле' интересов той или иной нефтяной корпорации, пока нет.
Виртуальная реальность угрозы В собственности республики находится 53 процента акций УНП. Каким образом правительство может лишиться своего пакета? Одним из наиболее распространенных способов захвата бизнеса в России является заказное банкротство. Объем сальдированной прибыли УНП в прошлом году составил только 40 процентов к уровню 2001 года при среднем по отраслям экономики Удмуртии значении данного показателя 62 процента. По итогам I квартала текущего года предприятие получило убыток на сумму 34,5 млн рублей. Может статься, что при нынешнем финансовом положении судьба УНП будет зависеть от намерений хозяев НПЗ, на которых он приобретает топливо. Похоже, предприятию пока удается расплачиваться за поставки и своевременно гасить задолженность, однако его сохраняющуюся до поры устойчивость могут подкосить последствия дела о 'бензиновом сговоре'. Если МАП выиграет суды, УНП понесет дополнительные убытки от снижения цен на бензин на 1 рубль. После этого формального акта цена поднимется до прежнего уровня, но сколько на это уйдет времени - неизвестно, и вряд ли такие ценовые скачки пройдут для предприятия безболезненно. К тому же антимонопольный орган может предъявить УНП новые претензии по поводу 'согласованных действий' и 'единовременности повышения', если АСПЭК после исполнения решения суда вернет цены к нынешнему состоянию, на взгляд МАПа, слишком быстро. Но гораздо более чувствительным ударом по оборотным активам УНП может стать решение суда о возмещении суммы необоснованного дохода в размере 1 рубля с каждого проданного начиная с 8 января литра бензина. Совпадение момента выплат с периодом посевной или уборочной кампании, которую УНП обеспечивает топливом, может привести к созданию глубокой кредиторской задолженности предприятия и, тем самым, облегчить задачу 'поглотителей'. Если этот вариант не сработает, в арсенале МАПа есть еще один. При захвате собственности, совершаемом при вмешательстве федеральных органов исполнительной власти, нередко используется такой прием, как оспаривание прав собственности на стратегически важные активы. В случае с 'Белкамнефтью' это были претензии со стороны МПР к правомерности владения лицензиями на право разработки месторождений. Антимонопольный орган, в свою очередь, может углубиться в детали выделения участков под АЗС в республике. Михаил Маренников уже намекал, что здесь для его управления есть обширное поле деятельности, а это чревато новым процессом. Но возможно, МАП и не собирается своими руками наносить материальный урон владельцам удмуртских АЗС. Не исключено, что предпринятая антимонопольным органом акция имеет целью сбор конфиденциальной информации об УНП по заказу одной из компаний, специализирующихся на недружественных захватах. В этом случае финал тяжбы с продавцами бензина может и не быть принципиальным для руководства удмуртского управления МАП - при обладании сведениями о слабых местах УНП захват может быть реализован другими путями. Возможна также серия исков миноритарных акционеров, оспаривающих, например, решения органов управления на основании нарушения порядка их принятия, либо скупка кредиторской задолженности.
Остались от холдинга... Активизация создания нефтяного холдинга является не только следствием потери 'Белкамнефти' как важного источника наполнения республиканского бюджета. Включение в холдинг и переход на единую акцию значительно повысит иммунитет УНП к возможному враждебному поглощению. Интеграция бизнеса в холдинговую структуру повышает диверсификацию имущественных и финансовых рисков в отношении каждого отдельного предприятия. Управляющая компания сама по себе не ведет хозяйственной деятельности, поэтому риск ее захвата через концентрацию кредиторской задолженности либо возложения ответственности за деятельность производственных единиц холдинга становится минимальным. Но, спасти УНП - это не самоцель. Скорее всего, он все равно будет выставлен на продажу, но уже в качестве составной части нефтяного холдинга. Стоимость продаваемых активов при этом значительно возрастет, поэтому потенциальный агрессор заинтересован в том, чтобы захватить УНП сегодня, до его интеграции в новую структуру. Можно предполагать, что правительство Удмуртии, как и в истории с 'Белкамнефтью', будет поставлено перед выбором: продажа пакета либо проблемы, в том числе банкротство, с угрозой топливного кризиса. Скачок цен на бензин при его фактическом исчезновении, длинные очереди на АЗС, ошалевшие водители с канистрами и спекулянты - таким запомнился многим жителям республики июль 1999 года, когда УНП оказался на грани разорения. Это может повториться. Но теперь в деле появился нефтяной холдинг, который без УНП теряет и смысл, и в стоимости. Более того, прекращение влияния на него со стороны государства совсем не исключает возможности преднамеренных кризисов в республике с целью политического давления на ее руководство. По этим причинам борьба за УНП, если он действительно выбран объектом захвата, обещает быть еще упорнее, чем за 'Белкамнефть'. Потому что второго холдинга не будет, а это все меняет. Вернее, меняет все.