
Структурирование радости Как же так, ведь сделано действительно немало?! Принята программа комплексных мер, к решению которой подключилось множество социальных служб. В республике работают 15 'телефонов доверия', оказывающих социально-психологическую, психолого-педагогическую и правовую помощь подросткам и молодежи, в том числе по профилактике наркозависимости. И обращаемость подростков впечатляет - общее количество подростков, молодежи, других категорий населения, получивших услуги социально-психологического характера, по официальным данным, исчисляется сотнями тысяч человек. Издаются специальные противонаркотические буклеты, брошюры, календари. В республике сформированы отряды волонтеров, занимающихся пропагандой здорового образа жизни, работает общественное движение 'Матери против наркотиков', центр социальной реабилитации 'Барьер', детский центр 'Подросток', городской общественный отряд и подростковый клуб 'Юность'. Республиканской программой борьбы с наркоманией предусмотрено включение в школьную программу повести Г.А. Сохрина 'Паутина', название которой говорит само за себя, или проведение дискотек, где через доступную для подростков форму пропагандируются антинаркотические идеи. Всего за три года реализации программы на все эти мероприятия из всех уровней бюджета было выделено около 40 миллионов рублей. И все-таки, когда слышишь из уст борцов с наркоманией такие сентенции, как, например, 'создание зон досуговой деятельности как альтернативы асоциальному структурированию свободного времени, воспитание социально одобряемой системы получения удовольствия и снятия напряжения', невольно возникают сомнения в эффективности проводимой работы. В отчете о проделанной в республике антинаркотической работе глаз наткнулся на заголовок одного из профилактических буклетов - 'Искусство радости'. Именно в отсутствии умения по-настоящему радоваться, в эгоцентрическом стремлении достичь счастья наилегчайшим путем и кроется, по мнению многих наркологов, психологов и философов, основная причина наркомании. Кто-то подметил, что суть слова 'счастье' заключена в нем самом: 'со-частье' - сбор всех частей, целостность бытия, в противоположность 'у-части' - привязанности только к одной из составляющих жизни, зависимости от нее. То есть счастье - это ощущение полноты бытия, и естественно, что оно не может и не должно быть постоянным. Известно, что при долгой жаре белые грибы становятся ядовитыми, так и суррогатное счастье, не говоря уж о смертельном вреде организму человека от употребления наркотических веществ, само по себе способно отравить жизнь своего обладателя.
Делай что хочешь, но по инструкции Взрослея, о счастье и смысле жизни хотя бы однажды задумывается каждый молодой человек. А современное общество с его информационным и техническим беспределом, породившим умнейшие машины, защищенные 'от дурака', дает человеку слишком много готовых рецептов, не позволяя разобраться во всем самому. Перегруженный инструкциями человек начинает искать 'инструкции' и о том, как достичь счастья, какие-то быстродействующие средства. А увлекшись этими 'таблетками', как та известная подопытная мышь, которой экспериментаторы воздействовали на центры удовольствия, человек погибает. 'Простенькая' идея о том, что счастье - это только удовольствия, максимум удовольствий, совершенно естественно и даже неизбежно приводит к наркотикам. Допустим, любовь всегда считалась и считается неизменной спутницей счастья. Но для законченного эгоцентриста, к которому тяготеет типичный представитель современного общества, любое действие, направленное вовне, - чистая обуза. Отсюда и желание оставить от любви самую нехлопотную часть - секс. Если дальше следовать этой логике, можно прийти к приоритету сексуального, а затем и наркотического самоудовлетворения. Либеральная идея приводит к необходимости предоставить людям свободу выбирать счастье по душе. Однако опыт снятия всевозможных наркотических запретов в некоторых странах Европы не привел ни к чему хорошему. Например, в Голландии, где узаконена целая группа психоактивных веществ, официальные исследовательские центры категорически выступают против легализации наркотиков и - никакого результата. Причем с ними солидарно и Министерство здравоохранения Нидерландов, но либеральные ценности в этом вопросе все-таки перевешивают. В России до сих пор множество международных структур (например, 'Врачи без границ') до недавнего времени активно проводили эту линию. Даже в уважаемой фракции СПС в Государственной Думе РФ нашлись депутаты, выступившие за легализацию наркотиков под лозунгом 'Человек свободен и сам должен решать, как ему жить!'. Дарвинизм, естественный отбор. Слабый погибает, сильный выживает. А российская интеллигентская идея служения в современном обществе превращается в настоящий фарс, во многом, кстати, благодаря принижению значимости труда врачей, учителей и прочих бюджетных работников. Достаточно вспомнить нашумевшую историю об учительнице-драгдилере. Поначалу нищета толкнула ее на то, чтобы просить у своих учеников старую одежду, обувь - у кого что есть. Потом женщина нашла свой бизнес - начала продавать ученикам наркотики. А когда ее изобличили, педагогический коллектив отнесся к проблеме с полным пониманием и даже дал ей на заседании педсовета самую положительную характеристику: 'Все силы отдает воспитанию детей, пользуется уважением в коллективе'. Государство, с одной стороны, проводит всевозможные антинаркотические акции, затрачивая на это немалые деньги, а с другой - как бы говорит: вот вам 25 телеканалов, зарплата три тысячи, и живите, как хотите. И - да будет естественный отбор! Вроде бы логичная с точки зрения прагматики позиция, только всегда ли она справедлива? В этой связи хочется вспомнить незаслуженно забытого российского мыслителя Петра Кропоткина, утверждавшего, что человечеством движет все-таки не естественный отбор, а инстинкт самосохранения вида. Печально сознавать, что в нынешнем обществе (включая и так называемое 'развитое', западного образца) этот инстинкт, похоже, окончательно утрачен.
Когда слышишь из уст борцов с наркоманией такие сентенции, как: 'создание зон досуговой деятельности как альтернативы асоциальному структурированию свободного времени, воспитание социально одобряемой системы получения удовольствия и снятия напряжения', невольно возникают сомнения в эффективности проводимой чиновниками работы.