В мае 2003 года на территории Удмуртии собрано 1 млрд 577,2 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 459,1 млн руб. меньше, чем в апреле. Правда, разница получилась небольшой - всего лишь на 817 тыс. рублей, но с поправкой на годовую инфляцию реальное снижение выливается не меньше, чем в сотню миллионов рублей. Этим, впрочем, не ограничилось - в минусе по отношению к данным за прошлый год оказались неналоговые доходы (меньше в 2,3 раза) и поступления в Дорожный фонд (сокращение в 2,7 раза). Ситуацию с исполнением бюджета в мае спасли деньги компаний, перечисленные в республиканский бюджет в рамках соглашений по строке 'прочие безвозмездные перечисления' (245 млн руб.), и увеличение суммы доходов по линии дотаций, субвенций и субсидий из федерального бюджета (+13 % по сравнению с маем 2002 г.). В результате доходы консолидированного бюджета Удмуртии в мае превысили прошлогодние на 11,4 процента (и уменьшились по сравнению с суммой апрельских доходов всего на 0,5 %). Однако большого оптимизма данный факт у республиканского правительства и местных администраций явно не вызвал - общая сумма расходов в мае была снижена что по отношению к предыдущему месяцу (-8,4 %), что в сравнении с маем прошлого года (-4,7 %). Сдержанность в расходах со стороны властей понятна, поскольку сложившаяся сезонность в исполнении бюджета показывает, что ждать нового пика налоговых поступлений теперь придется до октября. А это целых четыре месяца на 'сухом пайке'. Определенный резерв на 'черный день' у правительства и местных администраций есть, по ситуации на 1 июня остатки средств на бюджетных счетах составляли 785,7 млн рублей (646 млн руб. - у республики и 139,7 млн руб. - у городов и районов). Но в последние месяцы остатки средств формировались в основном за счет получения бюджетных ссуд из федеральной казны. Не стал исключением и прошлый месяц - в мае республике выделили новую ссуду в сумме 100 млн рублей. И если подытожить динамику роста государственного долга Удмуртии, то по сравнению с данными за май прошлого года сумма долга увеличилась на 29,3 процента, превысив по трем основным позициям (федеральные ссуды, банковские кредиты, гарантии бюджета по обязательствам предприятий) 2,5 млрд рублей. Резко увеличилась за прошлый месяц и текущая кредиторская задолженность консолидированного бюджета Удмуртии (+153,7 млн руб. по сравнению с ситуацией в апреле). Устойчивую тенденцию к снижению имеет только долг бюджета по детским пособиям (в 2,9 раза по сравнению с маем 2002 г.), по остальным позициям ситуация либо колеблется из стороны в сторону (льготы инвалидам, начисления на фонд оплаты труда и т.д.), либо продолжает усугубляться (субсидии населению на оплату жилья; оплата коммунальных услуг бюджетных учреждений и капитальные вложения по федеральным инвестиционным программам). таблицаВ конечном итоге общий формат ситуации с исполнением бюджета определяет сбор налогов на территории Удмуртии, а здесь по сравнению с маем 2002 года был почти 100-миллионный спад. При этом централизация бюджетных ресурсов в федеральную казну по итогам прошлого месяца получилась очень умеренной - всего 34,6 процента. Но выиграли от этого в основном бюджеты городов и районов. Правда, по сравнению с апрелем денег все равно было меньше, но относительно снижения налоговых доходов в федеральный и республиканский бюджеты местные бюджеты выглядели сравнительно благополучно. Причина этого кроется в начавшемся еще в апреле пике поступлений от налога на имущество предприятий, доходы от которого в полном объеме зачисляются в местные бюджеты. Усилило распределение средств в пользу консолидированного бюджета Удмуртии и увеличение доли подоходного налога в общей структуре налоговых доходов, а также рост сумм дотаций, субвенций и субсидий из федеральной казны (+30,6 % по сравнению с апрелем). Интересно, как обозначенные выше рамки возможного отражаются на расходной части консолидированного бюджета Удмуртии в текущем режиме и относительно ситуации годовалой давности. По сравнению с апрелем рост расходов произошел только по четырем позициям: правоохранительная деятельность (+9,7 %), промышленность, строительство, архитектура (+31,6 %), сельское хозяйство (+45,4 %) и государственные и муниципальные средства массовой информации (+21,9 %). Причины в основном текущие. Милицию профинансировали, скорее всего, к профессиональному празднику, большая часть средств (97,4 %) по строке 'промышленность, строительство, архитектура' традиционно расходуется на находящееся под патронажем президентской программы 'Развитие' капитальное строительство, аграриев финансировали 'под посевную', и лишь рост расходов на СМИ может увязываться с развитием информационной инфраструктуры в рамках будущих политических планов. Все остальные затратные статьи в мае сократились относительно апрельских расходов: органы власти и управления (-38,4 %), транспорт (-22,9 %), ЖКХ (-43,4 %), образование (-1,5 %), культура (-8,4 %), здравоохранение (-8 %), социальная политика (-0,5 %). Между тем сравнение с данными за май прошлого года оказывается более любопытным, поскольку проявляет некоторые тенденции. Так, наибольшему снижению подверглись расходы на ЖКХ (-15,7 %), и в этой связи весенние конфликты с энергетиками можно считать первыми симптомами будущих проблем. Несмотря на президентскую поддержку, снизились расходы на капстроительство (-2,9 %), и это тоже сигнал о перегреве расходной части бюджета Удмуртии. А вроде бы небольшое на взгляд сокращение затрат на культуру (-0,5 %) и социальную политику (-0,9 %) выглядит почти символично. Большая часть расходных статей была профинансирована с ростом относительно майских расходов прошлого года. Но рост вышел очень неравномерный: органы власти и управления (+29,3 %), правоохранительная деятельность (+33,6 %), сельское хозяйство (+51,6 %), транспорт (+26,7 %), образование (+5,1 %), здравоохранение (+13,8 %), средства массовой информации (+55,1 %). Видимо, воистину не важно, что происходит, важно, как это потом подадут массам...
Рейтинг налогов в мае