фото Забегая вперед, оговоримся, что слух этот оказался ложным, и слив пироговских вод произошел совсем по другим причинам. Однако само возникновение подобных коллизий сегодня, когда частнособственнические отношения все активнее вторгаются в былой патриархально-коллективистский быт нашего общества, отнюдь не исключено. Мы слишком привыкли к тому, что 'общественные интересы', которые раньше отождествлялись с интересами государственными, у нас вне конкуренции, и поэтому пока еще с трудом осознаем, что право частной собственности в ближайшем будущем все больше и больше будет давать о себе знать, преподнося порой неожиданные сюрпризы. Тем более что создание четких правовых механизмов разрешения конфликтных ситуаций, которые объективно возникают в процессе реформирования экономики, в России обычно слишком запаздывают. Именно поэтому нам показалось любопытным более досконально разобраться в ситуации с Пироговским прудом, несмотря на то, что тогда, в мае, после нескольких недель 'сухой голодовки' пруд снова заполнился водой и система водоснабжения садоводческих массивов была восстановлена.
У истоков Рождение Пироговского пруда относится к 1981 году. Создан он был в мелиоративных целях - для орошения полей совхоза 'Ижевский', на баланс которого и был поставлен. За свою более чем двадцатилетнюю историю пруд стал неотъемлемой частью местного ландшафта, вокруг него сложилась целая социальная инфраструктура. Садоводческие товарищества, которые раньше забирали воду для полива из речки Пироговки, теперь стали брать воду из пруда; пожарные внесли пруд в список своих стратегических ресурсов для борьбы с огненной стихией; а ижевчане и жители деревни Пирогово стало здесь купаться, рыбачить и даже охотиться (пруд таким образом превратился в важную рекреационную зону). Как у всякого приличного водоема, у Пироговского пруда появился даже свой государственный паспорт, 'выданный' ему Институтом 'Ленгипроводхоз'. Согласно 'паспортным' данным, максимальная длина пруда должна составлять 3,04 км; максимальная ширина - 0,48 км; максимальная глубина - 4,45 м, а площадь 'зеркала', т.е. водной поверхности, - 70 га (максимальная - 86 га).
Новые времена В 90-е годы кое-что изменилось. Совхоз 'Ижевский' из государственного преобразовался в частное предприятие - сельскохозяйственно-производственный комплекс (СПК) 'Ижевский'. Для него настали не лучшие времена. Когда мы, решив расследовать историю с временным исчезновением пруда, позвонили в СПК, нам сообщили, что 'Ижевский' с конца прошлого года находится в состоянии банкротства. В настоящее время тем, что от него осталось, руководит конкурсный управляющий и исполнительный директор. На наш вопрос об исчезновении пруда исполнительный директор Рабис Фаррахов (не уроженец Кавказа, а местный старожил) сообщил, что решение о спуске пруда ни он, ни конкурсный управляющий не принимали. На вопрос, не продали ли они кому-нибудь Пироговский пруд, Рабис Манихович ответил, что они были бы только рады это сделать, и даже отдать его бесплатно, чтобы не тратиться на содержание плотины, но вот беда - никто его не берет. На вопрос о перспективах СПК 'Ижевский', Рабис Манихович ответил: 'А перспективы у него такие - никаких перспектив'. Таким образом, стало ясно, что пруд фактически осиротел.
В поисках утраченного пруда С конца апреля пять садоводческих товариществ - 'Железнодорожник', 'Дружба', 'Пирогово', 'Имени Азина', 'Южное' - готовились, как обычно, начать поливочный сезон. Приводились в порядок водозаборные устройства, трубы. Однако 1 мая завершение подготовительных работ оказалось под вопросом. Кто-то слил пруд. То есть пруд не исчез совершенно - он просто сократился в несколько раз до небольшого озерка рядом с плотиной. На остальной площади остались лишь ил и лужи, а трубы систем подачи воды практически, в буквальном смысле слова, повисли в воздухе. Застигнутые врасплох садоводы - преимущественно люди преклонного возраста, - чтобы спасти свои посевы, были вынуждены взять в руки ведра, канистры, тачки и коромысла и начать таскать воду из ближайших родников. Руководство товариществ встало перед альтернативой - или срочно переделывать систему забора воды - удлинять ее, чтобы достичь речки Пироговки (что, безусловно, требовало значительного количества времени, столь драгоценного в условиях посадочного сезона), или попытаться вернуть пруд на место. Следует отметить, что в принципе понижение уровня воды в Пироговском пруде совершается каждый год - в рамках противопаводковых мероприятий. Однако, во-первых, никогда оно еще не принимало таких 'катастрофических' масштабов, как в этом году; во-вторых, к началу поливочного сезона пруд возвращали в нормальное состояние. Правда, в последние годы это порой происходило уже по инициативе и при помощи садоводов. Три года назад, рассказывает председатель товарищества 'Пирогово' Петр Опарин, садоводы по договоренности с руководством СПК привлекались к установке громоздкого механизма, с помощью которого в плотине опускаются створы. Два года назад садоводы убирали застрявшее в плотине дерево, которое мешало ее закрыть. Вот и в этом году Петр Кондратьевич отправился в Пирогово, чтобы решить вопрос о своевременном наполнении пруда. Однако здесь выяснилось, что антикризисному руководству 'Ижевского' не до пруда, а механизм для его подъема теперь находится в распоряжении главы сельской администрации Александра Анкудинова. Глава же администрации вернуть пруд в обычное состояние наотрез отказался и заявил, что больше пруд наполняться не будет. Мотивировалась эта позиция тем, что высокий уровень воды регулярно подтапливает подвалы части домов в Пирогово. По другой версии, недовольны были и пироговские владельцы подтапливаемых картофельных участков на правой стороне пруда.
Плотина Пироговского пруда. Борьба за воду Шокированные таким поворотом дел садоводы стали обращаться в различные инстанции - в администрацию Завьяловского и Ленинского районов, в республиканское управление МПР России, совет садоводов УР. Однако реальных правовых механизмов решения проблемы практически не оказалось. Никакого договора между балансодержателем пруда и садоводческими товариществами никогда не заключалось (в последние годы садоводы только помогали СПК оплачивать страховые взносы за пруд - по 1000 руб. с массива). В условиях, когда предприятие-банкрот оказалось неспособно обслуживать плотину, эту функцию логично взяло на себя местное самоуправление. Причем, по словам старшего инспектора Госкомприроды Завьяловского района Юрия Смирнова, республиканский комитет по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в рамках подготовки противопаводковых мероприятий именно требует снижения уровня воды (прорыв плотины Пироговского пруда может привести к разрушению моста на Можгинском тракте и нескольких частных домов). А то, что пруд понизили значительно больше требуемого, - в этом в принципе нет ничего незаконного. Тем более что садоводов якобы предупреждали заблаговременно (они, впрочем, это отрицают). Тем не менее при политической поддержке главным образом администрации Ленинского района Ижевска пруд все-таки восстановили. Помогли пожарные. Дело в том, что на берегу Пироговского пруда построен специальный пирс, с которого в случае необходимости пожарные машины могут качать из пруда воду. Инициатива же Анкудинова привела к тому, что в случае пожара отсюда стало можно качать разве что только песок и ракушки.
Перспективы Итак, пруд пока отстояли, но что дальше? Как нам сообщила главный специалист республиканского управления МПР РФ Надежда Рылова, плотина пруда находится в аварийном состоянии и для ее капитального ремонта требуется не менее 3 миллионов рублей. Вряд ли садоводческие товарищества смогут собрать такие деньги - им в сто раз дешевле продлить трубопроводы системы водозабора. 'Ижевскому' для мелиорации пруд уже не нужен, и он хоть завтра может официально объявить о своем отказе от роли балансодержателя этого водоема. По оценке старшего инспектора Госкомприроды Завьяловского района Юрия Смирнова, ликвидация пруда не приведет к каким-либо серьезным экологическим последствиям. Так что все складывается не в пользу Пироговского пруда. А то, что одной из любимых ижевчанами зон отдыха станет меньше, - вряд ли кого-то остановит. Впору создавать общественный комитет спасения Пироговского пруда.
P.S. Единственным безусловно светлым моментом, который удалось выяснить в ходе нашего небольшого расследования, стало то, что все компетентные чиновники утверждают, что, если какой-нибудь бизнесмен и приобрел бы Пироговский пруд (или взял его в аренду), он не смог бы запретить садоводам брать воду для полива или получить за ее предоставление коммерческую прибыль. Вода у нас пока в общественном пользовании.