фото Мастер-классы по индийским танцам и инструментам материализовались в Ижевске в рамках Дней культуры Индии, проходящих с начала этой недели у нас в городе. Первый урок, которые дали представители 'культурной' части индийской делегации, состоялся 10 июня во Дворце творчества юных. К сожалению, наши индийские гости почти не знали русского языка, а сопровождавшие их организаторы встречи не очень стремились помочь в этой беде. Поэтому общение учеников с учителями проходило в основном при помощи жестов и на ломаном английском. Хашмат Али Кхан, очень колоритный рыжеволосый индиец со взглядом аксакала, проводил мастер-класс первым. Он показал ижевчанам игру на табала - 'говорящих' барабанах, корпус которых традиционно изготавливается из металла и дерева. В нашем случае это были барабаны, обтянутые бараньей кожей, что однако ничуть не уменьшило энтузиазм музицирующего индийца. Звуки табала оказались похожи на человеческий голос, быструю эмоциональную речь. Хашмат Али Кхан поведал, что табала - инструмент легендарный, на нем играл мифический бог Ганеша. Последние семь столетий барабаны своими ритмичными звуками сопровождает ситар - другой индийский традиционный инструмент. Правда, на мероприятии во Дворце творчества юных ситар заменило некое подобие синтезатора, чей внешний вид больше напоминал обогреватель, издающий монотонное механическое жужжание. Получилось очень модерново. Затем всем раздали по пять листов бумаги формата А4 со словами песни под названием 'Три Тала', что в переводе означает '16 ударов'. Учитель терпеливо разучивал с присутствующими куплет за куплетом, но как ни старались ученики, - быстро воспроизвести песню у них не получилось. Тогда Хашмат Али Кхан решил научить ижевскую молодежь играть на своих барабанах. Первые четыре ученика, которых учитель называл ласково 'дочки', были дисквалифицированы за отсутствие слуха. Во вторую группу вошел лидер популярной ижевской группы 'Анри' Сергей Ищенко. Учитель сразу признал в нем музыканта, пожал ему руку и совсем немного поправил технику исполнения. фото Следующий мастер-класс провел учитель танцев Хариш Гангани. Все желающие повторяли за ним движения руками, которые не у всех получались. Еще бы - каждое движение, каждый поворот кисти, как оказалось, соответствует одному из индийских божеств. Катхак (а именно этот классический танец Северной и Северо-Западной Индии разучивали ижевчане) означает 'сказание, легенда'. Наибольшего расцвета катхак достиг при Акбаре - правителе династии Великих Моголов, который разрешил такие увеселения, как музыка и танцы, что совсем не приветствовалось в исламе, который исповедовал этот падишах. Тем не менее благодаря Акбару и его потомкам катхак стал привилегированным видом искусства в Могольской Империи. Именно в то время возникли династии исполнителей и учителей Катхака. Что касается Хариша Гангани, то, как выяснилось, он танцует всего лишь в седьмом поколении. В катхаке, как ни в одном другом стиле, важна работа ног - движения со сложным ритмическим рисунком, исполняемые артистом, создают неповторимую гармонию музыки и ритма. Иногда становилось просто страшно за ступни учителя, так отчаянно отбивал он ритм о паркетный пол зала. На вопрос, чем катхак отличается от других индийских танцев, Хариш Гангани ответил, что в нем все другое - движения, техника и мимика, но отличить катхак от другого стиля может только тот, кто полностью овладел этим искусством. В завершение состоялся еще один, незапланированный мастер-класс игры на ситаре Азама Кхана - самого юного члена делегации. Он покорил всех словами 'Добрый вечер!', произнеся их в 11 часов утра. Азам Кхан исполнил несколько гамм и объяснил, что индийцы тоже играют по нотам, но только по своим и с другими названиями. Он сам учился восемь лет с 14-летнего возраста. Ситарист, как и танцор, оказался потомственным. Потом все трое преподавателей устроили небольшой концерт, состоящий из песен и танцев. Особенно бурно зрители реагировали на танец 'Вопрос-ответ'. Суть его в том, что руки танцора отвечают ситару, а ноги - барабанам. После концерта наставники ободрили присутствующих, сказав, что они очень способные ученики и если еще немного позаниматься, то все у них получится. На прощание зрители сфотографировались с индийцами и обменялись телефонами и адресами.