фото 'Сталинский орган' Именно так немецкие солдаты прозвали наши гвардейские реактивные минометы 'катюши'. Смысл такого определения лучше всего передают слова известного немецкого историка: 'Кто хотя бы раз попадал в этот огненный ураган, тот уже слушал органную музыку на небе...' Тем не менее история создания и применения этого знаменитого и высоко уважаемого врагом оружия окружена целым рядом нелепых вымыслов. Один из таких мифов гласит, что установки БМ-13 были в спешном порядке созданы уже в ходе Великой Отечественной войны и испытаны сразу в бою с врагом. В действительности всесторонние полигонные испытания 'катюша' прошла еще в начале 1939 года, в ходе которых ее решительно забраковали по причине крайне неудовлетворительной меткости и кучности стрельбы в сравнении со ствольной артиллерией. Решение о серийном производстве БМ-13 было принято лишь 21 июня 1941 года, то есть за считанные часы до начала войны! Еще одно 'темное пятно' - это неформальное название реактивного миномета. Даже многие фронтовики считают, что оно идет от популярной песни военных лет про девушку Катюшу. На самом деле известная песня тут совершенно ни при чем. Уже в эпоху серийного производства БМ-13, то есть осенью 1941-го, возникла аббревиатура и маркировка 'КАТ' (Костикова автоматический термитный), которой обозначался тот самый реактивный снаряд с зажигательной начинкой, созданный под руководством ракетчика Андрея Костикова. А потому при виде мощных залпов БМ-13 деморализованные бесконечными отступлениями бойцы радостно восклицали: 'Здорово бьют КАТы!' И как-то само собою абстрактная аббревиатура сменилась ласковым 'катюша', которое закрепилось и за 16-зарядной пусковой установкой на базе грузовика ЗиС-6. И еще один миф. Большинство россиян до сих пор искренне убеждены в том, что немцы так и не смогли создать аналога нашей 'катюши'. В этом утверждении правдой является лишь то, что в Германии действительно не выпускали реактивных снарядов без так называемой стабилизации в полете вращением (именно отсутствие такой стабилизации объясняет плохую кучность и меткость 'катюш'). В годы войны на вооружении вермахта находились реактивные минометы восьми видов, от шестиствольного 'Небельверфера' до 48-ствольного 'Ракетен-Вельфахверфера' (последний является предтечей всем известного советского 'Града' и американского MLRS). Впрочем, немцы очень редко использовали свои реактивные минометы для обстрела площадей, а стреляли из них преимущественно по определенным целям.
'Черная смерть' Знаменитый самолет Ил-2 конструкции Сергея Ильюшина, первоначально названный БШ-2 (бронированный штурмовик), впервые поднялся в воздух 2 октября 1939 года. Судьба этой машины долгое время буквально висела на волоске. Дело в том, что его полностью закрытый броней мотор сильно перегревался и быстро выходил из строя. Меньше других в успех 'Ила' верил конструктор двигателя АМ-35 А.А. Микулин, который говорил: 'В этом броневике не сделано ни одной дырки для охлаждения мотора. Как же он будет после этого нормально работать?' Тем не менее ОКБ Ильюшина решило и эту проблему, разместив охлаждающий радиатор в отдельной бронекорзине, которую летчик мог закрыть защитными шторками во время обстрела самолета. Сегодня мы знаем, что ильюшинская машина, которую немцы окрестили 'Шварцтот' ('черная смерть'), очень многое сделала для того, чтобы остановить победоносное продвижение вражеских танков у стен Москвы, Ленинграда и Сталинграда. Именно на таком самолете воевал наш прославленный земляк Евгений Максимович Кунгурцев, получивший обе свои звезды Героя на Ленинградском фронте за уничтожение немецкой бронетехники. В общей сложности было выпущено более тридцати тысяч Ил-2, то есть почти треть от всего производства самолетов в СССР за годы войны. Пилотов для Ил-2 требовалось так много, а готовили их так быстро, что они даже не успевали получать офицерские погоны. Большинство наших летчиков-штурмовиков имели сержантское звание и несколько часов самостоятельного налета. Для сравнения: в Германии за это же время произвели около десяти тысяч штурмовиков различных типов (т.е. одну седьмую часть от общего числа выпущенных самолетов). Столь большая разница в количестве таких машин компенсировалась качеством подготовки летчиков Люфтваффе. Не случайно единственным обладателем высшей военной награды рейха - Рыцарский Железный крест с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами - стал вовсе не ас-истребитель, а пилот пушечного штурмовика Ганс Рудель, подбивший 519 советских танков и САУ (после войны он был осужден международным трибуналом в Нюрнберге к десяти годам тюремного заключения). Возвращаясь к эпопее создания 'летающего танка' Ил-2, следует отметить, что на металл приходилось лишь около трети его массы. Все остальное представляло собой деревянный фюзеляж с обшивкой из березового шпона и фанеры. Первые цельнометаллические Ил-2 (с корпусом из дюралюминия) были построены в СССР лишь в конце 1944 года. То есть одновременно с появлением у немцев баллистической ракеты ФАУ-2 и турбореактивного истребителя Ме-262.
Прообраз 'пантеры' Советская 'тридцатьчетверка', которая по справедливости считается одним из лучших танков Второй мировой войны, родилась в январе 1940 года на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна. Создатели легендарного Т-34 - Михаил Кошкин и Александр Морозов - изначально задумывали его как колесно-гусеничную машину (она известна под индексом А-20). 'Выброшенный' из машины колесный привод позволил снабдить ее мощным 500-сильным двигателем, эффективной 76-мм пушкой и закрыть корпус 52-миллиметровой броней, то есть в три раза более толстой, чем у абсолютного большинства довоенных советских танков. Первые же схватки с врагом показали отсутствие у 'тридцатьчетверки' достойных конкурентов (см. сравнительную таблицу характеристик танков). Усвоив эту горькую истину, отец германских бронетанковых войск Гейнц Гудериан приказал до конца 1941 года скопировать Т-34 на заводах компании 'Даймлер-Бенц'. Помимо чисто внешнего сходства, вражеская копия советского танка имела задние ведущие колеса. В то же время фирма 'МАН' разработала машину, тоже внешне похожую на Т-34, но с передними ведущими колесами. Привод на 'передок' позволял немецкому Т-V преодолевать гораздо более крутые препятствия, чем те, которые могла взять наша 'тридцатьчетверка'. Концепция машины Т-V (примерно за год до окончания войны ее назвали 'пантерой') легла в основу конструкций большинства современных танков мира. Кроме того, 'пантера' была впервые оборудована системой укладки стреляных гильз в герметичный контейнер и продувки ствола сжатым воздухом (экипажи всех прочих машин того времени буквально задыхались и слепли от пороховой гари). Во всех отечественных справочниках Т-34 упоминается не иначе как 'лучший танк Второй мировой войны'. Впрочем, те, кто видел 'тридцатьчетверку' своими глазами, не столь категоричны в своих утверждениях. А все потому, что по сравнению с немецкими эта машина имела два серьезнейших недостатка: во-первых, башня Т-34 никак не крепилась к корпусу, а прижималась к нему лишь собственным весом (при резком ударе танка о препятствие она попросту слетала, губя трех членов экипажа). А во-вторых, в боевом отделении Т-34 отсутствовал вращающийся 'пол' башни, что создавало массу проблем (так, заряжающий в ходе боя был вынужден перемещаться вслед за казенником орудия, при этом ему мешали ящики со снарядами и стреляные гильзы). Тем не менее Т-34 можно безо всякой натяжки назвать лучшим детищем советских танкостроителей 40-х годов ХХ века. Потому что основной недостаток компоновки этой машины стал, как это ни парадоксально, ее главным... достоинством. Целое поколение танкистов военной поры знают и помнят о том, что благодаря сильно смещенной вперед башне (из-за заднего расположения трансмиссии) снять и заменить поврежденный двигатель Т-34 можно было прямо в открытом поле. Стоит ли удивляться тому, что за четыре военных года в СССР было произведено 62 тысячи таких машин, что составило почти две трети от общего объема выпуска советских танков и самоходных артиллерийских орудий!
Все гениальное - просто В этой статье я никоим образом не хотел умалить заслуги советских конструкторов оружия и военной техники. Разбирая достоинства и недостатки того или иного изделия, надо всегда помнить о том, что в Советском Союзе создавались великолепные штучные лимузины ЗиЛ-114, однако в массовое производство шли весьма далекие от совершенства 'Москвичи'. А все потому, что поточное производство изделия должно учитывать минимум три фактора: запасы того или иного сырья, наличие необходимого оборудования, квалификацию рабочих и инженеров. И 'катюша', и 'летающий танк' Ил-2, и 'тридцатьчетверка' полностью отвечали технологической культуре СССР 40-х годов, став поистине выдающимися творениями своего времени, которые можно поставить в один ряд с прославленным 'Молотов-коктейлем'. Потому что выпуск только таких образцов гениального примитивизма мог быть в короткое время освоен в эвакуации даже на тех заводах, которые никогда ранее не производили никакой военной техники! Может быть, именно в этом и заключается ответ на вопрос, который до сих пор не дает покоя историкам: 'Как же так получилось, что все-таки МЫ победили?..'
таблица