Диверсия против печатного словаМожно назвать и конкретную дату этой фактически диверсии против печатного слова в республике. 16 ноября 2002 года почтовые ящики ижевчан были завалены 200-тысячным тиражом первого номера газеты 'Лидер почта', учредителем которой выступил Ижевский почтамт УФПС УР. По данным международного сравнительного исследования, проведенного в 1997 году в России, США, Польше, Чехии, Венгрии и Казахстане, наша когда-то 'самая читающая страна в мире' лидировала по доле взрослых людей, которые относили себя к смотрящим телевизор 'часто и очень часто' (58 %), и была на последнем месте по доле 'часто и очень часто' читающих (31%). Специалисты отмечают, что в последнее десятилетие телевизор занял в России социально-коммуникативную нишу, освободившуюся после спада бума печатных СМИ - газет, журналов.
ТВ против прессы Негативные последствия этого перелома очевидны. В отличие от печатного текста, который предполагает достаточно высокую возможность критического восприятия читателем изложенных фактов и оценок, телесообщение с его наглядностью создает целые сферы чисто визуальной чужой жизни, которая завораживает зрителей иллюзией присутствия. И все же господствующее положение ТВ имеет свою ахиллесову пяту, дающую определенные очки печатным СМИ в их борьбе с телевизором. Речь идет о самой популярной рубрике большинства еженедельных газет - телепрограмме. Телепрограмма - эта та дань, которую платит ТВ на алтарь свободной прессы. Значительная часть российского населения, уже давно лишенная финансовой возможности покупать художественные и научно-популярные книги, толстые и тонкие журналы, готова сегодня затратить три, пять или восемь рублей на покупку газеты только ради телепрограммы - лоцмана, с помощью которого она поплывет по ласковым волнам ТВ. Именно поэтому практически ни одна ижевская газета, борясь за охват сколько-нибудь широкой читательской аудитории, не пренебрегает телепрограммой. Потребитель же, приобретая программу ТВ в рамках газеты, в 'довесок' получает доступ к дополнительному источнику информации, обеспечивающему ту самую пресловутую гласность и свободу слова, на которых строится гражданское общество. Кроме того, каким бы ни был уровень значительный части республиканской прессы, еженедельная газета, публикующая статьи об актуальных политических и культурных событиях, научно-популярные статьи и исторические очерки, потребительскую и развлекательную информацию, для многих сегодня - единственная возможность не растратить навыки чтения как осмысленного процесса.
Пришествие 'Лидер Почты' К осени 2002 года газетный рынок Ижевска представлял собой достаточно стабильную систему сложившегося 'геополитического равновесия' между примерно полутора десятком основных информационных изданий различных тематических направлений и разными во многом принципами отбора и подачи материала. Несомненно, среди них были и свои лидеры по тиражу, но ни одна из ижевских газет не являлась безусловным монополистом на городском рынке печатных СМИ. Если, конечно, играть по-честному. Этот баланс сил сложился в результате жесткой конкурентной борьбы, в которой негосударственным изданиям приходилось прилагать очень серьезные усилия и финансовые затраты. И вот на этом фоне в октябре 2002 года государственная организация Ижевский почтамт УФПС УР, которая является в Ижевске фактическим монополистом по доставке изданий на дом, учреждает собственную газету 'Лидер Почта'. А 16 ноября первый номер новоиспеченного органа попадает в почтовый ящик практически каждой ижевской семьи. Бесплатно. В презентационной статье главный редактор газеты Алексей Красноперов откровенно пишет: 'Никогда раньше в нашей республике не издавалась газета с тиражом 200000 экземпляров и еженедельной периодичностью выхода'. И добавляет: 'Мы рады, что это удалось сделать именно нам (т.е. Ижевскому почтамту. - Авт.)'. То, что ни одна газета в республике, не имеющая в качестве своего учредителя монополиста по доставке почты на дом, не способна выдержать такого тиража, не подлежит сомнению. Крупнейшая негосударственная газета республики 'АИФ Удмуртии', имеющая самое большое количество подписчиков, печатается тиражом максимум 45 тысяч экземпляров. Но и для того, чтобы выходить с таким тиражом, 'АИФ' вынужден был в свое время организовать службу собственной доставки, иначе расценки Ижевского почтамта его просто разорили бы. Последствия появления на свет халявной 'Лидер Почты', содержание восьми страниц которой сводится почти исключительно к телепрограмме и рекламным модулям, оказались для рынка печатных республиканских СМИ если не катастрофическими, то очень близко к тому. Вот мнение по этому поводу руководителя 'Информпечати' Натальи Белоголовкиной, возглавляющей крупнейшую сеть розничной торговли на рынке периодической печати Ижевска: - В киосках 'Информпечати' всегда большой выбор ежедневных и еженедельных республиканских и центральных изданий - одни публикуют новости, другие аналитику, у каждого своя тематика, поэтому, прочитав разные публикации, читатель может составить свое мнение обо всех общественно-политических событиях. В декабре прошлого года у нас резко упали продажи всех газет, имеющих телевкладку, - в общей сложности на 61 тыс. экземпляров. А в текущем году ежемесячное снижение составляет свыше 60 тыс. экземпляров. Отдельные газеты уменьшили свои продажи до 13 процентов к уровню прошлого года. В среднем же уровень продаж составляет 68 процентов к продажам за аналогичный период 2002 года. Получается своего рода информационный вакуум.
Зачем? Возникает вопрос: за что заплачена такая цена? Какие общественные или государственные интересы потребовали от Ижевского почтамта УФПС УР издания и распространения бесплатной телепрограммы тиражом в 200 тысяч экземпляров? Задавая этот вопрос, мы исходим из того, что Управление федеральной почтовой связи является государственным учреждением, а значит, должно служить интересам общественного блага, о чем, наверное, как мы надеемся, догадывается его руководитель, депутат Госсовета Юрий Кайгородов. Предположение о том, что 'рождение' 'Лидер Почты' - это акт чистой благотворительности, направленный на обеспечение неимущих слоев населения бесплатной телепрограммой, вряд выдерживает критику. Во всяком случае, для этой цели нет необходимости заваливать 'Лидер почтой' весь город. Может, 'Лидер почта' предоставляет ижевчанам качественную, объективную информацию о политической, экономической или культурной жизни общества? Да нет - вот уж полгода прошло, а собственно журналистских материалов в этой газете так и не появилось. Тогда, наверное, 'Лидер Почта' совершила качественный прорыв в области рекламы товаров и услуг, развивая местный бизнес и глубоко информируя потребителей? Да тоже нет. Дело в том, что местный рынок рекламы далеко не резиновый и не растет автоматически с появлением каждой новой газеты. Во всяком случае, как показывает анализ номеров 'Лидер почты', особых успехов в привлечении рекламы на свои полосы ее коллектив не достиг.
Убыточный проект Допустим, что руководитель УФПС УР Юрий Кайгородов, давая добро на учреждение 'Лидер Почты', собирался подзаработать. Например, для того, чтобы улучшить материальное положение работников почты, существенно повысить зарплату тем же почтальонам, которые сегодня работают фактически за копейки. А для этого необходимо, чтобы 'Лидер Почта' приносила коммерческую прибыль. Однако простой подсчет показывает, что газета дотационна. Так, если сопоставить объем рекламных материалов в 'Лидер Почте' с ее расценками на размещение рекламы, получится, что доход от номера, вышедшего на прошлой неделе, мог составить не более 125 тысяч рублей. В то же время стоимость только одной разноски 200-тысячного тиража по расценкам самого Ижевского почтамта составляет 115,2 тыс. рублей. Добавим сюда примерно 110 тысяч рублей расходов на печать и бумагу. Получается, что даже без учета зарплаты коллективу редакции, накладных расходов и налогов, каждый номер приносит Ижевскому почтамту убытки минимум в 100 тысяч рублей.
Дискриминация Таким образом, Ижевский почтамт должен покрывать расходы 'Лидер Почты' на доставку ее в почтовые ящики за счет доходов от своей другой хозяйственной деятельности. Но если учесть, что главная хозяйственная деятельность этой организации состоит как раз в доставке почты, то получается, что 'Лидер Почта' получает льготные условия от Ижевского почтамта в сравнении с другими печатными СМИ. С нашей точки зрения, действия Ижевского почтамта УФПС УР подпадают под действие Закона РФ 'О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках'. Статья 5 этого закона, в частности, запрещает действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые создают 'условия доступа на товарный рынок... которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия)'. Однако на запрос редакции 'Д' о законности действий Ижевского почтамта руководитель республиканского управления Министерства РФ по антимонопольной политике Михаил Маренников ответил, что 'в результате проведенных контрольных мероприятий... признаков нарушения антимонопольного законодательства при производстве и распространении газеты 'Лидер Почта' не установлено'. В заключение следует добавить, что федеральные политики в Москве любят порассуждать о необходимости становления гражданского общества в России, о дальнейшем развитии свободных и независимых СМИ, о необходимости поддержки свободы слова. А в это время федеральные чиновники на местах, к коим относятся г-н Кайгородов, санкционировавший фактическую диверсию против печатных СМИ Ижевска, и г-н Маренников, 'закрывший глаза'' на все это, нередко делают то, что приводит к совершенно обратным результатам.