В апреле 2003 года на территории Удмуртии собрано 2 млрд 36,3 млн руб. налогов и сборов (без учета Однако если сравнить общую сумму собранных за четыре месяца на территории Удмуртии налогов с данными за аналогичный период прошлого года, рост получится достаточно скромный - 1,5 процента. Мелочь, но приятно, учитывая, что исключительно апрельские налоговые сборы (во все уровни бюджета, включая федеральный), наоборот, оказались меньше прошлогодних, причем почти на 6 процентов. А с поправкой на произошедшую за год инфляцию все плюсы последней бюджетной отчетности становятся просто относительными. Так, сумма поступлений по всем источникам доходов консолидированного бюджета Удмуртии в апреле превысила мартовские на 14,6 процента, в то же время по сравнению с апрелем прошлого года бюджетные доходы Удмуртии снизились на 9,1 процента. Произошло это почти по всем статьям: налоги (-1,5 %), федеральные дотации, субвенции, ссуды (в 1,8 раза меньше), внебюджетные фонды (-24,4 %). Но если взять только налоги, то их сокращение прошло по двум позициям: налог на прибыль (-132,5 млн руб., или 36,4 %) и налог с продаж (-7,1 млн руб., 11,3 %). Остальные налоговые источники дали прирост: акцизы (+29,9 %), налог на совокупный доход (в 4,3 раза больше), на имущество (+19,5), платежи за пользование природными ресурсами (+6,9 %), подоходный налог (+12,3 %). Сокращение доходов бюджета Удмуртии по линии трансфертов, субвенций и дотаций на самом деле не уменьшило федеральных финансовых вливаний в бюджет республики. Просто этот источник приобрел другую форму - федеральных ссуд. В апреле 2002 года бюджет Удмуртии получил трансфертов, субвенций и дотаций на сумму 202,2 млн рублей, то есть почти в два раза больше, чем в нынешнем (110,4 млн руб.). Однако в апреле этого года федеральный бюджет ссудил Удмуртии дополнительно еще 100 млн рублей, фактически перекрыв то, что год назад республика получала из Москвы в форме безвозмездной помощи. По ситуации на 1 мая государственный долг республики по федеральным ссудам составил 935,6 млн рублей, увеличившись за год на 524,4 млн рублей. В целом же с учетом полученных кредитов и гарантий бюджета, данных по обязательствам третьих лиц, государственный долг Удмуртии составил 2,4 млрд рублей, увеличившись за год на 753,1 млн рублей (31,1 %). По данным ГНИ по УР Ситуация с задолженностью консолидированного бюджета республики не так однозначна - ее увеличение за год составило в общей сложности 44,9 млн рублей. При этом задолженность бюджета по детским пособиям, гарантиям, предусмотренным законом о социальной защите инвалидов, и начислениям на фонд заработной платы работников бюджетной сферы уменьшилась с апреля прошлого года соответственно на 65,5; 38,9 и 23,1 процента. В то же время увеличилась кредиторская задолженность (+6 %), задолженность бюджетных учреждений перед энергетиками и предприятиями ЖКХ (+17,1 %) и по субсидиям населению на оплату жилья и коммунальных услуг (+80,6 %). Исполнение консолидированного бюджета в апреле прошло также в долг - дефицит месяца составил 98,8 млн руб. (7 %). Образовавшийся разрыв между доходами и расходами был закрыт 100-миллионной ссудой, поэтому остатки средств на счетах бюджетных учреждений не только не уменьшились, но даже немного подросли (+1,7 %). Рост суммы расходов по сравнению с мартом кажется ощутимым - 17,7 процента, однако с ситуацией в апреле прошлого года разница составляет всего лишь 3,9 процента, что, конечно, крайне мало, если принять во внимание произошедшую индексацию заработной платы бюджетников. Большинство бюджетных отраслей в апреле вообще были профинансированы на уровне прошлого года (культура, искусство) и даже ниже: здравоохранение (-3 %), социальная политика (-11,2 %). Расходы на образование оказались выше тех, что были в апреле прошлого года, только на 1,7 процента. Адекватная произошедшим за год изменениям прибавка получилась только по статье 'расходы на органы власти и управления'(+28,5 %), выше, чем в апреле 2002 года, профинансированы из республиканского бюджета Министерство внутренних дел (+13,4 %), строительство (+1,7 %), сельское хозяйство (+3,1 %), транспорт (+22,8 %), ЖКХ (+10,4 %) и средства массовой информации (в 1,9 раза). Одним из положительных штрихов исполнения консолидированного бюджета Удмуртии можно было бы считать некоторое снижение централизации бюджетных ресурсов в федеральную казну. В апреле этот показатель составил 37,6 процента. Для примера: в январе - 44,1; в феврале и марте - 40,6 процента. Но это может оказаться лишь симптомом того, что ситуация с бюджетной обеспеченностью Удмуртии достигла предела, за которым появляется риск потери стабильности.
По данным ГНИ по УР