Баба с огурцом. М. Килина (г. Ижевск, 1991). Огурец и стакан - архетипы нашей цивилизации.Считается, что нарушением традиций может быть только что-то совсем новое или неместное, инородное. Тем более становится приятно, когда узнаешь, что все экспонаты выставки 'Игры разума' взяты из хранилища музея, в котором, кстати, осталось еще около 7680 единиц хранения. При желании в экспонируемых работах можно найти реверанс в сторону психоанализа Фрейда, творчества Гоголя и героев Булгакова, прямое и скрытое цитирование Библии, повышенное внимание к знанию контекста. Чуть превознесенная обыденность и чуть упрощенное отношение к философии. Короче все то, что нам предлагают заезжие гастролеры под маркой 'постмодернизм'. 'Игры разума' представлены живописными и скульптурными работами художников России, ближнего зарубежья и даже Республики Йемен. Самая свежая из представленных работ датирована 2000-м годом, самая 'старая' - 80-ми. Организаторы выставки смело объединяют в одной экспозиции большое полотно с центральной фигурой космонавта и старика-бортника, который вместе с колхозниками, спортсменами и голой бабой ловит пчелиный рой, романтичную девушку в шальварах и строительство 'атомграда', больше похожее на ветхозаветное 'столпотворение' в Вавилоне достопамятной башни. По словам сотрудников музея, некоторые особо продвинутые посетители обнаружили в таком подходе модный сейчас в России фэн-шуй, когда пространство помещения делится на 'огонь', 'воду', 'дерево' и 'металл'. На самом деле небесспорное расположение экспонатов научный сотрудник музея Марина Матяшова объясняет некоторой спонтанностью в организации выставки. Следующие выставки, гарантирует Марина Анатольевна, будут более продуманными во всех отношениях. Восхищенные посетители перед работой В. Рябченко 'Устрашение' (г. Одесса, 1988).За несколько дней, прошедших с открытия, успели определиться объекты-фавориты. Те посетители музея, чья память хранит ностальгические воспоминания об обязательных осенних поездках горожан в колхозы на картошку, единодушно 'голосуют' за деревянную бабу с огурцом ижевской художницы М. Килиной. Те же, кто выбирает пепси, приходят в восторг от пары упитанных одесских котов на картине 'Устрашение' В. Рябченко. Нечто новое: зрителям, ознакомившимся с экспозицией, как заявлено в пресс-релизе, 'предоставляется возможность' сделать свой выбор и найти ответы в специальном игровом пространстве 'Игры Вашего разума. СТО-личное искусство'. Как свидетельствует это самое пространство, выставка оценена посетителями как 'rules' или 'стопудово rules', что в переводе с 'английско-нижегородского' можно перевести как 'очень хорошо'. 'Игры разума' в определенном смысле напоминают выставки авангардистов времен хрущевской 'оттепели', когда резко стала видна разница между искусством независимым и ангажированным. Естественно, от 'академического' образа мысли и жизни так быстро не избавишься, но, если появилась осознанная необходимость проведения именно такой выставки, значит, и в этот музей вернется жизнь, несмотря на вызывающий скрип паркета и демонстративное отсутствие пуфиков в выставочных залах.