фотоТретье по счету предписание территориального управления МАП было вынесено 8 апреля текущего года. В двухнедельный срок, до 25 апреля, 'Удмуртнефтепродукту' (УНП) и АСПЭКу предлагалось привести цены на указанные марки бензина к уровню 8 января - 'до нарушения антимонопольного законодательства'.
Игра в монополию Нарушением считается наличие согласованности в действии хозяйствующих субъектов, 'целью и (или) результатом которого является ограничение или устранение конкуренции'. Сговор ведущих бензиновых компаний Удмуртии выразился в 'единовременном', по терминологии МАП, повышении цены. Но 'маповцев' по определению интересуют не колебания цен сами по себе (вмешиваться в ценовую политику предприятий невправе никто), а их влияние на конкурентную ситуацию на рынке. В решении удмуртского управления МАП много говорится об экономической необоснованности повышения цены на бензин, но совсем ничего о том, какие дополнительные конкурентные преимущества получили от этого АСПЭК и УНП. Цена является определяющим фактором конкуренции на рынке нефтепродуктов. По логике, компании, поднявшие розничные цены на бензин, наказывают сами себя: разница в целый рубль - достаточно веская для автомобилиста причина, чтобы искать другую бензоколонку. Другое дело, что, например, в Ижевске по количеству АЗС далеко впереди конкурентов идет УНП, а в районах его лидерство абсолютно. То, что на пути водителя встретится скорее автозаправка АСПЭКа, нежели более мелкой компании, тоже факт. Согласно расчетам Антимонопольного управления, на рынке розничной продажи бензина доля АСПЭКа составляет 19,6 процента, УНП - 65,9 процента. По классификации МАП, 'Удмуртнефтепродукт' занимает доминирующее положение по розничной реализации бензина в республике, то есть попадает в разряд монополистов. Но занесение в 'маповский' реестр не несет для предприятия никаких последствий. Главное, чтобы монополист не злоупотреблял своим положением.
Радости маленьких Обычно 'ограничение конкуренции' наступает, когда какое-нибудь крупное предприятие, претендующее на статус монополиста, начинает демпинговать. Участники рынка с небольшим товарооборотом и таким же процентом рентабельности при этом вынуждены снижать цены либо закрываться. Вследствие этого в общем объеме товарооборота доля монополиста увеличивается, а доля свободного рынка - уменьшается. После этого монополист может устанавливать цены без оглядки на конкурентов, которых практически не остается. Обнаруженный МАПом 'бензиновый сговор' в Удмуртии длится уже почти полгода, однако никакого передела рынка бензина за это время не произошло, так как мелкие операторы в течение нескольких дней подняли цены на рубль вслед за УНП и АСПЭКом (АСПЭК, в свою очередь, утверждает, что поднял цены вслед за УНП, чтобы избежать ажиотажного спроса на своих автозаправках). Таким образом, на конкурентную ситуацию повышение цен не повлияло, так как это сделали в равной мере все участники рынка. Наоборот, в целях устранения конкуренции 'Удмуртнефтепродукту' следовало бы держать старую цену до полного разорения мелких операторов. При возросших с 1 января оптовых ценах это произошло бы довольно быстро. Судя по словам Алексея Емелина из АО 'Медведь', имеющего две заправки в Ижевске, инициированный УНП рост цен был в интересах небольших компаний.
Что такое хорошо Похоже, в МАПе еще сами не разобрались, способствует ли конкуренция развитию рынка. Звучит парадоксально, но, как следует из практики этого органа, и высокая, и низкая насыщенность рынка игроками в одинаковой степени толкает их на заключение картельных соглашений. На пресс-конференции 22 мая руководитель удмуртского Антимонопольного управления Михаил Маренников упомянул, что в первый и единственный (до случая в Удмуртии) раз МАП возбуждал дело по факту сговора на бензиновом рынке Санкт-Петербурга. В период с 27 по 30 апреля 1999 года 11 питерских бензиновых компаний в 2,5 раза повысили цены на все виды автомобильного топлива (в Ижевске повышение составило в среднем 10 процентов). Розничный рынок бензина в Питере характеризуется низкой концентрацией, то есть большим количеством участников с незначительными долями рынка. В Ижевске автозаправочный бизнес, наоборот, высококонцентрированный: суммарная доля всего двух операторов - УНП и АСПЭКа - превышает 85 процентов. Удмуртское управление отмечает в связи с этим, что региональный рынок бензина 'имеет характер олигополии', питерское оценивает конкуренцию на своем рынке как 'жесткую'. 'Негативным моментом функционирования рынка с низкой концентрацией... являются попытки достижения договоренностей в разных формах (согласованные действия) его участниками... Как ни странно, такое поведение объясняется высоким уровнем конкуренции на рынке', - говорится в отчете питерцев. Таким образом, высокая степень конкуренции через снижение рентабельности продаж 'создает мотив для тайных картельных соглашений', приходят к выводу представители Антимонопольного управления по Санкт-Петербургу. Поскольку их удмуртские коллеги исходят в доказательстве 'бензинового сговора' из прямо противоположных посылок, это означает одно - конкуренция, находящаяся как на низком, так и на высоком уровне, стремится к нулю. Согласно этой логике, устранение конкуренции является не только результатом монопольных сговоров хозяйствующих субъектов, но и деятельности МАПа, направленной на развитие конкурентной среды.
Выход к холдингу В случае победы 'маповцев' в суде, цены на бензин снизятся на рубль. Через пять минут УНП вернет их на прежний уровень, АСПЭК - через четыре дня, дабы не вызвать новых претензий со стороны Антимонопольного управления. Если МАП потребует изъять незаконный доход, то есть рубль с каждого литра проданного начиная с 9 января бензина, предприятия группы АСПЭК должны будут выплатить около 15 млн рублей, УНП - соответственно занимаемой доле рынка, в три раза больше. Суммы достаточные для ощутимого удара по оборотным средствам предприятий. Тем более если выплаты придутся на осень, когда оптовые цены на нефтепродукты вырастут. Масштабное сокращение закупок топлива может спровоцировать бензиновый кризис в республике, под угрозу срыва будет поставлена уборочная кампания. Но экономические и политические последствия действий Антимонопольного управления могут быть гораздо шире упомянутых, так как они затрагивают создающийся республиканский нефтяной холдинг. В перечне доказательств согласованных действий УНП и АСПЭКа указывается наличие у них 'имущественных взаимосвязей'. Поясняется, что 54,64 процента акций УНП были переданы решением правительства Удмуртии от 3 июня 2002 года в уставный капитал АО 'Удмуртторф', который должен был возглавить холдинг. Одновременно 'Удмуртторфу' были переданы 33,31 процента акций 'Белкамнефти', которая, как говорится в предписании, 'может оказывать влияние на деятельность предприятий розничной реализации нефтепродуктов предприятий группы АСПЭК, входящих в группу лиц с ОАО 'Белкамнефть' через генерального директора В.Г. Хорошавцева'. Далее следует вывод о том, что к ограничению конкуренции на бензиновом рынке ('и, как следствие, к возникновению монополистической деятельности') привела передача пакетов акций указанных компаний 'Удмуртторфу'. Иными словами, к нарушению антимонопольного законодательства притягивается нефтяной холдинг. После продажи 'Белкамнефти' это будет самое дорогое, что еще осталось в собственности республики. А возможное использование холдинга в качестве источника финансирования будущей избирательной кампании Александра Волкова уже сейчас делает его главной мишенью врагов президента Удмуртии. Обращает на себя внимание и схожесть нынешней ситуации с конфликтом вокруг 'Белкамнефти'. Сходство станет еще более очевидным, когда МАП - не исключено - потребует пересмотра итогов конкурсов на предоставление участков под строительство АЗС.
комментарий
Сергей ЛАХИН, начальник управления 'АСПЭК-Нефтепродукт':
'О том, что будет повышение, говорили все. Первым цены поднял 'Удмуртнефтепродукт'. Через сутки-двое произошло повышение у нас. Затем подняли цены другие операторы рынка. Разница в рубль приводит к вымыванию товара. Буквально в считанные дни запасы организаций значительно сокращаются. Может наступить момент, что заправки придется закрыть из-за отсутствия топлива. Чтобы уменьшить объем продаж и не осушить свои склады, цена повышается. Мы в принципе собирались и предупреждали об этом заранее, но мы не собирались делать это первыми. Как любая коммерческая организация, мы должны работать с прибылью. Нам надо развиваться, строить новые станции. В прошлом году был принят закон, увеличивавший ставку акциза на светлые нефтепродукты на 45 процентов. Плюс увеличение транспортного тарифа по доставке железной дорогой с 1 января - 13,7 процента. Также в начале января еще не было отменено постановление администрации Ижевска об увеличении арендной платы за землю. На некоторых наших станциях плата увеличивалась в 30 раз. В марте это постановление было отменено, но, когда мы считали свою экономику, оно действовало, и мы этот факт учитывали. В случае возвращения цен к состоянию на 8 января через четыре дня они будут подняты на прежний уровень. По их (МАПа. - Д.К.) методике, если повышение произошло с интервалом в четыре дня, то оно уже не является 'единовременным''.
Алексей ЕМЕЛИН,коммерческий директор АО 'Медведь': 'Поднятие цен имело объективные предпосылки. С 1 января повысился акциз, что должно было увеличить стоимость конечного продукта на АЗС. По 92-му и 95-му бензину это примерно составляет 80-90 копеек. Также после введения новых правил уплаты акциза операторы стали затрачивать свои средства, чтобы проплатить акциз за фирму со свидетельством на право реализации нефтепродуктов. В связи с тем, что поставщики требуют акциз в предоплату, я должен со своего оборотного капитала эту сумму вырвать. То есть на процентах я еще теряю копеек 20. Вот в принципе рубль и получается. Цена до нового года была достаточно низкой. В январе пошло увеличение оптовых цен - порядка 1500 рублей за тонну. И если бы 'Удмуртнефтепродукт' протянул с поднятием цены, мы, мелкие операторы, начали бы задыхаться, честно говоря. Работать в убыток. В принципе сбросить цены на рубль сейчас можно исходя из той рентабельности, которая на сегодняшний день существует. Но эта рентабельность - сезонная. Ну, скинем мы цены. В любом случае в сентябре нефть будет стоить 2,5-3 тысячи за тонну. Вырастут оптовые цены на бензин и придем к тому, что придется опять поднимать цену'.