Учитывая столь высокую концентрацию различных партийных структур, можно даже подумать, что Родниковый край вступил в эпоху истинного расцвета многопартийной жизни. Список отделений российских политических партий, зарегистрированных Управлением по Удмуртской Республике Министерства РФ по налогам и сборам, радует своим разнообразием. Есть здесь правые и левые, 'патриоты' и 'демократы', 'зеленые' и православные, либералы и консерваторы. Есть, например, Российская Консервативная Партия Предпринимателей, но есть и Российская коммунистическая рабочая партия. Есть партии, которые выражают в своем названии какую-либо 'общечеловеческую' ценность, - Российская партия мира, Российская партия стабильности... Есть партия с довольно экзотическим названием - 'Концептуальная партия 'Единение'. Если учесть, что в Ижевске существуют также ячейки фашиствующих РНЕ и Национал-большевистской партии Лимонова (по понятным причинам не имеющих шансов пройти официальную регистрацию), то получится, что почти любой житель Ижевска имеет прекрасную возможность выразить свои политические пристрастия и амбиции через участие в партийной жизни. Однако большинство населения и не догадывается о том, что в республике идет столь активный процесс партстроительства. Заметные признаки жизни в последние годы в Удмуртии подавали лишь коммунисты, Союз правых сил, 'Единая Россия' (образованная путем слияния 'Единства' и 'Отечества-Всей России') и, пожалуй, еще 'аграрии' (Аграрная партия России), активные на муниципальном уровне в сельских районах. О существовании республиканских отделений, к примеру, таких известных российских политических партий, как 'Яблоко', проявившее определенную политическую активность в предыдущие годы, или ЛДПР, чей лидер Жириновский наведывался в республику и встречался здесь со своими сторонниками, - население еще может подозревать. Но само бытие в республике остальных (Консервативная партия России, партия 'Свобода и народовластие, Партия Национального Возрождения 'Народная Воля' и прочие) есть своего рода военная тайна, которую ему не раскрывают.
За Жизнь, Евразию и Русь Святую О том, насколько существование большинства партийных организаций в республике выражает искреннее стремление граждан участвовать в общественно-политической жизни, а насколько является исключительно продуктом политических технологий, свидетельствует следующий факт. Создание пяти местных отделений пяти разных партий (зарегистрированных в Удмуртии начиная с прошлого лета) имеют, по нашим данным, отношение к одному республиканскому политику - депутату Госсовета Энвилю Касимову. Показателен и сам идеологический спектр партий, в отношении которых балезинский депутат выступил в Удмуртии партнером по организации региональных отделений. Это Партия самоуправления трудящихся, Гражданская партия, Партия Жизни, 'Евразийская партия - Союз патриотов России' и партия 'За Русь Святую'. Безусловно, этот момент делает честь депутату Касимову как профессиональному политику, но вряд ли указывает на достоинства сложившейся системы. Можно не сомневаться, что примерно так же обстоят дела и с большинством других партийных проектов в республике. И немудрено - для того, чтобы создать региональное отделение российской партии, кроме согласия ее центрального руководства иметь с вами дело, необходимо в общем-то не столь многое. По закону достаточно набрать 50 человек, согласных записаться членами местной организации, оформить необходимые для регистрации документы и заплатить госпошлину в 2 тысячи рублей. За 5 тысяч рублей (расценки на конец 2002 года) можно также нанять специалиста, который выполнит техническую работу по регистрации партийного отделения за вас.
Закон партийной жизни Главная причина нынешнего расцвета или, точнее, цветения партийной жизни в Удмуртии кроется в характере не местной, а общероссийской политики. В июне 2001 года парламент страны принял Федеральный закон 'О политических партиях'. С этого момента для того, чтобы считаться партией и тем самым иметь право участвовать в выборах половины состава Государственной Думы по пропорциональной системе (т.е. по партийным спискам), общественное объединение должно иметь региональные отделения численностью не менее ста членов более чем в половине субъектов Российской Федерации. Поэтому неудивительно, что большая часть партийных организаций в республике возникла в последние два года после принятия указанного закона. Конечно, подавляющая часть политических партий не имеет шанса преодолеть пятипроцентный барьер от количества проголосовавших избирателей на грядущих в декабре выборах в российский парламент, но уже само участие в выборах имеет самостоятельную ценность для их лидеров в центре и на местах. Кроме того, многие партии и создаются лишь как орудие политических технологий - для того, чтобы дробить электорат основных соперников. Таково, например, главное назначение созданных в прошлом году Партии возрождения России и уже упомянутой в связи с депутатом Касимовым Партии Жизни, перед которыми Кремль поставил задачу - ни в коем случае не конкурировать с 'Единой Россией', а работать исключительно на одном поле с КПРФ, оттягивая у нее голоса. Любопытно, что обе партии возглавляют лояльные к Путину главы палат российского парламента: ПВР - спикер Госдумы Геннадий Селезнев, Партию Жизни - председатель Совета Федерации Сергей Миронов.
Путин и партийный аэродром В прошедшую пятницу, 16 мая, Владимир Путин выступил с очередным президентским посланием Федеральному собранию России. Целых десять абзацев текста послания, воспринимаемого российскими политическими функционерами как некое руководство к действию, посвящены политическим партиям. Гарант конституционных прав однозначно высказался за усиление роли партий в политической жизни страны. 'Только повседневная связь государства и общества, - сказал Путин, - которую могут и должны обеспечивать крупные партии (курсив мой. - А.К.), способна уберечь власть от совершения серьезных политических ошибок'. В принципе, ориентация на стимулирование создания устойчивых 'крупных партий' в политике Кремля проявилась уже в лоббировании упомянутого Закона 'О политических партиях', ликвидировавшего партии регионального уровня и определившего, что 'политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти'. А в прошлом году были произведены дополнительные изменения в выборном законодательстве, по которым в дальнейшем выборы в законодательные собрания субъектов Федерации также должны будут на 50 процентов проводиться по партийным спискам. Не исключено, что одной из причин, по которой Путин стимулирует развитие партийной системы и, прежде всего, правящей партии - 'Единой России', - является его желание создать для себя достойный пост после окончания второго срока президентства. Именно так можно интерпретировать высказанное на днях замечание известного кремлевского политтехнолога Глеба Павловского о том, что Путин после своего второго срока вполне может остаться политическим лидером общества. Но каковы бы ни были истинные цели президента, думается, что если проект создания устойчивых крупных партий реализуется, то появление влиятельной и относительно независимой от федерального центра и регионального начальства, а также российских и местных 'олигархов', партийной бюрократии, ориентированной на электоральный успех, должно способствовать усилению демократических начал в жизни общества.
Партии и удмуртская политика Если судить по формальным итогам выборов, партии играют в республиканской политике вполне достойную роль. В 1995 году на выборах в Государственный Совет доля депутатов, выдвинутых от политических партий, составила 15 %, еще большую активность проявили местные общественно-политические и избирательные блоки. В 1999 году на госсоветовских выборах победу одержало движение 'Отечество' (будущая партия ОВР, слившаяся затем с 'Единством' в 'Единую Россию'), от которого в республиканский парламент прошли 42 человека. Еще более впечатляющий партийный успех имели нынешние выборы, на которых абсолютно подавляющую часть депутатского корпуса составили члены 'Единой России' и ее так называемые 'сторонники', официально поддержанные 'единороссами'. Однако преувеличивать значение этих данных не стоит. Дело в том, что собственно партийный (или 'блоковый') ресурс не играл в победе кандидатов (за исключением коммунистов) никакой роли. Победивших кандидатов позиционировали не как партийных активистов, а как будущих (или настоящих) покровителей, патронов округа. Да и сами ведущие блоки и партийные организации у нас, как, впрочем, и в других российских регионах, формируются как клиентальные союзы - по принципу личной лояльности региональному лидеру, а не партийной идеологии. Поэтому возрастающий от выборов к выборам успех 'проволковских' избирательных структур - 'Удмуртия' (1995), 'Отечество' (1999), 'Единая Россия' (2003) - следует рассматривать не более как этапы становления консолидированного 'волковского' режима (при всей ограниченности реальных объемов личной власти Волкова). Как и любой другой глава субъекта федерации, президент Волков объективно не заинтересован в реальном усилении партийных структур - гораздо удобнее и выгоднее получать лояльность депутатов в обмен на индивидуальное предоставление административного ресурса на выборах. Поэтому не случайно, несмотря на активное партстроительство в республике 'Единой России', Волков охотно согласился на сохранение на последних выборах в Госсовет старой, чисто мажоритарной системы выборов (в последний раз допускаемых федеральным законодательством). И не случайно местное руководство 'Единой России' фактически саботировало установку центрального руководства партии на форсированный рост первичных ячеек и партийных рядов (центр требовал достичь цифры 24 тысячи членов уже к началу 2003 г. - по всей стране этот показатель должен был составить 2 млн).
Перспективы Но впереди российские парламентские выборы, а через четыре года и новые выборы в Госсовет, которые уже должны будут частично проводиться по партийным спискам. Поэтому реальным партстроительством и настоящей партийной политикой все-таки придется заниматься. Поэтому очень умным выглядит последнее решение 'команды Волкова' не создавать в Госсовете одну господствующую фракцию 'единороссов'. Три из четырех фракций были образованы на непартийной основе, причем две из них возглавили члены 'Единой России' ('Промышленники и предприниматели' - Алексей Прасолов, 'Деловая Удмуртия' - Валерий Бузилов), а одну - официальный 'сторонник' этой же партии Андрей Осколков). Экономические успехи в ближайшей перспективе весьма сомнительны, социальные проблемы будут только обостряться - следовательно, взятие всей полноты ответственности за положение в республике 'Единой Россией' могло бы очень серьезно подпортить избирательный имидж правящей партии и лично кандидата в президенты УР 2004 года Александра Волкова. Такая вот у нас в республике сорокапартийная система.