Виктор Васильевич ТуганаевВиктор Васильевич Туганаев - доктор биологических наук, автор около 300 работ по экологии, ботанике, главный редактор 'Энциклопедии Удмуртской Республики', трижды лауреат Государственной и Правительственной премий УР, заслуженный деятель науки УР и РФ. В последние годы работает над основополагающими проблемами, связанными с происхождением жизни, эволюцией, разумом.

Д.К.: - Происхождение жизни на Земле является одной из величайших загадок мироздания. Откуда взялись самые первые организмы и как происходило их дальнейшее формирование - все эти вопросы едва ли можно назвать решенными, не так ли?
В.Т.: - Вы правы в том, что основные вопросы происхождения и эволюции жизни до сих пор остаются открытыми. Предложенная в свое время академиком Опариным идея самозарождения живой материи из неживой потеряла свою привлекательность для ученых. На сегодняшний день подавляющее большинство биологов разделяют точку зрения о невозможности получения чего-то живого из смеси химических соединений. Если же предположить, что зачатки жизни на нашу планету были занесены из Вселенной, то это все равно не раскрывает механизм образования живого вещества. Утверждение о том, что жизнь является атрибутом Вселенной, тоже не избавляет нас от вопроса: 'Каким все-таки образом возникла жизнь?' Дело в том, что живая материя достаточно сложна и совершенна, и несомненно, она как-то и где-то впервые появилась. В истории Земли было время, когда жизни не было, и оно называлось предбиологическим. На 'биологизацию' нашей планеты (т.е. на заселение ее живыми организмами) ушло не менее миллиарда лет.
Д.К.: - Кажется, мы подошли к тому моменту, когда Вы начинаете излагать свою точку зрения по этой проблеме?
В.Т.: - Да. Так вот, Земле потребовалось около полутора миллиардов лет, чтобы 'заявить' о себе как об обитаемой планете. В предбиологическое время космическое излучение и факторы земной природы оказывали непрерывное и направленное воздействие на вещества, составляющие верхний слой литосферы, гидросферы и нижний слой атмосферы Земли. В результате такого направленного воздействия в этой системе (от супертонкоорганизованной субстанции до атомов и молекул) зародилась жизнь, точнее простейшие ее формы. Такое энергоинформационное состояние материи можно именовать 'биопрограммой' возникновения жизни. В ходе ее реализации между атомами и молекулами возникли такие взаимоотношения, результатом которых стало образование так называемых 'ассоциатов' и 'мембран', близких по структуре и функциям к примитивным живым организмам.
Д.К.: - Если я Вас правильно понял, то жизнь создается по соответствующей биопрограмме из... неживой материи, которая до поры до времени как бы ожидает воздействия извне. И, когда наступает нужный момент, эта программа запускается. Но ведь в таком случае жизнь уже с самого начала должна была иметь разнообразие форм и возникать везде и всюду, где имеются соответствующие условия?
В.Т.: - По логике именно так и должно быть. Земля имеет форму шара и практически вся ее поверхность подвергается воздействию сходных факторов. На столь продолжительное и направленное воздействие земное вещество должно было среагировать образованием высокоорганизованной материи, в данном случае - первичных организмов. Таким образом, жизнь как явление глобальна, но по своему проявлению локальна. То есть на каждой экологически самобытной территории реализация биопрограммы происходит через образование специфических видов флоры и фауны. Так что видовое многообразие на нашей планете было изначально предопределено.
Д.К.: - И как же дальше шел процесс эволюции? По Дарвину, когда один вид порождает другой? Или просто происходит замена одной биопрограммы на другую?
В.Т.: - Эволюция органического мира представляет собой цепь последовательных смен так называемых биот (биота - это совокупность всех живых организмов вместе взятых). Изжившая себя биопрограмма заменяется новой, более соответствующей изменившимся биосферным реалиям. В исторической геологии такая смена называется катастрофой или катаклизмом. Но при формировании новой программы сохраняются те элементы старой программы, которые не утратили свою полезность. Именно этим объясняется сходство многих физиологических и генетических процессов у ныне живущих и вымерших организмов (механизмы наследственности, пищеварения, нервной системы, фотосинтеза, выделительных органов и др.). При вышеописанных сменах хотя и сохраняется часть прежней биоты, но и она подвергается определенной перестройке. Так, некоторые цианистые бактерии внешне остались будто такими же, что и в докембрийское время, однако по фотосинтетической активности они уступают современным приблизительно в 500 раз. Или еще пример: функциональная активность устьичного аппарата у современных голосеменных растений в тысячи раз выше, чем у их далеких предков!
Д.К.: - Вопрос, который следовало бы задать в самом начале нашей беседы: а чем Вас не устраивает распространенная теория эволюции, основанная на законах наследственности и принципе естественного отбора?
В.Т.: - Теория эволюции не раскрывает механизм эволюции, а отбор и мутации не могут быть движущей силой по той простой причине, что для них нужно сперва создать тот материал, который будет подвергаться изменчивости и отбору. Мутации и отбор имеют отношение к уже готовому организму, но никак не раскрывают суть образования самого этого организма. Упомянутые явления (т.е. отбор и мутации) предназначены для поддержания процесса развития отдельного вида, а все 'вносимые' в него изменения допускаются лишь в строго регламентированных рамках его структуры. Геном (набор генов) ни одного растения или животного не содержит возможности такого развития, которое бы вело к образованию нового вида. Каждый новый организм - это новая конструкция, и он может создаваться лишь по предварительно созданному плану - биопрограмме. Вот почему ни у одного из существующих на Земле видов до сих пор не установлены предки. Нет их и у человека. Любое новое растение или животное выходит на арену жизни как бы внезапно и уже в совершенном (сформировавшемся) виде. Вероятно, тайна механизма эволюции скрывается в дебрях информационно-энергетической сферы. Подобно тому, как автомобили одного модельного ряда собираются по сходным технологическим схемам, так и живые организмы родственных родов и семейств формируются по сходным биопрограммам. Таким образом, генетическая система имеет отношение к эволюции не больше, чем разные органы и системы органов. Роль репродуктивной системы живых организмов сводится исключительно к тиражированию себе подобных особей.
Д.К.: - А как можно представить себе механизм появления совершенно новых видов растений и животных?
В.Т.: - Здесь мы должны дать волю фантазии. Подобно тому, как в Библии растения, животные и человек были созданы Богом уже в готовом виде, так и биопрограмма формирует вполне взрослые особи, которые способны к самостоятельному существованию и размножению, причем каждый вид изначально входит в этот мир в большом (гарантирующем его выживание) количестве экземпляров. Получается, что с самого начала своего существования все растения и животные были вовсе не 'штучными изделиями', а имели довольно значительную численность. Ну а процессы развития организма от зародыша до старости совершенствуются в поколениях его потомков. Вся последовательность прохождения стадий развития, отношения между средой и другими видами изначально были заложены в каждом живом организме. Инстинкт, коллективное бессознательное, безусловный рефлекс, вся последовательность и отлаженность биохимических и физиологических процессов, другие подобные явления - все это проявления эволюционно созданной и 'введенной' в каждый организм естественной программы.
Д.К.: - Все вышесказанное, на Ваш взгляд, должно в полной мере относиться и к человеку?
В.Т.: - Конечно. Человек появился на нашей планете сразу в нескольких местах, где для этого имелись соответствующие условия. Люди с самого начала были разнообразными, у каждого народа были свои 'адамы' и 'евы'. Конкуренция, миграции, войны, отсталость одних и ускоренное развитие других народов, а также многое другое из социальной жизни - это, хотя и вторичные, но непременные атрибуты человечества.
Д.К.: - Но ведь человек кроме биологической самобытности обладает множеством иных черт, свойственных лишь ему как виду, наделенному разумом. Это - способность к мышлению, религиозное чувство, эстетическое восприятие, особая психика, язык, сознание, представление о добре и зле. Мы получили все это в готовом виде или приобрели и приобретаем в течение всей своей эволюции?
В.Т.: - Человек в течение своей жизни реализует только то, что дано ему биопрограммой. Он совершенствует свое сознание потому, что это для него является биологической данностью. Он интересуется окружающим миром потому, что познавательное чувство заложено у него на уровне биопрограммы. Человечество появилось на свет Божий, уже имея речь, пусть архаическую и, как бы сказали филологи, несовершенную, но достаточную для общения с окружающими его людьми.
Д.К.: - Меня очень удивляет безрассудство человечества в отношении окружающей среды и природных ресурсов. Неужели человек не способен осознать, что сам рубит сук, на котором сидит? Или это тоже заложено в нашей биопрограмме?
В.Т.: - Поведение человека - не какой-то эволюционный нонсенс, а следствие запрограммированности жизни на Земле. В конце концов, параллельно с действующей биопрограммой идет создание новой, и рано или поздно вся существующая биота вместе с человеком уйдет с арены жизни. Появятся новые виды. Среди них будет такой, который будет наделен более совершенным, чем у современного человека, разумом. Уверен, что ему будет под силу решить новые, в том числе экологические, задачи.
Д.К.: - Последний вопрос: каким должен быть, на Ваш взгляд, ориентир деятельности для ныне живущих людей?
В.Т.: - Человечеству необходимо исходить из представления, что биологический вид homo sapiens (человек разумный) задуман как творец добра. В отличие от животных природа дала ему определенную свободу действий, т.е. способность самостоятельно решать многие жизненные вопросы. Использование своих возможностей исключительно для ублажения потребностей своего тела, повышения материального уровня за счет присвоения результатов чужого труда, путем обмана, достижение цели неправедными средствами (т.е. через причинение физических и моральных страданий другим людям) - все это зло, это грех, за который каждый неминуемо получает кару. Природа заложила в человеческий организм карающий механизм, но только у одних он действует в течение значительной части жизни (через невесть откуда свалившиеся тяжелые болезни), а у других - только на грани жизни и смерти, когда человек находится как бы в бессознательном состоянии. При этом те, кого принято именовать 'грешниками', испытывают совершенно ужасные муки. И если даже предсмертный час продолжается всего несколько секунд, то для самого умирающего это время кажется вечностью. В такие мгновения человек отдал бы все, чтобы прекратилась эта адская боль. Но, увы, еще никому не удавалось уйти из жизни, минуя данное испытание...