Пара подобных проектов гуляет и в удмуртском правительстве. Давно и безрезультатно. Со стороны бизнеса заказа тоже нет - переработчиков устраивают установившиеся отношения с сельхозпроизводителями, в которых селяне находятся на положении Золушки. Государство их спасать не спешит, поэтому вся надежда на третий вариант. Идея замкнуть цепочку 'производство - переработка - потребление' удмуртской продукции на республике воплощается в жизнь с переменным успехом. Как наиболее яркий и практически единственный тому пример - республиканский нефтяной холдинг, к которому Удмуртия пришла не от хорошей жизни. Но холдинг, создание которого значительно ускорили события вокруг 'Белкамнефти', пока получается не вполне самодостаточным из-за того, что в Удмуртии нет своего НПЗ. Классическое профилированное холдинговое объединение предполагает не только единую структуру управления, но и полный производственный цикл - от добычи или производства сырья до реализации конечного продукта через собственную розничную (оптовую) сеть. Таких полностью автономных от поставщиков и заказчиков компаний в Удмуртии нет. Хотя подобия вертикально интегрированных предприятий с редуцированным технологическим циклом существуют в республике уже давно. В том числе в сферах, соприкасающихся с аграрным производством.
Олигархи и хлеб Например, 'Продторгу', владеющему четырьмя хлебозаводами и самой крупной в Удмуртии сетью магазинов, до статуса полноценного агрохолдинга не хватает собственной мельницы и пары-тройки крупных хозяйств, занимающихся земледелием. Объемы потребления муки 'продторговскими' хлебозаводами и производства продовольственной пшеницы в Удмуртии совпадают - 20-21 тысяча тонн в год (для справки: среднегодовое потребление пшеничной муки хлебопекарной промышленностью республики составляет порядка 65 тысяч тонн). Но 'Продторг' неохотно использует муку из удмуртской пшеницы, которая уступает и по содержанию клейковины, и по цене сырью из южных регионов. Производство зерна продовольственных сортов в Удмуртии ограничено, прежде всего, природными факторами, поэтому вряд ли какой-нибудь из местных колхозов будет когда-нибудь осчастливлен предложением 'Продторга' интегрироваться в его хлебопекарное подразделение.
Хлеб и правительство Необходимость создания хлебного холдинга в наших климатических условиях может быть продиктована только нерыночными принципами, а это уже область интересов не бизнеса, а государства. У республиканского руководства есть давнее намерение объединить в холдинг хлебозаводы и Сарапульский КХП, мельница которого смогла бы покрыть потребность в муке всей хлебопекарной отрасли республики. Как подконтрольное правительству Удмуртии предприятие, СКХП во главе холдинга также обеспечил бы полный, а не частичный, как сегодня, закуп зерна у местных производителей. Возможно, получило бы стимул развитие земледелия, увеличилась площадь посевных площадей под пшеницу. Хотя при таком внешне благоприятном сценарии хлебный холдинг мог бы сохранять приличную рентабельность лишь с помощью дотаций из бюджета. А бюджет не резиновый: село бы подняли, что-то другое - опустили.
Только для личного пользования Но 'подняли' - сказано сильно. Доля сортовой пшеницы в объеме собираемых в Удмуртии зерновых составила по прошлому году не более 3 процентов. При этом доля всей отрасли растениеводства (зерновые, овощи, картофель, лен) в структуре товарной продукции села не превышает 20 процентов. Как видно, хлебный холдинг не имеет большого значения для подъема удмуртского АПК, ориентированного по большей части на мясное и молочное животноводство. Основной выгодополучатель здесь - СКХП, который, подчинив себе ижевские хлебозаводы, как минимум вдвое увеличил бы отпуск муки. По отчетам Государственного контрольного комитета УР Сарапульский комбинат на протяжении уже многих лет известен как место постоянного нецелевого использования бюджетных средств. С учетом данного факта вряд ли можно всерьез рассчитывать на то, что дополнительно полученная СКХП прибыль стала бы возвращаться в село в виде инвестиций. Таким образом, национализация хлебной отрасли в Удмуртии, во-первых, разорительно подействует на бюджет, поскольку потребует дотаций на поддержание низкой цены на хлеб. Во-вторых, вряд ли она будет иметь какие-нибудь позитивные последствия для села. В-третьих, поскольку основная масса зерна в республику завозится, то с созданием холдинга действие внешних факторов на ценообразование на хлебном рынке Удмуртии не уменьшится.
Перекошенное лицо АПК Усиления государственного контроля в стратегических сферах, таких, как хлебный рынок, аргументируются просто: их переход под влияние олигархов однозначно связывается с ухудшением социально-экономической ситуации в регионе. Между тем почти полная бюджетная зависимость аграрного сектора не мешает ему идти верным шагом к банкротству. Хотя, если быть точным, это касается только села. Ситуация в пищевой промышленности по ряду показателей отличается настолько, что создается впечатление, будто переработчики выпили из села все соки (см. таблицу). При том что производство мяса, молока и яиц в Удмуртии растет и даже быстрее, чем в среднем по России, финансовое положение села только ухудшается: прибыли нет, износ техники высокий, растет задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами и поставщиками топлива. По-простому ситуация описывается примерно так: село работает все больше, получает все меньше; переработка тоже работает больше и получает больше. Поскольку мясокомбинаты и молокозаводы Удмуртии используют сырье местного происхождения, перекос в развитии двух взаимосвязанных отраслей очевиден.
Незаслуженно объеденные По мнению Гордеева, которым он поделился на совещании с удмуртскими аграриями в конце марта, пищевая промышленность в сравнении с сельским хозяйством развивается 'необоснованно быстро'. Слова российского вице-премьера можно перефразировать следующим образом: разрыв в развитии между селом и переработкой, который все больше превращается в пропасть, создан искусственно. Обратная сторона развития 'пищевки' - истощение села. Роль переработчиков в этом процессе не ограничивается контролем над закупочными ценами, уровень которых неизменно вызывает протесты селян. Дело не только в том, сколько достается селянам от реализации конечного продукта. Еще важнее, сколько денег возвращается обратно для расширения производства. Финансовое участие переработчиков в судьбе села сегодня заключается в кредитовании закупок топлива и запчастей в период полевых работ. Похоже, переработчиков устраивает минимальный уровень жизнеспособности села. Даже создается впечатление, что, если бы удмуртское сельское хозяйство в конце концов умерло, переработчики с облегчением и чистой совестью перешли бы на сухое белорусское молоко и бразильскую свинину. Но при всей дороговизне сельского производства в Удмуртии работать с местными колхозами переработчикам все равно выгодно. Дело в том, что ежегодные ассигнования на АПК из республиканского бюджета достигают полумиллиарда рублей, или 10 процентов от всей расходной части. Добавьте сюда еще поддержку из федерального бюджета, которая только в I квартале 2003 года составила 254 млн рублей. Таким образом, можно сделать вывод, что пищевая промышленность косвенно - через село - развивается на государственные деньги. Вложенные в рост сельхозпроизводства немалые бюджетные средства укрепляют в итоге финансовое положение частных перерабатывающих компаний. Это главная причина, почему переработчики крайне неохотно инвестируют в село - за них это делает государство.
Несбывшаяся колбаса Настоящий государственный агрохолдинг в Удмуртии мог бы быть создан на базе контролируемого правительством свинокомплекса 'Восточный'. Данное объединение включило бы в себя всю производственную цепочку: колхозы-производители фуражного зерна, элеваторы и комбикормовые заводы, собственно свинокомплекс, его перерабатывающие цеха и торговую сеть. За счет создания такой мощной структуры сразу бы возросла кучность бюджетных инвестиций в село, которые сегодня уходят как вода в песок. И самое главное, хозяйства, являющиеся составной частью холдинга, развивались бы вместе с переработкой и торговлей. То, что такое агрообъединение до сих пор не существует, может быть объяснено несколькими причинами. Во-первых, безадресная раздача бюджетных средств - наилучшее условие для воровства. Во-вторых, любое объединение предполагает согласование интересов его участников. То, что холдинг государственный, только усложняет задачу, так как понятие 'интересы государства' обычно бывает соткано из интересов нескольких крупных чиновников со своими сферами влияния в экономике. Ну и в-третьих, колбаса никогда не станет таким же политизированным продуктом, как хлеб. Вероятно, по этой причине правительство никогда не думало и о республиканском молочном холдинге.
Третий вариант
Мода на вертикально интегрированную экономику в регионах совпала с появлением угрозы передела собственности, исходящей от разного рода финансово-промышленных групп. В Удмуртии, где местные олигархи почти приручены, боятся вторжения федеральных. Для иллюстрации 'третьего пути' удмуртского села хотелось бы просто привести информацию, взятую с официального сайта Министерства сельского хозяйства РФ (aris.ru). Этот отрывок рассказывает о группе компаний 'Агрохолдинг', которая является сегодня лидером российского АПК. Без комментариев. '...Посредством организации дочерних предприятий, привлечения иностранных инвестиций компания была преобразована в группу компаний, состоящую из 72 фирм, расположенных в различных регионах России, СНГ и мира. Идеология ГК 'Агрохолдинг' предусматривает направлять собственные средства в инвестиционные проекты восстановления и развития предприятий-акционеров, передавая им новейшие технологии, а возвращающиеся средства использовать для обновления их производств. Финансовые накопления, созданные на одном или нескольких предприятиях, по решению Совета директоров, могут быть направлены в инвестиционные проекты другого участника-акционера. Участники группы компаний предприятий 'Агрохолдинг' развиваются на собственные средства и стараются обходиться без финансовых вливаний со стороны. Начав с коммерческих операций с конечным продуктом - комбикормами, 'Агрохолдинг' все настойчивее продвигается к истокам производственной цепочки - земле, на которой выращивают зерно'.
Экономические показатели за 2002 год по Удмуртии