фотоВ ходе этого знакомства мы постараемся ответить на вопрос: каков же он, среднестатистический удмуртский парламентарий? Задумав эту статью, я наме-ревался ознакомить общественность со всеми достоинствами наших уважаемых новоизбранных законодателей, а именно: перечислить их научные степени, указать количество знакомых им языков, выяснить число воспитываемых детей и т.д. и т.п. Однако очень быстро выяснилось, что все эти сведения, которыми еще недавно так обильно потчевали избирателей в предвыборных листовках, являются чуть ли не тайной за семью печатями. В пресс-службе Госсовета УР мне ответили, что попытка получить такую информацию 'является вторжением в частную жизнь депутатов'. Ну а в отделе кадров этого солидного учреждения сказали, что всех этих данных 'вообще нет, так как депутаты еще не заполнили выданные им анкеты'. Впрочем, наши читатели - люди грамотные и прекрасно знают о том, что абсолютно ВСЕ сведения о каждом из депутатов давным-давно собраны теми, кто дирижировал ходом последних выборов в Госсовет, поскольку зачастую именно по папочкам 'личных дел' решалось, кто из кандидатов достоин административной поддержки, а кто нет. Мы же в своем исследовании вынуждены пользоваться лишь той скупой информацией, которая в свое время была обнародована Избиркомом, да отрывочными данными, полученными по журналистским каналам.
Депутатский автопортрет Итак, пришло время познакомиться с теми сведениями, которые власть сочла возможным довести до электората. Качество, которое объединяет почти всех наших парламентариев, - это наличие у них высшего образования. Лишь двое из сотни законодателей - Титов и Овсянников - пока не имеют институтского диплома. Из остальных народных избранников 79 являются выпускниками технических и сельскохозяйственных вузов, а 19 - гуманитарных и медицинских. Второе место в рейтинге сходных характеристик наших парламентариев занимает их... пол. В нынешнем Госсовете УР прекрасная половина представлена вовсе не половиной, а десятиной (если быть более точным, то девятью женщинами). Соответственно, остальные 91 принадлежат к сильному полу. Третий доминирующий признак - это национальный состав. Дело в том, что из 100 депутатов удмуртского парламента 77 считают себя русскими, 10 татарами, а представители титульной нации республики представлены лишь шестью процентами голосов - соответственно, шесть человек. Наконец, четвертая характеристика, способная консолидировать удмуртских парламентариев, - это принадлежность к руководству промышленных предприятий и коммерческих организаций. Из ста депутатов целых 59 являются генеральными директорами, председателями и президентами всевозможных открытых, закрытых и иных обществ. А если прибавить к ним тех, кто занимал такой пост в прошлом, а также заместителей первых лиц, то численность людей с навыками руководящей работы среди наших законодателей перевалит за 80.
Сами мы не местные Столь же любопытны и данные о том, в каких городах и весях живут наши уважаемые парламентарии. Так, 74 из ста признались Избиркому, что постоянно проживают в городе Ижевске. Остальные 26 'иногородних' распределяются следующим образом: семеро в Воткинске, пятеро в Глазове, пятеро в Сарапуле и двое в Можге. Еще пять человек проживают в сельской местности - в поселках Октябрьском и Первомайском, а также в селах: Игра, Ува и Чутырь (последняя в этом списке значится Софья Широбокова, которая как-то умудряется, живя в Чутыре, уже не первый срок возглавлять одну из основных комиссий Госсовета УР!). Но более всех меня беспокоит нелегкая судьба депутатов Васянина и Рябова, которым придется мотаться на сессии нашего парламента соответственно из Самары и Москвы. Что и говорить, эти населенные пункты весьма удалены от места, где им придется писать законы. Достаточно сказать, что расстояние до каждого из этих двух пунктов гораздо больше, чем до Игры, Увы и Чутыря вместе взятых!
Фифти-фифти В номере 'Известий Удмуртской Республики' от 24 апреля сего года опубликован бравурный отчет о результатах выборов, из которого явствует, что большинство депутатов Госсовета находятся в возрасте от 30-ти до 50 лет. Действительно, таких парламентариев у нас целых 54, однако эта 'статистика' не поясняет, сколько из них достигли 30, 40 и 50 лет. В приведенной таблице хорошо видно, что нынешний Госсовет делится на две абсолютно равные части: те, кому еще нет 50-ти, и те, кто уже перешагнул эту отметку. А еще из нее явствует, что без малого треть от числа парламентариев составляют люди в возрасте 50-54 лет. Не нужно быть специалистом по пиару, чтобы понять, что отчет в 'Известиях УР' - пример банального манипулирования цифрами, цель которого - внушить читателям мысль о моложавости и энергичности народных избранников. Но ведь с таким же успехом можно утверждать, что большинство депутатов Госсовета имеют возраст от 49-ти до 72 лет, поскольку таких насчитывается тоже 54 человека!
Мистер Икс Думаю, наконец настала минута, когда нетерпеливый читатель вправе задать сакраментальный вопрос: каков же он, наш новоизбранный среднестатистический удмуртский законодатель? Впрочем, мы уже (прочтя все вышесказанное) знаем почти все биографические данные такого 'эталонного' депутата. Это - лицо русской национальности мужского пола с высшим техническим образованием, постоянно проживающее в Ижевске и имеющее опыт работы руководителем одного из крупных акционерных обществ. Беда в том, что под такое определение подходит почти треть всех новоизбранных парламентариев. Чтобы сузить круг нашего поиска, необходимо узнать... имя счастливчика. В списках новоизбранных депутатов самым распространенным именем является Владимир. Не знаю, чем объясняется этот факт: популярностью ли президента Путина (ведь избрали же в одном из округов Владимира Владимировича Паршина!) или причина - в общей распространенности этого имени как дань уважения кумиру минувших лет - Владимиру Ильичу Ленину? Как бы то ни было, почти каждый восьмой новоизбранный депутат носит имя, которое в переводе со старославянского означает 'владеющий миром'. Что касается самого употребительного отчества, то в стенах нашего Госсовета таким, несомненно, является Иванович. Можно тоже гадать о причинах его популярности и вспоминать о народном герое Чапаеве, однако факт остается фактом: в нашем парламенте насчитывается целых девять Ивановичей, включая старейшину среди депутатов - Валентина Ивановича Кудинова. Несмотря на распространенность отдельно взятого имени 'Владимир' и отчества 'Иванович', среди удмуртских законодателей нашлось всего двое Владимиров Ивановичей. И тот и другой отвечают почти всем заданным критериям поиска, а именно: оба по национальности русские, оба прописаны в Ижевске, оба закончили сельхозинституты (в Ижевске и Перми) и обоим в пределах 50-54 лет от роду. Но, как говорится, на то и существуют критерии, чтобы можно было выбрать из нескольких достойных всего одного, но зато 'эталонного' работника микрофона и депутатского пульта. Один человек из упомянутой пары никак не может претендовать на столь высокое звание, поскольку уже много лет занимает пост первого заместителя председателя Госсовета УР. А мы с вами ищем не чиновника, а руководителя ОАО, ЗАО или на худой конец какого-нибудь ООО. А посему всем перечисленным характеристикам в нашем парламенте удовлетворяет только один человек, который является депутатом от избирательного округа 99. Это русский по национальности 50-летний ижевчанин, обладатель диплома инженера-электрика Ижевского сельхозинститута, бывший руководитель ОАО 'Уральская нефть', а ныне советник генерального директора этого же предприятия и просто уважаемый человек Владимир Иванович Кацемон.
Пара 'ложек дегтя' Признаюсь, что несколько мелких грешков я все-таки взял на свою душу и не познакомил читателей еще с парой характерных черт удмуртских парламентариев. Дело в том, что 66 депутатов нынешнего созыва (это ровно две трети от их числа) были избраны в городах. Кроме того, в среднем каждый законодатель получил 55,5% голосов граждан, пришедших на выборы. Выдвинутый нами в качестве 'эталонного' депутат Кацемон этим критериям не вполне соответствует, поскольку избирался в Якшур-Бодьинском районе, а по числу голосов 'за' не дотянул до среднего показателя целых 4 процента. Так что пожелаем Владимиру Ивановичу на следующих выборах выставить свою кандидатуру не в селе, а в каком-нибудь городе (хотя бы в Камбарке) и при этом набрать столько голосов, чтобы уж точно стать неоспоримым среднестатистическим парламентарием. Как говорится, для всех времен и народов... Удмуртской Республики!
Нынешний депутатский корпус Удмуртии по возрастным группам