Скоро по водной глади начнут курсировать теплоходыНо если взглянуть на приближающееся открытие навигации глазами директора муниципального предприятия 'Пристань Ижевск' Валерия Луняшина, то романтики в этом событии окажется гораздо меньше. Навигация, по его словам, откроется в период с 5 по 12 мая, когда уровень воды в пруду, достигнув определенной отметки, станет безопасным для судоходства. Сегодня на балансе предприятия три теплохода - 'Москва-117', 'Москва-181' и маленький 'М-221'. Первые два - в хорошем состоянии, а последний (ему 46 лет) годен ограниченно: его пассажировместимость снижена со 150-ти до 120 мест. Теплоходы типа 'Москва' вмещают по 243 человека каждый, соответственно, за 2 часа рейса могут перевезти до 450 человек. Немного цифр. Каждое судно стоит более полутора миллионов рублей. В этом году на плановый ремонт наскребли по 48-50 тысяч. В прошлом году вместо плановых 160-ти потратили фактически 270 тысяч. На 'реабилитацию' корпуса, валов, винтов старенького 'М-221' требуется 600-700 тысяч. Денег нет. Проблемы предприятия, по словам его директора, копятся еще с 1994 года: пассажирские перевозки нерентабельны. Пассажир не оплачивает полностью себестоимость плавания. На этот год экономисты подсчитали, что в среднем поездка должна стоить примерно 20 рублей с хвостиком. В администрации с этими расчетами не согласились и назвали свою цифру - 18,7 рубля. Еще 31 марта экспертный совет по регулированию цен при администрации города утвердил предложение руководства пристани увеличить тариф на перевозку взрослых пассажиров с 12 до 15 рублей, детей - с 6 до 7,5. К началу навигации постановление, по всей видимости, будет утверждено. Как сказал директор, это жизненная необходимость. Как и на любом другом общественном виде транспорта, для водников большие убытки приносят льготники. Их аж 54 категории. Город на компенсацию льгот выделил в прошлом году 648 тысяч рублей. Но Валерий Луняшин считает, что нельзя все сваливать на плечи города, 'мы сами должны зарабатывать': доходы от заказных перевозок за прошлый год составили полтора миллиона рублей. А расходы за коммунальные услуги, ремонт и эксплуатацию (все только самое необходимое) - более 2,2 млн. О критическом состоянии материально-технической базы предприятия можно судить по 'офису' дирекции. Это ветхое деревянное строение без фундамента с вросшими в землю стенами, построенное частью еще в далеком 1918-м. И на этот год пристань не попала в план проектирования и строительства. 'Через какое-то время мы вообще окажемся на улице', потому что, считает он, нет строительства - нет перспектив. Последний теплоход был куплен в 1986 году, срок эксплуатации - 30 лет. Но сидеть сложа руки здесь не намерены: хотят обратиться на республиканский уровень. А еще скоро грядет 200-летие 'Ижмаша', а ведь пруд и завод, как известно, родились в теснейшем симбиозе.