Дрожжами российской истории были и остаются хлеб и водка.Например, то, что гарантированная государством минимальная заработная плата в несколько раз ниже прожиточного минимума, можно объяснить только тем, что прожиточный минимум, по сложившимся в номенклатурной среде неформальным представлениям, совершенно не такой, как на бумаге. Законы существуют сами по себе, а государство продолжает зорко следить за тем, чтобы обеспечивался неписаный закон, существующий на Руси испокон веков, - народ должен иметь вдоволь хлеба и кое-какую выпивку. Видимо, поэтому, проводя либерализацию, государство все-таки стремится к наибольшему контролю над хлебным и водочным оборотом.
ХЛЕБ Установление государством хлебной и водочной монополии изобретено не у нас. Твердые цены, запрет на спекуляцию и реквизиция хлеба - издавна известные меры предотвращения голода. В широких масштабах, как единая и всесторонне рассмотренная государственная программа, они были применены в 1793-1794 гг. во Франции. В России хлебная монополия была введена 25 марта (по старому стилю) 1917 года Временным правительством. Для осуществления срочных мер по борьбе с голодом тогда издали Закон 'О передаче хлеба в распоряжение государства'. Методы применялись вполне большевистские, только недостаточная жесткость и тесная связь тогдашних властей с крупными землевладельцами и торговцами помешала Временному правительству осуществить задуманное. Придя к власти, большевики взялись за бескомпромиссное осуществление провалившейся хлебной программы. Декретом ВЦИК от 9 мая 1918 года в стране была введена продовольственная диктатура. Декрет был очень суров, он предусматривал применение вооруженной силы в случае оказания противодействия 'отбиранию хлеба или продовольственных продуктов'. Крестьянам устанавливались нормы душевого потребления: 12 пудов зерна, пуд крупы на год и т. д. Сверх этого весь хлеб считался излишками и подлежал отчуждению. Сегодня при рыночной экономике и отсутствии массового голода государство ослабило вожжи на хлебном рынке, но все равно продолжает занимать на нем ключевые позиции. В России действует Закон 'О зерне', в первой статье которого говорится, что 'зерно является национальным достоянием Российской Федерации, одним из основных факторов устойчивости ее экономики'. Закон, принятый в мае 1993 года, в целом имеет вполне рыночный характер, в нем предусматривается, например, возможность самостоятельных закупок российскими организациями зерна за рубежом. Однако уже в декабре 1993 года выходит указ Президента РФ, приостанавливающий действие ряда статей закона, в том числе и об экспортно-импортных операциях. Рыночные идеи реформаторов оказались неактуальными после первой же уборочной кампании.
ВОДКА Похожая, только еще более запутанная история взаимоотношений сложилась у российской власти с водкой, которая, кстати, является конечным продуктом по отношению к весомой части российского зерна. О водке написаны целые трактаты, изучая которые, постоянно удивляешься, насколько точно история этого напитка согласуется с общероссийской историей. Например, в 1819 году правительство Александра I ввело строжайшую водочную монополию, подрывавшую устои дворянского частного винокурения. Безусловно, восстание декабристов никоим образом не связано с ропотом помещиков-виноделов, но видимо, именно оно подтолкнуло Николая I сделать примирительный жест в отношении дворянства - частично восстановить с января 1826 года откупную систему торговли водкой, а с 1828 года полностью отменить государственную водочную монополию. С отменой крепостного права связана попытка введения в России капиталистической акцизной системы водочного налогообложения. И эта реформа, вопреки зарубежному опыту, привела к громадному росту производства фальсифицированного алкоголя, ставшего причиной беспрецедентного роста алкоголизма. Проблема встала настолько остро, что о ней заговорила широкая российская общественность, крупнейшие ученые, прежде всего знаменитый изобретатель периодической системы химических элементов Д.И. Менделеев. Известно, что великий ученый создал современный сорокаградусный стандарт, но немногие знают, что он один из тех, благодаря кому в России была введена четвертая водочная монополия, просуществовавшая с 1894-го по 1914 год. А в августе 1914 года правительство России издало постановление о прекращении продажи водки на период войны (1914-1918 гг.) и о сосредоточении всего производства этилового спирта для технических нужд фронта и медицинских целей. Эта мера, естественно, вызвала в народе серьезное недовольство и подорвала авторитет властей. Не исключено, что не будь этого сухого закона, вся наша история пошла бы по другому пути. История Советского Союза связана с пятой водочной монополией, просуществовавшей до 1992 года. Отмена монополии обернулась очередной катастрофой. Скачкообразный рост цен привел к появлению огромного количества фальсифицированной продукции, что не могло не отразиться на здоровье населения. В 1992 году число отравлений некачественным алкоголем возросло по сравнению с 1960 годом в 125 (!) раз. Лондонская газета 'Таймс' писала тогда: '...отмена монополии на водку является политическим самоубийством для страны, где экономические и иные трудности вызывают у народа желание утопить их в вине'. Ошибочность отмены водочной монополии скоро стала очевидна и для власти, и летом 1993 года государственная монополия была восстановлена. Сегодня монополия существует в виде квотирования объемов закупки этилового спирта из пищевого сырья, лицензирования, регулирования цен на алкоголь, контроль его качества, установление акцизов. Квотирование, то есть разрешение на закупку организацией определенного количества этилового спирта, позволяет государству фактически регулировать объемы ликероводочного производства.
ОДЕКОЛОН В Удмуртии алкогольный рынок достаточно стабилен и насыщен в основном достаточно качественной продукцией местного производства. Однако из-за низкого уровня доходов населения в последнее время остро встала проблема роста потребления гигиенических и парфюмерных жидкостей. С их повсеместным распространением во многом связан существенный рост отравлений некачественным алкоголем со смертельным исходом. За январь-ноябрь 2000 года в Удмуртии отмечено 343 таких случая, за тот же период 2001г. - 442, 2002 года - 587. Недобросовестным дельцам весьма успешно удается обходить устанавливаемые государством ограничения. Сегодня, когда торговля крепкими спиртными напитками в уличных ларьках запрещена, всевозможные одеколоны и гигиенические жидкости продаются на каждом шагу. И стоят они, благодаря отсутствию алкогольных акцизов, весьма дешево. Министр торговли и бытовых услуг УР Петр Пономарев неоднократно ратовал за введение акцизов на околоалкогольные жидкости, что могло бы дать существенный рост бюджетных доходов, а возросшая цена на одеколоны снизит спрос на них. Вот только страшно представить, что тогда будут пить сегодняшние потребители всевозможных 'Ясонов'. И потом, введя на одеколоны алкогольные акцизы, государство официально признает возможность употребления этих жидкостей в качестве спиртных напитков. А это, пусть косвенно, но подорвет многовековой имидж российской 'принципиальности' в обеспечении народа хлебом и водкой: фактически постепенно происходит снижение стандарта - место водки в этом извечном российском тандеме занимают низкопробные суррогаты. Но, так или иначе, контролировать рынок хлеба и алкоголя наше государство будет при любых условиях. Интересно, как будет оно выкручиваться с этим вопросом при вступлении России в ВТО. Во внедрение абсолютной рыночной стихии в эти сакральные для нас сферы верится с трудом. Но и ослабление государственного регулирования здесь столь же маловероятно, как и его серьезное усиление, например, на рынке сырьевых ресурсов. В последнее время снова заговорили о природной ренте. Депутат Госдумы России Валерий Гартунг подсчитал, что только за счет ренты по нефти и газу каждый россиянин мог бы получать на свой личный счет ежегодно по 300 долларов. Впечатляет. Но, думаю, при всей убедительности предъявляемых аргументов ни одна букмекерская контора не возьмется принять ставки на вероятность такого события. Маловероятным представляется даже принятие обсуждаемого в последнее время законопроекта о введении государственной монополии на экспорт нефти и нефтепродуктов, где предусмотрена выдача лицензий на экспорт только унитарным предприятиям или акционерным обществам с контрольным пакетом, принадлежащим государству, государственное регулирование экспортных цен и установление максимального размера комиссионного вознаграждения за экспорт нефти и нефтепродуктов. Такую монополию наше государство, скорее всего, отнесет к числу несвойственных ему функций, мешающих сконцентрироваться на решении своей древнейшей и главнейшей задачи - обеспечения народа хлебом и 'не хлебом единым' - выпивкой.