Газета №17 (0613) / 24 апреля 2003 г.
ОТОРВАЛИСЬ
Даже весьма скромные итоги могут казаться хорошими, если до этого ситуация была еще хуже.
В этом смысле исполнение консолидированного бюджета Удмуртии в марте выглядит своего рода отрывом. Для того чтобы охарактеризовать мартовский результат другим словом - прорыв, денег в бюджетной системе республики как не хватало, так и не хватает. Оторвались, как сумели.
В рамках суммы собранных на территории Удмуртии налогов.
По сравнению с первым кварталом прошлого года за три месяца нынешнего их поступления выросли на 12,5 процента, а общая сумма доходов консолидированного бюджета в марте превысила показатели годичной давности на 20,9 процента. Сопоставление мартовских расходов получилось скромнее - за год они увеличились только на 5,2 процента. В целом консолидированный бюджет прошлого месяца получился с дефицитом в 40 млн рублей. Однако благодаря получению из федеральной казны 100-миллионной ссуды, остатки средств на счетах правительства и местных администраций не только не сократились, но еще и пополнились. По ситуации на 1 апреля, сумма остатков достигла 666,1 млн рублей, что вполне достаточно для покрытия месячной потребности в заработной плате всей бюджетной сферы республики.
Рост доходности удмуртского бюджета за год произошел благодаря увеличению поступлений сразу по трем источникам: налогам, неналоговым доходам и платежам в дорожный фонд. И если рост сумм от 'дорожных' денег связан с изменениями в федеральном законодательстве, а неналоговые доходы власти обычно стараются 'выжать' в условиях дефицита средств, то происхождение налоговой составляющей в годовом приросте гораздо сложнее. Доходы бюджета от поступлений трех налогов (на прибыль предприятий, с продаж и налога на совокупный доход) по сравнению с мартом 2002 года оказались существенно меньше. Рост обеспечили четыре других налога: подоходный (+18,5 % по сравнению с мартом 2002 г.), акцизы (+41,1 %), налог на имущество (в 2,4 раза) и платежи за пользование природными ресурсами (в 2 раза). Перекладывая эту структуру налоговых поступлений на республиканскую экономику, можно лишь констатировать, что рост обеспеченности бюджета Удмуртии произошел в основном за счет чисто фискальных и рентных источников. В то время как снижение налоговых доходов, характеризующих качественное состояние экономики, явно 'сигналит' об ухудшении общей ситуации.
Впрочем, пока эти 'сигналы' никак не влияют на бюджетную политику республиканских властей. Особенно это заметно по структуре расходной части бюджета. Во-первых, за год произошло значительное увеличение затрат на содержание органов власти всех уровней. Объяснить это только происходившей индексацией заработной платы работников бюджетной сферы не получается. Во всяком случае, расходы на органы власти и управления в прошлом месяце по сравнению с мартом 2002 года выросли на 31,1 процента, в то время как на образование только на 0,4 процента, на культуру - 1,4, на здравоохранение - на 1,5. А по статье 'социальная политика' даже уменьшились на 10,6 процента. Во-вторых, по-прежнему большие расходы ежемесячно идут на строительство (рост за год - 21,2 %), так что статья в бюджете 'промышленность, энергетика и строительство', по которой осуществляются данные затраты, стала своего рода 'священной коровой'.
Возможно, 'сигналы' приближения будущих проблем в текущем режиме гасятся поступлением федеральных бюджетных ссуд. За период с марта прошлого года сумма государственного долга бюджета Удмуртии по этой линии возросла на 477,4 млн рублей, достигнув 838,6 млн. В целом же государственный внутренний долг за год вырос на 34 процента и, по состоянию на 1 апреля, составил 2,319 млрд рублей. Рост кредиторской задолженности за период с марта прошлого оказался не таким пугающим (+75,9 млн руб.), но ее общая сумма остается внушительной - 1,674 млрд рублей. И ситуация здесь быстро меняется. Например, в марте кредиторская задолженность консолидированного бюджета Удмуртии увеличилась на 115,6 млн рублей.
Оторваться от столь внушительного груза удмуртскому бюджету, живущему с запасом прочности в один месяц, фактически невозможно. Разве что за счет резкого сокращения централизации бюджетных ресурсов в федеральный бюджет. Вероятно, в Москве тоже видят границы возможного в отношении бюджета Удмуртии. Во всяком случае, уровень централизации бюджетных ресурсов, составивший в январе 44,1 процента, уже два месяца держится на уровне 40,6. Что тоже немало...