В марте 2003 года на территории Удмуртии собрано 1 млрд 763,7 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 284,1 млн руб. больше, чем в феврале.В этом смысле исполнение консолидированного бюджета Удмуртии в марте выглядит своего рода отрывом. Для того чтобы охарактеризовать мартовский результат другим словом - прорыв, денег в бюджетной системе республики как не хватало, так и не хватает. Оторвались, как сумели. В рамках суммы собранных на территории Удмуртии налогов. По сравнению с первым кварталом прошлого года за три месяца нынешнего их поступления выросли на 12,5 процента, а общая сумма доходов консолидированного бюджета в марте превысила показатели годичной давности на 20,9 процента. Сопоставление мартовских расходов получилось скромнее - за год они увеличились только на 5,2 процента. В целом консолидированный бюджет прошлого месяца получился с дефицитом в 40 млн рублей. Однако благодаря получению из федеральной казны 100-миллионной ссуды, остатки средств на счетах правительства и местных администраций не только не сократились, но еще и пополнились. По ситуации на 1 апреля, сумма остатков достигла 666,1 млн рублей, что вполне достаточно для покрытия месячной потребности в заработной плате всей бюджетной сферы республики. Рост доходности удмуртского бюджета за год произошел благодаря увеличению поступлений сразу по трем источникам: налогам, неналоговым доходам и платежам в дорожный фонд. И если рост сумм от 'дорожных' денег связан с изменениями в федеральном законодательстве, а неналоговые доходы власти обычно стараются 'выжать' в условиях дефицита средств, то происхождение налоговой составляющей в годовом приросте гораздо сложнее. Доходы бюджета от поступлений трех налогов (на прибыль предприятий, с продаж и налога на совокупный доход) по сравнению с мартом 2002 года оказались существенно меньше. Рост обеспечили четыре других налога: подоходный (+18,5 % по сравнению с мартом 2002 г.), акцизы (+41,1 %), налог на имущество (в 2,4 раза) и платежи за пользование природными ресурсами (в 2 раза). Перекладывая эту структуру налоговых поступлений на республиканскую экономику, можно лишь констатировать, что рост обеспеченности бюджета Удмуртии произошел в основном за счет чисто фискальных и рентных источников. В то время как снижение налоговых доходов, характеризующих качественное состояние экономики, явно 'сигналит' об ухудшении общей ситуации. Рейтинг налогов в мартеВпрочем, пока эти 'сигналы' никак не влияют на бюджетную политику республиканских властей. Особенно это заметно по структуре расходной части бюджета. Во-первых, за год произошло значительное увеличение затрат на содержание органов власти всех уровней. Объяснить это только происходившей индексацией заработной платы работников бюджетной сферы не получается. Во всяком случае, расходы на органы власти и управления в прошлом месяце по сравнению с мартом 2002 года выросли на 31,1 процента, в то время как на образование только на 0,4 процента, на культуру - 1,4, на здравоохранение - на 1,5. А по статье 'социальная политика' даже уменьшились на 10,6 процента. Во-вторых, по-прежнему большие расходы ежемесячно идут на строительство (рост за год - 21,2 %), так что статья в бюджете 'промышленность, энергетика и строительство', по которой осуществляются данные затраты, стала своего рода 'священной коровой'. Возможно, 'сигналы' приближения будущих проблем в текущем режиме гасятся поступлением федеральных бюджетных ссуд. За период с марта прошлого года сумма государственного долга бюджета Удмуртии по этой линии возросла на 477,4 млн рублей, достигнув 838,6 млн. В целом же государственный внутренний долг за год вырос на 34 процента и, по состоянию на 1 апреля, составил 2,319 млрд рублей. Рост кредиторской задолженности за период с марта прошлого оказался не таким пугающим (+75,9 млн руб.), но ее общая сумма остается внушительной - 1,674 млрд рублей. И ситуация здесь быстро меняется. Например, в марте кредиторская задолженность консолидированного бюджета Удмуртии увеличилась на 115,6 млн рублей. таблицаОторваться от столь внушительного груза удмуртскому бюджету, живущему с запасом прочности в один месяц, фактически невозможно. Разве что за счет резкого сокращения централизации бюджетных ресурсов в федеральный бюджет. Вероятно, в Москве тоже видят границы возможного в отношении бюджета Удмуртии. Во всяком случае, уровень централизации бюджетных ресурсов, составивший в январе 44,1 процента, уже два месяца держится на уровне 40,6. Что тоже немало...