ВизиткиПри большевиках они практически исчезли, после них - появились снова. Так как в СССР 'сотиков' не было, то многие считают, что визитки - тоже порождение последнего дикого десятилетия. Может быть, поэтому бывшие советские люди относятся к ним примерно так же, как к сотовым телефонам. В те далекие времена 'труба' служила для нас, в первую очередь, показателем социального статуса, и только во вторую - средством связи. Сегодня мобильными обзавелись все, кому не лень. Трели 'сотиков' раздаются как из-за приоткрытых стекол джипов, так и из подворотен. Однако это лишь подчеркивает, что восприятие этой вещицы как предмета роскоши среди населения почти не изменилось. С визитками получилось несколько по-иному. Ведь для чего зачастую покупают сегодня 'мобильник'? Только для того, чтобы он один раз в месяц зазвенел где-нибудь в переполненном автобусе. Визитки же так и остались уделом лиц, передвигающихся преимущественно личным автотранспортом зарубежного производства. Собственно, само название визитки по-английски - business card - недвусмысленно указывает на характер деятельности ее владельца. Но, как мы знаем, русский бизнес имеет ряд особенностей, которые находят свое отражение и в визитках. До последнего времени олицетворением бизнесмена у нас служил чуждый элегантности персонаж по имени Вован. Конечно же, Вован не мог не иметь 'сотика'. Как не мог не заказать себе 'реальную визу' с золотым тиснением. По сути, это была никакая не 'бизнес кард', а еще один растопыренный палец на руке Вована. К счастью, жлобский подход к визиткам исчерпал себя одновременно с окончанием моды на малиновые пиджаки. И действительно - предпринимателей, похожих на пацанов в костюмах, сегодня стало значительно меньше. С другой стороны, пацаны, беря пример с кинообразов американских братков, пытаются производить впечатление деловых людей. В общем, культурная эволюция цвета нации все больше приводит его к цивилизованному виду. Для начала хотя бы внешнему. Это заметно и в оформлении визитных карточек, в которых мировые стандарты дизайна причудливо сочетаются с нашими национальными представлениями о красоте и респектабельности. Конечно, все вышесказанное не относится к героям нашей нынешней публикации. Ну, разве что самую малость, и только к визиткам. Мы продолжаем рассматривать визитки из моей журналистской коллекции вместе с Татьяной - специалистом одной из полиграфических фирм Ижевска.
Галеев on-line 'Похоже, сделана на принтере', - сказала Татьяна, когда я ей предложил оценить визитную карточку Азата Галеева. Картон, который использовал президент 'Продторга', такой тонкий, что его визитку прогнуло 'пропеллером'. Азат Таисович дал мне еще одну, где он представлен депутатом Гордумы Ижевска и Госсовета УР. Более экономичного варианта самопрезентации в среде нашего истеблишмента я пока не видел. По мнению Татьяны, если 'депутатская' визитка Галеева сделана на принтере (а ее можно сделать даже не на лазерном, а на обычном принтере - она черно-белая), ее стоимость не превысит 1 рубль. Можно, конечно, согласиться с утверждением, что будь ты олигархом, это не обязывает тебя печатать супердорогие визитки. Но все же скромность лишь до определенных пределов украшает бизнесмена, и супердешево - это уже не комплимент. Отличительной особенностью этой визитки, кроме всего прочего, является наличие среди адресов и телефонов компьютерного номера ISQ (так называемая 'аська'), зная который, можно общаться с Азатом Таисовичем по сети в режиме реального времени. И напоследок совет от специалиста: более двух видов шрифтов на деловых визитках совмещать не рекомендуется.
Дорогой Красильников Визитные карточки чиновников Госсовета и правительства Удмуртии сделаны по одному шаблону: флажок, под ним констатация принадлежности к тому или иному органу и т.д. Еще у тех и других не указан e-mail. Но не все так единообразно в удмуртской власти, как может показаться. У меня есть визитная карточка министра торговли Петра Пономарева. Во-первых, она в два раза тоньше, чем у Красильникова. Во-вторых, вместо привычной 'Удмуртской Республики' регионом проживания министра указана 'Республика Удмуртия'. Отличается по исполнению и флажок: у Красильникова он сделан методом шелкографии (слой краски выступает над поверхностью визитки и блестит на свету), у Пономарева - методом фольгирования, когда краска 'утоплена' в картоне и практически не бликует. 'Хороший пример того, когда хочется 'блестеть', но чтобы в целом все выглядело прилично', - отозвалась Татьяна о визитке министра, заметив, впрочем, что 'фольгирование не особенно модно'. Визитная карточка Красильникова, противореча законам жанра, содержит на обратной стороне англоязычный вариант. Решение Алексея Геннадьевича (человека, искушенного в тонкостях этикета) пожертвовать имиджем и удовольствоваться заведомо проигрышным в глазах иностранных партнеров 'двусторонним' вариантом, безусловно, должно производить благоприятное впечатление на простых налогоплательщиков, на чьи деньги напечатана эта визитка. В то же время при разбросе цен от 1 до 5 рублей визитная карточка Красильникова вытягивает приблизительно на 4,5 рубля. Дороговато. Тем паче для бюджетника, которому сегодня в большинстве своем не до имиджа.
General Шаталов Визитка директора ТК 'Альва' Василия Шаталова - это полная противоположность визитке его заклятого телевизионного врага Азата Галеева. Президент 'Продторга', как известно, считает, что Director General на 'Альве' не Шаталов, как написано в его визитке, а он сам. Визитка Василия Анатольевича всем своим видом свидетельствует о том, что ее хозяин скорее даст себе засохнуть, чем станет пить 'Спрайт' или передвигаться каким-либо иным способом, кроме 'Волги' представительского класса. Как минимум. 'Здесь использовано все, что можно было использовать', - сказала о визитке Шаталова Татьяна, имея в виду полноцветную печать, логотип 'Альвы', двусторонность, ламинацию и скругление углов. Соответственно, и стоимость ее - 5,5-6 рублей. На ощупь - это почти кредитная карточка. В связи с этим возникает догадка о роли, которую придает этому кусочку ламинированного картона Василий Анатольевич, вручая его потенциальным (так и хочется сказать - кредиторам) партнерам. И еще, глядя на степень скромности в презентации себя хозяином этой визитной карточки, сразу понимаешь, что 'Альва' - это Шаталов. Как Людовик XIV - государство, а Цой - 'Кино'.
Городские и местные Я не знаю, есть ли герб у Воткинска, но на визитной карточке мэра этого города Александра Кузнецова изображен герб Удмуртии. Возможно, таким завуалированным способом Александр Владимирович решил заявить, что продолжает считать себя 'республиканцем', а не работником то и дело теряющего милость Волкова местного самоуправления. С другой стороны, нам неизвестно, есть ли у Виктора Балакина ученая степень. Зато любой взявший в руки визитку Александра Кузнецова узнает, что воткинский мэр является кандидатом юридических наук. Любопытно, что Кузнецов называет себя в визитке главой 'местного' самоуправления, а Виктор Балакин - 'городского'. Трудно сказать, что заставило Виктора Васильевича отойти от официально принятого определения этой ветви власти. Может быть, вспомнилось почти вышедшее из употребления нарицательное 'город', которым во времена ныне забытых политических баталий обозначалась одна из противоборствующих сторон? К счастью для мэра Ижевска, в одну реку дважды не входят.
Алексей КРАСИЛЬНИКОВ, депутат Госсовета УР: 'Визитка - это очень удобное изобретение человечества. При знакомстве ты уже знаешь имя, фамилию человека, как к нему обращаться, его ученую степень и должность. У меня здесь не все поместилось. У комиссии название длинное, и я не смог указать, что я - доктор наук и прочее, и прочее. Здесь на английском я указал 'Ph. D.' (Philosophy Doctor - доктор философии. - Прим.). Английский, конечно, короче. В первом созыве я частенько бывал в разных странах как вице-спикер. Вообще-то, в европейской традиции такие двойные визитки не делают. А мы все экономим. Визитка должна быть очень простой и изящной. На мой взгляд, это очень удачный вариант - государственная символика и выходные данные'.
Валерий БУЗИЛОВ, генеральный директор ЗАО АСПЭК: 'Главное, чтобы была информация, но не очень много. И чтобы она была не лишней. Я считаю, что это - классика. Я не просто выбрал этот вариант - я пересмотрел их, наверное, тысячи. Качество исполнения, шрифт, бумага, безусловно, влияют на впечатление. Когда мне дают какую-нибудь цветную, сразу складывается мнение о человеке, что он какой-то несерьезный. Есть черные, красные, голубые - я считаю, это просто отсутствие вкуса'.
Виктор БАЛАКИН, мэр Ижевска: 'Мне несколько вариантов показывали, и я выбрал этот. Не знаю, какой тираж, но на четыре года, я думаю, хватит, так как раздаю не очень часто. В месяц у меня уходит визиток двадцать с учетом того, что я выезжаю за пределы города. Я считаю, что в визитке не должно быть никакой вычурности. Это документ для связи. Я бы не сказал, что моя визитка скупая. Она приличная. И, я считаю, достойная мэра'.
Азат ГАЛЕЕВ, президент АО 'Продторг': 'Я сделал их два года назад, и они у меня с тех пор остались. Они предельно простые. Единственное, что 'Продторг' красным написано, потому что у нас логотип красного цвета. Меня не волнует совершенно, что обо мне подумают. Как не волнует меня то, что на встречу нужно приезжать обязательно в лимузине. Конечно, существуют некоторые традиции - должны быть дорогие ручка, часы, галстук - но это не значит, что они должны быть супердорогими. Наоборот, чем разрисованнее визитка, тем больше человек склонен к позерству. Когда она простая - это приглашение не к форме, а к содержанию'.
Энвиль КАСИМОВ, депутат Госсовета УР: 'Эта визитка всегда привлекает внимание. Некоторые спрашивают, и я всегда рассказываю о Малевиче (мы же знаем, что Удмуртия - это родина Казимира Малевича). Здесь символично отражено мое представление об Удмуртской Республике: Удмуртия оказалась в такой центрифуге, которая ее раскручивает. Видите, здесь показано движение по часовой стрелке. Для зарубежных поездок выбрана более 'статичная' визитка. Зачастую используют символику, различные гербы, чтобы придать себе больше значимости. Я видел визитки совершенных аферистов с тисненым российским гербом. Недавно еще видел визитку, где человек дал очень много данных - телефон в Самаре, Москве, Ижевске, мобильный телефон... Для чего? У меня здесь только один телефон указан. По нему мне скажут, кто звонил, и я очень быстро могу перезвонить человеку'.