Космический корабль 'Восток-1'.Эти важнейшие события произошли в разные годы ХХ века. Но в один и тот же день - 12 апреля.
Родом из Рейха Несколько лет назад один весьма уважаемый российский публицист раскопал сенсацию: оказывается, первым космонавтом планеты был вовсе не Юрий Гагарин, а два немецких офицера. Ракета, запущенная в Германии в апреле 1945 года, ушла на удаленную орбиту Земли, и лишь несколько десятков лет спустя корабль вместе с останками космонавтов был обнаружен американцами в Атлантическом океане. Эту информацию опубликовали многие российские издания, включая ижевскую газету 'Совершенно конкретно'; ну а сам автор вскоре признался в том, что все сказанное было всего лишь первоапрельской шуткой. Между тем в 1945-м гитлеровская Германия действительно была близка к созданию баллистических ракет А-10, предназначенных для обстрела Нью-Йорка. Поскольку в то время еще не было надежных систем наведения, направлять каждую такую ракету на 'город желтого дьявола' должен был немецкий летчик-камикадзе (более поздние варианты предполагали катапультирование летчика над океаном и его эвакуацию на подводной лодке). Расчетная траектория ракеты А-10 пересекалась с орбитами большинства современных космических кораблей, а потому немцы имели реальный шанс стать первыми покорителями космоса. К слову, первые два астронавта США - моряк Алан Шепард и летчик Вирджил Гриссом совершили свои полеты именно по такой (баллистической) траектории. И лишь третий американец - офицер морской пехоты Джон Гленн выполнил полный оборот по орбите Земли и тем самым повторил достижение Юрия Гагарина и Германа Титова.
Табачный космонавт Справедливости ради, следует сказать, что раньше всех Землю из космоса увидел вовсе не человек, а его лучший друг - собака. В ноябре 1957 года - менее чем через месяц после запуска первого спутника - на орбиту отправился живой 'космонавт' по кличке Лайка. Для нее в корабле было проделано небольшое окошечко и устроена специальная кормушка, в которую подавалась желеобразная пища. Многочисленные датчики снимали с тела животного показания пульса, кровяного давления и частоты дыхания. Программа этого полета была рассчитана всего лишь на семь суток, то есть ровно на время работы аккумуляторных батарей. Когда электричество кончилось, прекратила работу и система регенерации воздуха. Однако корабль с мертвой Лайкой еще почти целых полгода носился вокруг Земли, пока не сгорел в плотных слоях атмосферы 14 апреля 1958 года. Имя и портрет самой первой жертвы покорения космоса увековечили маркой сигарет 'Лайка', на пачке с которыми присутствовал и 'портрет' симпатичной 'космонавтки'. (К слову сказать, первые случаи гибели космонавтов-людей имели место на кораблях 'Союз' и 'Аполлон', которым посвящен не менее известный табачный бренд 'Союз-Аполлон'). После Лайки на орбиту Земли слетали собаки Белка и Стрелка, которые не только благополучно вернулись на Землю, но и нарожали кучу щенят, одного из которых Никита Хрущев подарил тогдашнему президенту США Джону Кеннеди. Ну а рекордсменом по числу полетов в космос стала собака по кличке Отважная, которая видела Землю с высоты нескольких сот километров целых четыре раза! Пассажиры челнока 'Колумбия'.
Великое противостояние 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин открыл эру пилотируемых космических полетов (напомним, что свой первый орбитальный полет американцы совершили лишь в феврале 1962-го). Однако вскоре после триумфального запуска корабля 'Восток-1' генеральный конструктор Сергей Королев сказал: 'Что бы мы ни делали, Советскому Союзу уготовано в космонавтике лишь почетное второе место'. Впрочем, энтузиазма и запаса конструкторских наработок в нашей стране хватило для того, чтобы сохранять первенство в космонавтике еще в течение целых восьми лет! Так, осенью 1964-го СССР сумел вывести на орбиту в одном корабле сразу троих космонавтов. На этот полет американцы смогли ответить лишь спустя полгода, и то запуском экипажа из двух человек. Потом, весной 1965 года, был еще первый в истории выход человека в открытый космос. А затем произошел спрогнозированный Королевым, а потому вполне ожидаемый обвал. Для спасения своего престижа в США еще в начале 60-х годов, во время президентства Джона Кеннеди, был дан зеленый свет программе строительства кораблей, способных долетать до Луны и возвращаться обратно. Восемь лет работы и миллиарды потраченных долларов не пропали даром - 21 июля 1969 года американцы Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин ступили на поверхность естественного спутника нашей планеты. Впоследствии по их стопам прошли еще десять граждан США, причем три последние пары астронавтов разъезжали по Луне на электромобилях 'Ровер'. К сожалению, СССР смог ответить на этот вызов лишь запуском двух 'лунных тракторов', которые до сих пор украшают собою поверхность ночного светила. Следующей 'пощечиной' Советскому Союзу стала орбитальная станция 'Скайлэб', которой наш 'Салют' уступал по грузоподъемности ровно в четыре раза, а по объему жилых отсеков - в три с половиной. Следовательно, 'Салюты' могли вмещать гораздо меньше научной (и, разумеется, военной) аппаратуры, а запасы топлива и пищи нам приходилось пополнять в несколько раз чаще, чем американцам. Но наиболее сокрушительный удар по престижу советской космонавтики нанес запуск первого корабля многоразового использования (любопытно, что идея космического челнока тоже родилась в фашистской Германии, а расчеты немецких ученых очень пригодились американцам в 70-е годы). Думаю, не случайно свой самый первый пилотируемый челнок 'Колумбия' США запустили не в какой-то иной день, а именно 12 апреля. Этим шагом они заявили всему миру, что авторитет американской науки и техники отныне непререкаем. Поэтому День космонавтики должен прославлять достижения именно Соединенных Штатов Америки!
Проклятье знака Водолея Все катастрофы, произошедшие с американской космической техникой и приведшие к гибели людей, связаны с их наиболее амбициозными программами - 'Аполлон' и 'Спейс Шаттл'. Именно 'Аполлон' положил начало списку жертв среди землян - покорителей космоса: 27 января 1967 года астронавты В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи заживо сгорели во время наземной тренировки в кабине такого корабля на мысе Канаверал. Дата следующей катастрофы (из случившихся в США) - 28 января 1986 года. Тогда на глазах у тысяч зрителей на 74-й секунде полета взорвался космический челнок 'Челленджер', в котором погибли сразу семеро американцев: Ф. Скоби, М. Смит, Э. Онизука, Г. Джарвис, Р. Мак-Нейр, К. Мак-Олифф и Дж. Резник. И наконец, последняя (по времени) трагедия произошла 1 февраля этого года (опять же под знаком Водолея!), когда за 16 минут до посадки взорвался корабль 'Колумбия' - тот самый, в честь запуска которого в США был установлен День космонавтики! Список жертв космоса пополнили еще шестеро американцев: Р. Хасбэнд, Л. Кларк, К. Чаула, Д. Браун, М. Андерсон и У. Маккул, а также гражданин Израиля - И. Рамон. А еще в этом скорбном списке есть четверо наших соотечественников (если у американцев все несчастья приходятся на один из знаков зодиака, то у нас они связаны с цифрой '1' в порядковых номерах кораблей). Так, в апреле 1967 года во время посадки 'Союза-1' разбился В.М. Комаров, а потом, в июне 1971-го, неисправный клапан давления на 'Союзе-11' привел к гибели Г.Т. Добровольского, В.Н. Волкова и В.И. Пацаева. Вот и получается, что за 42 года, прошедших с начала пилотируемых полетов, человечество принесло в жертву Космосу семнадцать мужчин и четырех женщин. Или по пол человеческой жизни за каждый год космической эры...
КОСМОНАВТ САН САНЫЧ ВОЛКОВ И ЕГО КОЛЛЕГИ
В списке астронавтов США значатся такие всемирно известные и звучные фамилии, как Борман, Армстронг, Скотт. Для большинства американцев фамилия Борман ассоциируется вовсе не с фашистским военным преступником, а с командиром экипажа 'Аполлона', впервые облетевшего вокруг Луны. Знаменитый музыкант Армстронг буквально потонул в лучах славы астронавта, впервые из землян ступившего на поверхность спутника нашей планеты. В самих США еще далеко не столь хорошо знают английского писателя Скотта, как его однофамильца, впервые проехавшего по Луне на автомобиле.

Среди наших космонавтов тоже имеются однофамильцы всемирно известных личностей. Так, Береговой - это не только единственный человек, получивший звезду Героя еще до полета в космос, но и выходец из семьи русских иммигрантов, дослужившийся до поста премьер-министра Франции. А у трижды слетавшего на орбиту космонавта Гречко тезкой был сам министр обороны СССР! Но и у самих советских космонавтов тоже есть однофамильцы. Пока это лишь двое Волковых: Владислав Николаевич и Александр Александрович (интересно, знает ли наш президент о существовании своего полного тезки, который к тому же имеет точно такое же воинское звание - полковник?). Впрочем, в жизни покорителей космоса случались и гораздо менее приятные ассоциации: так, для того чтобы совершить полет на орбиту, отобранному для этой почетной миссии гражданину Болгарии срочно сменили неблагозвучную фамилию Какалов на Иванов. Невероятно, но факт: из всех экспедиций по программе 'Интеркосмос' неудачным оказался только полет советско-болгарского экипажа, которому так и не удалось состыковаться с орбитальной станцией 'Салют'. И еще: по странному совпадению, в одной из великих космических держав больше всего нареканий сегодня вызывает работа именно тех двоих министров, которые являются тезками болгарского космонавта...