Все места заняты, все свободныПониженный до 20 процентов, согласно новому законодательству, порог явки по ситуации на два часа дня оставался не пройденным только в 23 округах из 100. А к четырем часам для того, чтобы перешагнуть через этот минимальный барьер, не хватало лишь нескольких десятков голосов в двух округах Ижевска. К моменту закрытия избирательных участков в восемь вечера все проблемы были сняты - среднереспубликанская явка 42,3 процента от числа зарегистрированных избирателей многим показалась даже слишком оптимистичной. Между тем это самая низкая явка в истории выборов в республиканский парламент. Восемь лет назад, во время кампании по выборам депутатов Госсовета первого созыва, на избирательные участки пришли 46,7 процента граждан, четыре года спустя - 51 процент. Большинство связывает падение интереса к выборам нынешней весной отсутствием какого-либо противостояния в общереспубликанском масштабе, способного втянуть десятки, а то и сотни тысяч граждан поучаствовать в политике своим голосом. В прошлые выборы действительно всякий раз решался вопрос о власти в республике. Нынче кого бы ни избрали, президентом все равно останется Волков. Поэтому многие из тех, кто не имеет привычки обращаться к депутатам за помощью в решении своих бытовых проблем, остались, как всегда, дома или отправились по делам. Таких было большинство - 57,7 процента. Власти, видимо, готовились к худшему. По всем республиканским и местным ведомствам и службам накануне ушла негласная директива проконтролировать участие сотрудников своих аппаратов в выборах. Кроме того, как умели, попытались сгладить возможные поводы к социальному раздражению - по слухам, именно с этим была связана задержка выдачи населению новых счетов-квитанций за коммунальные расходы. Меры оказались не лишними, во всяком случае, явка избирателей в Ижевске получилась выше той, что была год назад на выборах депутатов городской Думы. Отчасти этому способствовало, что две трети 'конфликтных' округов, где наблюдалась повышенная конкуренция кандидатов, пришлась на Ижевск. Правда, и некоторые безальтернативные округа показали, что повышения явки можно добиться даже там, где нет почти никакого выбора. Так, самую большую активность в Ижевске проявили избиратели Железнодорожного округа, где баллотировался 30-летний директор 'Хозяйственной базы' Алексей Титов (46,02 %). Чуть меньше, но значительно выше средней по городу, получилась явка и в двух соседних округах, где также впервые в Госсовет баллотировались предприниматели - Юрий Тюрин (40,9 %) и Ильдар Бикбулатов (45,05 %). В общем, ничего неожиданного не произошло - большинство избирателей в округах, подтянувших общую явку в Ижевске, пришли 6 апреля на выборы с двумя основными мотивами: либо выплеснуть свой протест там, где обстановка была политизирована ожесточенной борьбой кандидатов, либо утвердить себе легитимного 'посредника' для решения сугубо бытовых и личных проблем. Политический же итог выборов был задан еще на старте. И подкорректирован в сторону желательного исхода в процессе избирательной кампании. В результате ко дню голосования в 30 из 100 округов осталось только по два кандидата - будущий победитель и подобранный его же штабом 'соперник', поскольку законодательство требует соблюдения принципа альтернативности. В 35 округах в бюллетенях для голосования числилось по три кандидата, в 22 округах - по четыре, в 11 округах - по пять, самыми большими по числу участников оказались Строительный и Кировский округа, где число кандидатов в депутаты достигло соответственно шести и восьми. Хотя ни для кого не было секретом, что в Строительном округе за депутатский мандат реально борются двое: руководитель полиграфкомбината Олег Радионов и гендиректор авторемзавода Альфред Зиннатуллин. А в Кировском депутатские полномочия одного из руководителей 'Продторга' Азата Галеева пытал ся отбить Василий Шаталов. Руками кандидата Михаила Белоглазова. Первоначальный список кандидатов, поддержанных властями, формально был утвержден 1 февраля на конференции регионального отделения партии 'Единая Россия'. Из 53 обозначенных в нем фамилий в Госсовет не попали пятеро (в основном те, что не обладали собственными ресурсами для победы). Однако число 'кандидатов власти' не было ограничено только рамками 'Единой России'. Здесь можно выделить два этапа утряски наиболее оптимального для властей состава участников выборов. Первый этап тянулся не один месяц, в результате чего были засвечены большинство потенциальных кандидатов, имеющих отношение к республиканскому и местному истеблишменту. Здесь и произошел первоначальный отсев, совпавший с общим падением интереса к депутатским мандатам. В итоге количество заявивших о своем желании баллотироваться в Госсовет УР сократилось по сравнению с прошлыми выборами почти вдвое: в 1995 году - 6,9 кандидата на место, в 1999-м - 5,9 кандидата, на нынешних выборах - только 3,8. Но и эта цифра оказалась не окончательной. В ходе второго этапа работы над 'списком' ко дню выборов из-за проблем с подписными листами, а позже по личному желанию прекратить борьбу за мандат число кандидатов сократилось с 382 до 322. Фамилии сходящих с дистанции достаточно наглядно показывали, под кого конкретно 'расчищался' путь в Госсовет УР. При этом легко просчитывается, что примерно 10 процентов депутатов республиканского парламента получат свои мандаты в результате 'расчисток' или обычных переуступок округов, произошедших на втором этапе корректировки состава участников выборов. Примерно в 20 процентах случаев развести конфликтные ситуации не удалось, либо там баллотировались неудобные властям кандидаты. Здесь - то есть всего лишь в каждом пятом округе республики - и прошли реальные выборные кампании с агитацией, контрагитацией и всеми издержками 'черных технологий'. В результате количество нарушений, связанных с порядком агитации в СМИ и печатной продукции, должно было снизиться, соответственно, тоже примерно на столько же - то есть в пять раз. О том, как это обстояло на самом деле, правоохранительные органы и Избирком УР обещали проинформировать только после 10 апреля, когда будет подбита соответствующая статистика. Правда, есть один вид выборных манипуляций - 'порча бюллетеней' путем проставления в них дополнительных галочек - масштаб которых точно сократился. Скорее всего, из-за того, что все действия (голосование и подсчет голосов) сейчас должны происходить в одной комнате, в поле зрения наблюдателей. Весной 1995 года 'испорченными' оказались 46 924 бюллетеня, в это воскресенье - количество бюллетеней, по которым невозможно было определить результаты волеизъявления граждан, составило только 17 099. Между тем искусственное снижение конкуренции на выборах вряд ли отразилось на количестве нарушений закона, связанных с различными видами подкупа избирателей и использования административных ресурсов. Наоборот, различного рода 'знаки внимания' должны были стать основной формой мотивации избирателей там, где бороться было некому и не с кем. Речь может идти только о сокращении числа жалоб, поступивших за время выборов в избирательные комиссии и правоохранительные органы. Однако позиция председателя Избирательной комиссии УР Владимира Пономарева, не раз заявленная им на пресс-конференциях, известна: нет жалобы - нет нарушения. Фактически избиркомы, как всегда, благоразумно самоустранились от наблюдения за соблюдением законности при проведении выборов. Три выборных кампании в Государственный Совет УР, проходившие в различных социально-экономических и политических условиях в течение последних восьми лет, обнаруживают интересные тенденции. Пока итоги 'управляемой демократии' вряд ли можно оценить положительно. Участие избирателей в выборах за восемь лет снизилось на 4,4 процента, число голосующих 'против всех', наоборот, возросло на 2,4 процента. Таким образом, число тех, кто не верит властям, в сумме увеличилось на 6,8 процента. Если перенести это значение на количество избирателей в Удмуртии (1 млн 204,2 тыс.) получится не так уж мало - 81 885 человек. По численности это целый город Сарапул. Поэтому не замечать, что каждые два созыва с карты республики 'стирается' по одному городу, было бы по меньшей мере странно. Двойственно выглядит другая тенденция - рост числа избирателей, голосующих за кандидатов, которые в конечном итоге и побеждают на выборах. В 1995 году за победителей голосовали 17 процентов от числа зарегистрированных в Удмуртии избирателей; в 1999 году - 21,4 процента; 6 апреля 2003 года этот показатель вырос до 27,2 процента. Фактически это можно было бы буквально на цифрах подать как рост доверия к республиканскому парламенту и власти в целом. Можно было бы, если бы не два 'но': снижение явки и рост голосующих 'против всех'. Однако поскольку эти показатели внешне не коррелируются, речь идет скорее о банальном отсутствии конкуренции и росте патерналистских настроений, когда избиратели выбирают не столько депутата, сколько заботливого начальника, способного взять на себя решение их насущных проблем. Кстати, на этих выборах впервые удалось остановить тенденцию смены лиц депутатского корпуса Госсовета, который два созыва подряд обновлялся ровно на две трети. Нынче 48 депутатов из 100, то есть почти половина, остались прежними. Наверное, к лучшему, учитывая те расходы, которые каждый раз приходилось нести бюджету, обеспечивая жилищные и прочие нужды очередного новоявленного члена президиума. В этот раз фактически все работающие на постоянной основе депутаты второго созыва переизбрались вновь, но перемены в составе руководства Госсовета все равно произойдут. Изменились и центры влияния внутри депутатского корпуса. Представительней всех смотрятся там 'нефтяники' (15 человек). Но все они четко делятся на три группы, имеющие собственные экономические интересы. Это представители 'Сиданко' - 6 депутатов, 'Белкамнефти' - 4 человека (включая Бузилова и Шалду) и руководители предприятий, 'сливаемых' в единую нефтяную компанию - 5 депутатов (включая пока еще вице-премьера Осколкова). Тяжелую промышленность представляют 10 депутатов - по одному-два мандата на каждый из заводов. Еще более дробно выглядит самая молодая 'десятка' предпринимателей (60-70 годов рождения). Свои интересы и у депутатов, представляющих пищевую и мукомольно-крупяную промышленность. На этом фоне своего рода монолитом смотрится только пятерка 'дорожников'. И хотя подавляющая часть депутатов-руководителей, естественно, состоят в 'единороссах', к политике новый созыв Госсовета УР будет иметь весьма отдаленное отношение. По крайней мере, пока в Удмуртии не забрезжат новые президентские перспективы.
Анализ итогов выборов депутатов Госсовета УР (первого, второго и третьего созывов)