Пока процесс ликвидации бюрократических барьеров может вылиться во что угодно. Например, в смену плитки на пороге дома правительства.В журнале 'Профиль' недавно было опубликовано интервью министра юстиции РФ Юрия Чайки, в котором он о работе своего министерства сказал следующее: 'Если говорить о наиболее значимых делах, наиболее значимых направлениях нашей деятельности в истекшем году, то, бесспорно, это наша активная подготовка и празднование 200-летия со дня образования Министерства юстиции России'. Вот это действительно чиновничий размах, а каким докладом Министерство юстиции России отметило бы День смеха!.. В качестве иллюстрации можно было бы использовать каждый третий нормативный акт, приходящий в Минюст на регистрацию. Так уж повелось на Руси, что над текстом у нас охотнее смеются, чем над эксцентрикой. А отношение общества к власти вообще можно выразить двумя словами: почтение и смех. Когда смешит политический деятель, смешно вдвойне: во-первых, потому что обычно это происходит не специально, оттого еще забавнее; во-вторых, смешно от понимания глубины последствий сказанного. Как от брошенного в воду камня, по стране расходятся отголоски руководящего посыла.
Как ваше слово отзовется У Аркадия Аверченко есть рассказ о том, как покровители искусств из высших сфер решили выяснить, сколько же все-таки талантов проживает на вверенной им территории. Спустили директиву, ближайшее окружение передало своим подчиненным, те своим, интерпретируя указание в меру своей воспитанности и образованности, и в итоге полезная инициатива была доведена до городовых в таком виде, что им ничего не оставалось делать, как задержать несчастных талантов и препроводить в тюрьму. Стиль управления нашей до сих пор еще огромной державой с тех пор мало изменился. Из выступлений верховных лиц подчиненные выхватывают знаковые, как им кажется, фразы, воспринимая их как программные лозунги. Направления ветров наверху меняются быстро, но по мере прохождения вниз по властной вертикали острые углы сглаживаются, различия нивелируются, и, как в огромном редукторе, скорость, переданная через множество шестерней, теряется. Добавляется мощь и колоссальная сила инерции. Например, в 70-е годы кто-то из первых лиц союзного значения, может, даже сам Леонид Ильич, страстный автомобилист, заметил, что советский автопром слишком много наштамповал малолитражек с кузовами 'седан', тогда как на Западе повсюду снуют юркие 'хэтчбеки'. Сказано-сделано, все автозаводы страны приступили к разработке новых моделей в соответствии с руководящими указаниями: на АЗЛК взялись за 'Москвич-2141', ВАЗ переключился на знаменитую 'восьмерку', в Запорожье решили делать 'Таврию', а в Ижевске - 'Орбиту'. Правда, когда все это было запущено в производство, выяснилось, что ответ на пожелание сверху безнадежно устарел. Сегодня государство устранилось от прямого руководства народным хозяйством и хозяйственная бюрократия присоединилась к своим коллегам, занимающимся глобальными государственными делами: созданием условий или обеспечением экономического и социального климата или даже идеологией при полном отсутствии таковой на данный момент. И начали как грибы после дождя за каждым программным заявлением следовать десятки законов, за ними - сотни постановлений, тысячи инструкций и правил на местах. Процесс прохождения документов через всевозможные согласующие инстанции можно охарактеризовать словами министра труда и социальной политики РФ Александра Починка: 'Прочли мы теперь этот законопроект после всех поправок и обнаружили... что принимать его дальше бессмысленно, потому что он стал немножечко ужасным'. А отчего и почему это произошло, трудно сказать. 'Черный ящик' позволяет зафиксировать только посыл и конечный результат, а весь путь документа, мотивы тех или иных поправок к нему зачастую остаются понятными только ограниченному кругу лиц, непосредственно участвовавших в его продвижении по коридорам власти.
К барьеру, господа Термин 'черный ящик', между прочим, предложен самим Путиным в его прошлогоднем обращении к Федеральному собранию. Попробуем проиллюстрировать действие этого механизма на примере очень популярного в последнее время понятия 'административные барьеры'. Впервые это словосочетание появилось в государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ, принятой еще в 1994 году. Тогда речь шла о создании условий для свободного перемещения внутри страны товаров, услуг и капиталов. Камешек брошен, но нижестоящие не спешили внедрять красивый слоган, они, как штаб - от разведки, ждали подтверждений, чтобы не попасться на провокацию. В Удмуртии только спустя два года термин 'обкатали' на относительно либеральном направлении - 'административные барьеры' упомянули в программе государственной поддержки малого предпринимательства на 1996 год. Потом как будто все затихло, но со вступлением Путина на президентский пост эффектное словосочетание решили возродить. В программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу 'административные барьеры' упоминаются уже трижды. Ответ на республиканском уровне не замедлил появиться в Удмуртской государственной программе с аналогичным названием. Там указываются уже конкретные задачи, которые следует решить государству, чтобы устранить административные барьеры, самим же государством возведенные. Их предлагается устранять путем 'создания и деятельности комиссий по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства на уровне республики и на уровне администраций городов и районов', а также путем создания 'совещательного органа 'Круглый стол' при Главном федеральном инспекторе по УР. После этого к 'самобичеванию' не возвращались еще примерно год, пока о барьерах не упомянул Владимир Путин все в том же прошлогоднем обращении к Федеральному собранию. И пошло. Фраза, публично произнесенная первым лицом, - это совсем не то, что цитата из программы, пусть даже и федеральной. Послание прозвучало в апреле 2002 года, а уже в мае-июне 'административные барьеры' рушились на самых разных уровнях и по совершенно разным поводам. Например, в принятой 5 июня 2002 года республиканской программе 'Электронная Удмуртия (2003-2010 годы) говорится о необходимости 'снижения административных барьеров в сфере информационных и коммуникационных технологий'. Министерство культуры РФ в письме от 29 июня 2002 года, разъясняя лицензионные требования по 'публичному показу аудиовизуальных произведений' (то есть кинофильмов), пишет, что обслуживание кинопроекционного оборудования должно производиться киномехаником, имеющим специальное квалификационное удостоверение. А вот другие специалисты, обслуживающие кинозал, на основании 'общей концепции по максимальному сокращению бюрократических и административных барьеров' от такой обязанности освобождены. Так что уборщицы в кинотеатрах теперь смогут вздохнуть свободно - еще один барьер взят. Правительству Удмуртии после недвусмысленного президентского указания необходимо было серьезно активизировать работу по устранению барьеров, возникших в результате собственной предыдущей деятельности. Но программа социально-экономического развития уже предусмотрела создание специальных комиссий и специального органа 'Круглый стол', государством организована и проведена конференция представителей малого бизнеса, на которой последним, видимо, было дано указание проехаться по этим административным барьерам как следует. Все сделано, казалось бы? Нет. В перечень научно-исследовательских работ на 2002 год, проводимых по заказу правительства и финансируемых из республиканского бюджета, был включен пункт о проведении социологического исследования на тему: 'Социальные и административные барьеры, препятствующие развитию предпринимательства в УР' со сметой расходов на проведение исследований в сумме 236 тысяч рублей. Такой изощренный бюрократический стиль сформирован не за один день, он взращивался столетиями российской истории. Сегодня 80% служащих аппарата российского правительства составляют кадровые советские бюрократы, проработавшие в Управлении делами ЦК КПСС, Совмине Союза и России, министерствах и ведомствах. И уже можно констатировать, что те, кого раньше называли младореформаторами, с треском проиграли старой гвардии в чисто стилистическом, казалось бы, но на самом деле глубоко принципиальном поединке. Они приспособились, научились делать кислые отчеты и программы и отличаются от старой бюрократии, пожалуй, только тем, что дают повод для разговоров о себе в светской хронике. Вице-спикер Госдумы Ирина Хакамада в одном из интервью как-то разоткровенничалась по этому поводу: 'У кого есть вопросы лично ко мне - тот может зайти на мой личный сайт. А те, кого интересует СПС, - те пусть идут на сайт СПС, на котором есть устав, программа и прочая фигня'.