фотоЧто такое ЕГЭ? Суть эксперимента проста: в период окончания полной средней школы выпускнику придется сдавать не два (выпускной на аттестат зрелости в школе и вступительный в вуз), как прежде, а один - единый государственный - экзамен. (Необходимое уточнение: речь идет пока лишь о математике, а также русском устном и английском языках. Сочинение и остальные предметы по выбору сдаются в обычном порядке). Это процедура так называемого бланочного тестирования, хотя тестами в чистом виде их назвать нельзя. Задания состоят из трех блоков контрольно-измерительных материалов: А, В и С. Часть 'А' основана на принципе популярной телеигры 'О, счастливчик': из нескольких предложенных ответов нужно выбрать один верный. В части 'В' требуется кратко ответить на вопрос. Часть 'С' творческая и самая трудная. Тут нужен развернутый, аргументированный ответ. 'А' и 'В' составляют Госстандарт. Ответы сканируются, шифруются штрих-кодом и обезличенными отправляются в Москву. Их проверяет компьютер. А последнюю часть проверяет местная комиссия. В столице после обработки результатов заполняют сертификаты и рассылают их по регионам. С этими сертификатами абитуриент идет в вуз. Но сама процедура сдачи ЕГЭ происходит в специфических условиях. Главное требование эксперимента - отсутствие на экзамене 'своих' учителей по профильным предметам. Роль своеобразных 'надсмотрщиков' выполняют во время сдачи ЕГЭ по математике учителя-словесники или педагоги начальной школы.
К чему стремимся? Не секрет, что нынче попасть в мало-мальски престижный вуз очень трудно: это дорого и далеко (что тоже не по карману). В выгодном положении оказываются выпускники столичных школ и гимназий, те, кому родители могут нанять репетиторов. Отсюда и главная задача эксперимента по введению ЕГЭ - обеспечить равные возможности на получение высшего образования всем детям, независимо от места их проживания и материальной обеспеченности семей. Другая задача, по словам российского министра образования Владимира Филиппова, - объективно оценить труд учителя. Ставя отметку своему ученику, учитель, по сути дела, сам оценивает свой труд. Эксперимент должен заставить их лучше работать, постоянно самосовершенствоваться. ЕГЭ создаст общероссийскую систему независимой и объективной оценки качества образования. Сдача одного экзамена вместо традиционных двух, по задумке инициаторов, снизит нагрузку на выпускников, убережет их от лишних стрессов.
Плюсы и минусы Нынешний выпускник, продукт эпохи постиндустриального информационного общества, весьма отличен от выпускника советской формации. Объем знаний как критерий оценки утратил приоритет. Гораздо важнее теперь умение быстро и эффективно учиться, адаптироваться к новым условиям и желание непрерывно совершенствоваться. Прежняя система эти качества игнорировала, считают сторонники ЕГЭ. Очевидно, новая система сократит дистанцию между школой и вузом. По мнению главного специалиста Управления образования Ижевска Светланы Суджян, при новой системе на первый план при поступлении в вуз выходят знания, которые до этого были на третьем месте после связей и денег. Как метко выразился по этому поводу один столичный журналист, тесты ЕГЭ будут оценивать знания, а не разрез глаз, длину юбки и родословную родителей. Получается, что сельский выпускник получит вместе с городским лицеистом одинаковые шансы стать студентом? И сделает это, не покидая родного села, просто отослав сертификаты по почте? Светлана Суджян уверена: сельский школьник по уровню знаний нисколько не проигрывает перед своим сверстником из города. Сельские школы малокомплектные, а значит, повышается возможность индивидуального подхода учителя к ученику. С этим не согласен Сергей Решетников, проректор УдГУ. Он считает, что городская жизнь более коммуникативна. В селе устаревшая материально-техническая база образования, хорошие учителя едут туда неохотно, компьютеров не хватает. Но вузы принимают селян на льготных условиях. Другой минус. Да, нагрузка уменьшится. Но представьте, что решающее событие всей школьной жизни проходит в незнакомой обстановке, вне родных стен, без учителей, к которым школьник привык. А от результата зависит получение высшего образования в обозримом будущем. Цена победы высока, а значит, и жертв больше. Эксперимент год от года расширяет свои рамки: в 2002 году в нем участвовали 16 регионов (Удмуртия в их числе) и 117 вузов; нынче он охватит уже 48 регионов и 245 вузов. Многие субъекты с готовностью вступают в эксперимент, поскольку это сулит поставку современного оборудования, а также позволит объективно оценить состояние школьного образования. С этим связан, по мнению Светланы Суджян, большой минус эксперимента - финансовая затратность. ЕГЭ требует слаженной работы огромного количества 'винтиков' единого механизма. Оплата их труда, подготовка специалистов, изготовление бланочных материалов - все это влетит в копеечку. В наше время нет никакой гарантии, что в работе ЕГЭ- 'машины' не произойдет сбой. Как заметили специалисты нашего Института усовершенствования учителей, после проведения единого экзамена в прошлом году резко возросла потребность среди учителей математики повысить квалификацию, овладеть компьютером, научиться работать с тестами. 'ЕГЭ стал мощным фактором, влияющим на образовательные потребности и стимулирующим саморазвитие учителей', - делает вывод директор института Надежда Шкляева. Эксперимент должен поставить заслон взяточничеству при поступлении в вузы. Хотя министр образования Владимир Филиппов официально заявил, что борьба с коррупцией - это вообще работа других ведомств, тем более что мздоимство в отдельно взятой отрасли нельзя победить. Сегодня, по некоторым данным, в теневом обороте сферы образования ежегодно крутится до $1 млрд. ЕГЭ может внести свою лепту в дело чистки этих 'авгиевых конюшен'. Хотя считать ЕГЭ панацеей от коррупции было бы наивно. Нынешняя практика такова, что в соответствии со своими уставами вузы имеют право самостоятельно разрабатывать и утверждать правила приема. Поэтому понятно, что приемные комиссии будут всеми силами противодействовать принятию результатов ЕГЭ. Решение нашлось: пока идет эксперимент, участия в нем вузам можно не принимать, но когда приказ будет подписан, то уже ничего не попишешь. А он, видимо, будет подписан - так уверены многие. Связана с блатом и проблема репетиторства. В Москве считают, что репетиторство не исчезнет, пока есть конкурс в вузы. Сейчас появился новый вид репетиторских услуг - натаскивание на тесты. Свободно продается литература в помощь сдающим ЕГЭ. И в этом нет ничего плохого - если есть методика, ею надо овладеть. Выпускники, уже прошедшие через сдачу ЕГЭ, единодушно признают, что прежняя система (экзамен) - несправедливая вещь. Повезет - не повезет. А тут знания проверяет беспристрастный компьютер. Но есть симптомы, машиной не учитываемые, - такие, как желание учиться, интерес к науке... Способные дети тоже могут ошибиться, а бездари - поймать 'миг удачи'. Специалисты называют такую ситуацию проблемой индивидуального подхода. 'Компьютер личности не видит, - соглашается Светлана Суджян, - а может быть, это и правильно?'
Статистические результаты ЕГЭ по математике в УдмуртииВузы Ректоры вузов первыми высказали явную настороженность результатами ЕГЭ. Комментарий проректора УдГУ Сергея Решетникова: 'Не все идет, как нам хотелось бы. По указанию Министерства образования РФ УдГУ засчитывает результаты ЕГЭ на половине университетских специальностей. Например, математический факультет их не принимает и абитуриентам приходится сдавать два экзамена по профилю традиционным способом. На нефтяной факультет и некоторые экономические специальности сертификаты засчитывали'. Сергей Максимович поставил под сомнение саму идею эксперимента - обеспечение равных возможностей в получении высшего образования. 'Вроде бы все едины перед Богом, но это не так'. Приемные комиссии столичных вузов сами устанавливают планку проходных баллов, сами определяют шкалу перерасчета со 100-балльной системы (в которой оцениваются результаты ЕГЭ) в традиционную. И получается, что 'пятерка' в Глазове равна 'тройке' в Москве. Прежде чем перейти на эксперимент, считает Решетников, следовало бы изменить статус учителя, укрепить материальную базу школ, пересмотреть налоговое законодательство в отношении отрасли образования. Уровень нашей школы низкий, победы отдельных учеников на олимпиадах 'погоды' не делают.
Учителя Устраненные от проверки знаний, педагоги ничуть не почувствовали свою ненужность. Конечно, они болезненно реагируют на оценку своего труда. Но учитель по-прежнему играет главную роль в подготовке выпускника. Нагрузка на них ничуть не уменьшилась. Как отметила завуч ижевской школы 70 Елена Никитина, есть еще один существенный пробел нововведения - отсутствие дифференцированного подхода к тестовым вопросам. Человеку с гуманитарным складом ума порой сложно решать задачи по математике, среди которых по сложности есть даже уровня олимпиад. Выход - в переходе на профильное обучение в 10-11-х классах, который намечен на 2005 год. По ее мнению, итог прошлогоднего ЕГЭ оказался закономерным: кто знал, тот написал.
Что дальше? Пока вопросов больше, чем ответов. Но все, с кем нам довелось общаться, уверены, что введение ЕГЭ в общероссийском масштабе - дело времени. Намечено оно на 2004-2005 годы. Светлана Суджян: 'Форма, механизм проведения единого экзамена может меняться, но идея останется неизменной'. Сергей Решетников: 'Нет времени на отработку недостатков'. Елена Никитина: 'Вводить ЕГЭ придется, если Россия хочет интегрироваться в Европейский Союз. Для этого нужно привести нашу систему образования к европейскому стандарту'.