рис.Оно и понятно - куда расслабленному постмодернистскому шизонарциссу Сорокину против глубинной мощи садомазохистской эстетики соцреализма, воплощенной в гениальном коммунистическом бестселлере?..
Революционный мазохизм Даже если бы в романе 'Как закалялась сталь' была полностью оставлена без внимания личная (интимная) жизнь персонажей, а сюжет книги полностью был бы сконцентрирован на описании революционных битв, то и в этом случае мазохистские установки главного героя (а вместе с ним, отчасти, и самого автора романа) были бы вполне очевидны. Внутренняя готовность Павки Корчагина 'пострадать', а значит, и неосознанное стремление спровоцировать такую ситуацию, в которой его бы постигло наказание, проявляется уже в начальном эпизоде книги. Зная, что, подсыпав попу Василию махорки в пасхальное тесто, он тем самым обрекает себя на изгнание из школы, Павка, тем не менее, делает это. Одно из определений мазохиста гласит, что он добывает свою идентичность путем отрицания своей идентичности (самоотрицания). Достичь этого можно, к примеру, абсолютно отождествив свое 'я' с каким-либо социальным целым и на этой основе подчинив свою волю - воле этого целого (партии, класса, государства)... Павел Корчагин посвящает свою жизнь без остатка пролетарской революции, обретая при этом некое высшее счастье, несмотря на физические страдания на этом пути (тюрьма, ранения, болезни, голод, холод, слепота и неподвижность в конце жизни). В отличие от садиста, герой мазохистского типа никогда не поднимет на себя руку, как бы ни были велики его страдания, потому что в упоении страданием и заключена его жизнь. Потеряв здоровье, Корчагин вынашивает план самоубийства, но потом отказывается от него. Уже ослепший и прикованный к постели, он продолжает служить партии и революции как писатель. 'Вот она, заветная мечта, ставшая действительностью! Разорвано железное кольцо, и он опять - уже с новым оружием - возвращается в строй и к жизни'.
Контрреволюционное насилие Не менее очевидно мазохистский психотип, доминирующий в романе, проявляется в эпизодах, связанных с сексуальной (половой) проблематикой. Противником мазохиста на глубинном уровне повествования всегда выступает садист. Не случайно на страницах романа упоминается или описывается как минимум семь изнасилований или попыток к ним. Причем в этом замешаны не только враги революции - белополяки (1 случай) и петлюровцы (2 случая), бандиты (1 случай), но и представители революционного лагеря. Так, красноармейцы пытаются изнасиловать жену польского офицера, военком агитпоезда Чужанин - первую любовь Корчагина Тоню, а комсомольский активист Развалихин - комсомольскую активистку Лиду. При этом сам факт сексуальных домогательств для автора романа является признаком классового предательства: такие персонажи 'из своих' подаются им как 'примазавшиеся' к делу революции. Троцкистское грехопадение рабочего парня и искреннего комсомольца Дубавы сопровождается его сексуальным падением. От него уходит жена, оставшаяся на 'правильной' платформе, а когда Павел навещает Дубаву в его квартире, то видит на кровати 'какую-то толстую женщину, вернее, ее жирную голую ногу и плечи'. Свободная пролетарская любовь ('любовь пчел трудовых', если воспользоваться выражением ее апологета, известной революционерки Александры Коллонтай), отзвуки которой явно звучат в словах Развалихина к Лиде: 'Не валяй дурочки. Если ты человек сознательный, то сначала удовлетвори мою потребность, а потом спи, сколько тебе вздумается', - для Островского также неприемлема, как и 'буржуазная' проституция, с которой его герой сталкивается в начале книги, работая в станционном буфете ('И эту продали, проклятые. Эх, Фрося, Фрося...'). Вообще, тема половых отношений занимает на страницах романа не меньшее место, чем классовые битвы. Если и есть на свете художественное произведение, в котором принципы психоанализа нашли свое идеальное воплощение, то это, несомненно, 'Как закалялась сталь'. И содержание книги, и сама история ее создания настолько соответствуют учению Фрейда о сублимации (преобразовании сексуальной энергии в общественно-значимую), что могли бы войти в учебники по основам психоанализа в качестве хрестоматийных примеров. На протяжении почти всего романа Павел Корчагин, сначала волей обстоятельств, а потом и сознательно, отказывается от всякой личной жизни, соблюдая своего рода революционную аскезу. И это притом, что, по замыслу автора, он явно нравится женщинам.
Три женщины Павла Корчагина В общении с женским полом Корчагин постоянно оказывается в проигрыше, пусть иногда и замаскированном. Наиболее ярко, пожалуй, это проявляется в истории его первой любви - романе с Тоней Тумановой. Уже самое начало романа отмечено ощущением социального мезальянса (он - мальчишка-кочегар, а она - 'барышня', 'образованная', у нее отец - главный лесничий, и 'говорить им - не о чем', и ей с ним - 'не с руки...'). Но умение Павки замечательно драться (в контрасте с изнеженными юношами из буржуазных семей), его революционное геройство и что-то там еще вызывают интерес у Тони. Она дает ему для чтения книги, ненавязчиво влияет в лучшую сторону на его внешний вид, помогает сбежать от петлюровцев. Потом следует разрыв: Тоня отказывается вовлечься в революционную борьбу, а Павел сообщает ей, что принадлежит прежде всего партии и лишь потом ей и остальным близким. Последняя их встреча протекает при явно неблагоприятных для Корчагина обстоятельствах. Тоня со своим мужем (явно 'спецом' на службе у советской власти) после недавней свадьбы едет в большой город, где он работает на ответственном посту в правлении железной дороги. И когда пассажиров поезда мобилизуют на расчистку полотна от снега, в одном из оборванцев, строящих узкоколейку, она внезапно узнает Корчагина. 'В рваной, истрепанной одежде и фантастической обуви, с грязным полотенцем на шее, с давно не мытым лицом стоял перед ней Павел... Ей даже неудобно было подать ему руку. Что подумает Василий? Как неприятно, что Корчагин так опустился. Видно, дальше рытья земли кочегар в жизни не продвинулся'. Красноречива первая фраза, которую Тоня произносит при этой неожиданной встрече: 'Здравствуй, Павлуша. Я признаться не ожидала увидеть тебя таким. Неужели ты у власти ничего не заслужил лучшего, чем рыться в земле? Я думала, что ты давно уже комиссар или что-то в этом роде...' Павел отвечает на это откровенной грубостью. Мужа ее он называет 'откормленным буйволом' и 'недорезанным буржуем' (в ответ на его презрительное 'лаццарони'-'босяк'), а Тоню упрекает в том, что от нее 'нафталином запахло' и что она теперь 'стыдится руку подать рабочему человеку'. Мотив унижения женщиной более высокого социального класса проявится на страницах романа еще раз. После гражданской Павел работает в депо и ему поручают отремонтировать электропроводку в дипломатическом вагоне польского консульства. В одной из пассажирок он узнает Нелли Лещинскую, дочь преуспевающего адвоката, у которого когда-то его мать работала кухаркой. 'Изысканное, из тончайшего лионского шелка, сшитое у первоклассных парижских мастеров, платье пани оставляло обнаженными ее плечи и руки. В маленьком ушке, вспыхивая и сверкая, качался каплевидный бриллиант... Плечо и рука женщины, словно выточенные из слоновой кости...' Все это, конечно, не могло оставить равнодушным даже монтера-коммуниста. Однако в завязавшемся разговоре Корчагин вновь подвергается оскорблению, теперь уже сознательному: '...В этом купе я госпожа, а вы как были рабом, так и остались... Раньше ваша мать стирала нам белье, а вы носили воду. Теперь мы опять встретились в том же положении'. В этой ситуации Павлу снова остается только прибегнуть к открытой грубости: 'Кому вы нужны? Сдохнете и без наших сабель от кокаина. Я бы тебя даже как бабу не взял - такую!' Корчагин проигрывает даже тогда, когда находит свой женский идеал - Риту Устинович, привлекательную женщину и убежденного члена партии в одном лице. 'На скрещенье побежденной, естественной тоски о женственности и победившей ее мужественной воли, - писал Лев Аннинский, - рождается эта гипотетически-прекрасная фигура, чудное соединение идейности и женственности'. Однако Павел сам разрывает наметившийся роман с Ритой, а когда несколько лет спустя пытается его возобновить, оказывается, что уже поздно - у Риты муж и маленькая дочурка. Интересно, что из трех возлюбленных Павла Рита Устинович - единственный образ, не имеющий своего жизненного прототипа. Островский, находясь в плену оппозиции - 'одно из двух: любовь или революция', - даже создав женский идеал для своего героя, вынужден отказать ему в личном счастье. В конце жизни израненный, разбитый, слепнущий Корчагин наконец вступает в брак. Его избранница, Тая Кюцам, в отличие от Тони Тумановой, стоит ниже его по социальному положению (он - заслуженный член партии, она - 'на черной работе') и, в отличие от Риты Устинович (учившей Павла политграмоте), ниже его в идейно-политическом плане. В известном смысле, Корчагин жертвует собой. Их брак с Таей должен помочь ей вырваться из 'мелкобуржуазного болота' мещанской семьи. '...Союз наш заключается до тех пор, пока ты не вырастешь в настоящего, нашего человека... - говорит Павел, - а вырастешь - свободна от всяких обязательств'. Так, собственно, потом и произойдет. Со временем у Таи появятся новые товарищи и новые интересы. 'Cемейное счастье' Павла на поверку оказывается лишь способом в очередной раз принести себя в жертву - и даже не столько любимой женщине, сколько будущему всего человечества. Подготовить из сексуального партнера сознательного члена партии, способного полноценно участвовать в строительстве нового общества, - задача вполне органичная для ревнителя коммунистической аскезы. Секс оправдывается коммунизмом.