'Свинья'. Х.м.Выставка называется 'Зимние игОрища', но в реальности в 'Галерее' представлены два разных проекта художника. Первый из них - это цикл живописных работ на тему народных праздников. Эффект фактуры покосившихся деревянных домов и плавных линий пухлых деревенских сугробов у Шаймарданова усилен сознательным (в духе открытий Поля Сезанна) искажением законов перспективы. В результате получается небольшая 'закругленная' Вселенная в рамках отдельно взятой деревни и в раме отдельно взятой картины. Обитающие в ней человечки занимаются очень понятными делами - парятся в бане, ловят свинью или несут новогоднюю елочку. Религиозное начало, которое всегда присутствует, когда художественными средствами пытаются выразить структуру мира, проявляется тоже очень по-человечески - волхвы, шагающие с узелками по улице, напоминают деревенских мужиков, а мужики водят хороводы вокруг огромного снеговика, словно поклоняются деревенскому богу. Вторая серия работ Игоря Шаймарданова, выставленных в 'Галерее' - 'Ситцевый Пушкин'. Художник вместо холстов использовал фабричного производства ситцевые ткани - в цветочек, в горошек, в полосочку... Это тот материал, который в нашей стране в небогатых домах традиционно использовали для изготовления постельного белья, скатертей, 'семейных' трусов. Александр Сергеевич помещается в контекст штампованного узора, который сам становится частью картины. Ситцевый Пушкин Шаймарданова - это тот самый мифологизированный 'народный' Пушкин, которого периодически поминают всуе: 'а это кто делать будет, Пушкин?..' Пушкин, родной и любимый гений-шалопай, бросает вызов уорхолловской эстетике стандартных рядов промышленного дизайна.
Из досье 'Д' Игорь Шаймарданов родился в 1964 г. в Камбарке. Защитил диплом художника-постановщика в Санкт-Петербургской академии театрального искусства. С 1986 г. сотрудничает с муниципальным театром 'Молодой человек' г. Ижевска. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Работы художника находятся в частных коллекциях, фонде современного искусства, музее-квартире В.В. Набокова, Всероссийском музее А.С. Пушкина, Пушкиногорском музее-заповеднике.
фото'МЕСТНЫЕ ЯЩЕРЫ' из 'открытого космоса'
В свое время Вольтер острил по поводу названия Священной Римской империи германской нации, которая, строго говоря, никогда не была ни германской, ни Римской, ни тем более священной. Примерно те же самые чувства вызывает выставка 'Открытый космос: фантастическое в изобразительном искусстве современных ижевских художников', нашедшая приют в выставочном зале Института искусств УдГУ.

Уже самое первое впечатление от экспонатов выставки заставляет усомниться, что 'космос открытый'. Наивно-примитивная эзотерика, которой веет от представленных работ, наводит на мысль как раз о классической 'закрытости' (в терминах Карла Поппера) системы мышления авторов. 'Современным' стиль, в котором выполнены эти шедевры, был, наверное, годы эдак в 30-е прошлого века. И наконец, уровень техники исполнения большинства работ ставит под сомнение само слово 'искусство' в длинном названии экспозиции. На презентации проекта в конце января в качестве инициатора выставки был представлен некий бородатый молодой человек в рогожном балахоне по имени Александр Кириллов. Оказалось, что г-н Кириллов - не только автор серии графических работ, которые он подписывает творческим и весьма 'говорящим' псевдонимом 'Гермесов', но и в некотором роде писатель. Поначалу предполагалось, что экспонаты 'Открытого космоса' послужат своего рода декорацией для публичных авторских чтений произведений Кириллова-Гермесова. Однако что-то явно не сложилось в космических сферах, и на момент сдачи этой статьи в номер факты чтения еще не имели места. Названия работ явно претендуют на то, чтобы поразить воображение неискушенного юношества, - 'Гигантский псилоцибус', 'Неорганическое сознательное образование гуманоидного типа Фациеса'. фотоНе обошлось, конечно, на выставке и без прославленного 'пророка в чужом отечестве' Владимира Трефилова, чья картина 'Звезда полынь' еще в конце 90-х наглядно 'предсказала' то, что с небоскребами Всемирного торгового центра случится что-то нехорошее. Кроме 'Звезды полыни', Трефилов выставил серию малоаппетитных работ 'Апокалипсис 21-го века' (люди и животные в кроваво-мясном антураже), которые, не исключено, тоже что-нибудь предскажут. Но безусловным 'хитом' выставки следует считать раскрашенные скульптуры Макса Сурнина - большой паук, тело варана со щучьей головой и, в особенности, здоровенный ящер в самом центре экспозиции. Все это отлично украсило бы какую-нибудь детскую площадку.