Расшифровка генома и успехи в сопутствующих геномике отраслях позволят лечить предрасположенность к заболеваниям. А людей, имеющих генетические дефекты,  можно будет определить уже в роддоме.В настоящее время наука предполагает толкование такого проявления Божественного могущества, как процесс передачи наследственной информации. А, как известно, носителями такой информации являются гены, обеспечивающие воспроизведение себе подобных у всех живых существ - от человека до крохотной бактерии. В генах, в этих мельчайших структурах, которые содержатся в каждой клетке живого организма, есть ответы практически на все вопросы, которые мы предъявляем к живой природе. Конечно, самую желанную цель из всех этих 'кладезей тайн' представляют собой человеческие гены. Их изучение и расшифровка позволит решить множество проблем, с которыми сейчас встречается медицина. Новостные ленты мировых информагентств фиксируют, что расшифровка генома (совокупности всех генов) человека идет полным ходом в основном благодаря международной программе 'Геном человека' (но о ней чуть позже). Периодически из разных мест приходят сообщения, начинающиеся со слов: 'Недавно ученые открыли новый ген, который...' С такими темпами они, пожалуй, скоро найдут ген, отвечающий за стремление ученых находить все новые гены. Шутки шутками, но те перспективы, которые открывают идущие исследования, могут перевернуть наши представления о способах лечения людей и о медицине в целом.
Медицина будущего Вся 'изюминка' этой затеи заключается в том, что расшифровка генома и успехи в сопутствующих геномике (наука, изучающая геном) отраслях (таких, как генная инженерия и др.) позволят лечить предрасположенность к заболеваниям. Сложно представить, что тогда останется делать врачам, если на прием к ним будут приходить пациенты только с простудами да с переломами. Американские ученые недавно выяснили, что даже предрасположенность к наркомании и алкоголизму зашифрована в глубинах все того же генома. Дело в том, что врожденный генетический дефект провоцирует химическую зависимость от наркотиков, алкоголя, еды. Выходит, что эти психосоциальные заболевания (какими их обычно считают) - результат повреждения гена. А людей, имеющих такие генетические дефекты (что предопределяет их вхождение в так называемые 'группы риска'), можно будет определить уже в роддоме, после чего останется просто 'прописать' им соответствующее 'предупредительное' лечение. Пожалуй, все эти новые открытия смогут изменить взгляд на человека, как на хозяина своих привычек, пристрастий или даже судьбы. Несмотря на то что геном еще не расшифрован, один из соавторов открытия структуры ДНК Джеймс Уотсон сделал недавно заявление, гласящее, что все жители Европы и США должны сдать свои генетические данные в единый международный информационный центр. Профессор Уотсон считает, что создание такого центра в нарушение гражданских свобод оправдывается угрозой, исходящей от международного терроризма. В связи с реальным ростом угроз жизни и безопасности множества людей будет очень удобно иметь такую базу данных, чтобы быстро узнать, кто есть кто.
Со всей планеты Здесь мы предлагаем читателю обзор некоторых последних открытий, произошедших в рамках осуществления программы 'Геном человека', сведения о которых стекаются в Интернет из разных стран. Значительная часть этих сообщений содержит в себе информацию о генах, так или иначе связанных с раком. Шотландцы, например, открыли ген, дающий раковым клеткам способность к бесконтрольному росту и размножению, то есть делающий их злокачественными. Понятно, что воздействие на такой 'спусковой крючок' раковой опухоли может стать основой для создания долгожданного лекарства против рака. Несколько другой подход к решению все той же проблемы нашли ученые из Бостона, открыв ген Пи 73. Этот ген, как и его предшественник Пи 53 (из-за дефекта которого возникает половина всех онкозаболеваний), в норме обладает противораковым потенциалом. Обычно он 'отдыхает', но если его активировать, то это поможет остановить рост злокачественных опухолей. Вообще, 'раковые' гены - тема для отдельной статьи, но не будем замыкаться на этих любимчиках новостей, а покажем всю 'разношерстную генную публику' или области медицины, куда они способны внедриться. Американцы наконец-то сделали очень полезное (особенно для самих себя) открытие - 'ген жира'. Причем первооткрывателями стали изобретатели 'Виагры' (компания 'Пфайзер') совместно с учеными Гарварда. Учитывая остроту, с которой проблема ожирения стоит на Западе, можно предположить, как будут рады толстяки, если ученые смогут исключать этот ген из хромосомы. Исландскими учеными был найден виновник болезни Альцгеймера (старческого слабоумия). Ген обнаружили после обследования тысячи больных и их родственников. По словам экспертов, это не повод надеяться на появление эффективного лекарства от маразма, тем не менее компания-открыватель получила солидное финансирование на разработку методов лечения. Многообещающая новость для любителей 'принять на грудь' пришла из Японии. Тамошние неврологи с характерными фамилиями Миакава и Яги в экспериментах над крысами обнаружили, что, 'выключив' один ген, можно заставить животных гораздо дольше испытывать чувство опьянения спиртом. Этот ген контролирует синтез фермента, отвечающего за нейтрализацию действия алкоголя на нервные клетки. Есть данные, позволяющие считать, что 'планка' индивидуальной переносимости алкоголя у людей также имеют генетические предпосылки. Далее следуют такие лабораторные находки, как ген системной красной волчанки, ген эпилепсии, ген расщелины позвоночника, ген мигрени и многие другие. Но больше всех здесь преуспели практичные австралийцы, открывшие ген, отвечающий за нежный вкус говядины (у коров, естественно). Теперь за определенную сумму они диагностируют вашу корову на предмет наличия у нее гена 'нежности'.
Всё внутри Собирать по крупицам этот генетический 'пазл' ученые будут еще несколько лет. Но давайте отвлечемся от многочисленных открытий и обратим внимание на наиболее яркие и глобальные спорные вопросы, которые сегодня решает генетика. Очередной победы, например, добилась та часть ученых, которые считают, что приход старости и смерти зависит от генов. Результаты исследования на различных генотипах плодовых мушек дрозофил говорят о том, что определенные гены запускают процесс смерти, чтобы потомкам не передавались негативные черты, накопленные предками в течение жизни. Фактически исследования подтвердили теорию накопления мутаций. Согласно ей, старение - результат накопления мутаций генов, которые держатся организмом под контролем и только с возрастом начинают проявлять себя. Еще одно подтверждение - существование генов болезни Хантингтона и форм рака, проявляющихся с возрастом, особенно после климакса. Если бы генетики научились удалять у людей среднего возраста эти гены, активизирующие процесс старения, то жизнь человека была бы продлена. Хотя с этим можно поспорить - с природой шутки плохи и неизвестно, чем обернутся эксперименты, жутковато описанные в фантастической литературе. Еще один будоражащий генетиков вопрос был недавно разрешен финскими исследователями. Они проанализировали мозг однояйцевых и двуяйцевых близнецов из финского банка данных. При сканировании мозга было выявлено, что количество серого вещества сильно зависит от генетической предрасположенности, так как плотность нервных клеток оказалась почти одинакова именно у однояйцевых близнецов. Наиболее близкое соответствие отмечалось в лобных долях и участках мозга, ответственных за развитие речи. В связи с этим вопрос типа 'гениями рождаются или становятся?' может быть вновь пересмотрен.
Программа мира Как мы уже отметили, 'взрыв' генных открытий в последние годы был обусловлен принятием программы 'Геном человека'. Официально она стартовала еще в 1989 году, и с тех пор любая более или менее цивилизованная страна лелеет собственную программку, приносящую 'генетические плоды'. Участники этого глобального мероприятия предполагают, что, поднажав всем миром, закончат с расшифровкой генома к 2005 году. И это, скорее всего, вполне реально, так как темпы исследований растут с каждым днем, параллельно совершенствуется техника исследований. Тут, конечно, выигрывают самые 'продвинутые' генетики. К сожалению, нам мало известно о том, как и на чем работают отечественные генетики. Но зато здесь всплывает такая знакомая проблема, как защита собственного открытия, или патентование. 'Акулы капитализма', представив выгодность всего предприятия, оформляют или даже перекупают права на разработки последователей Менделя. Наши же гении-альтруисты не придают серьезного значения патентованию своих идей - 'Россия - щедрая душа'! ...В наши дни геномика охватывает все больше различных наук, вторгаясь в историю, лингвистику, криминалистику и особенно в эволюционную биологию, внося свои коррективы в теорию эволюции. Возможно, что вскоре, благодаря новым данным, уходящая в небытие теория Дарвина получит официальную отставку и мы наконец-то сможем познакомиться со своим настоящим предком (если это не Тот, Кого человечество знало всегда).