Члены президиума Госсовета как социально-демографическое лицо  республиканского парламента.Судя по количеству уведомлений, поступающих в избирательные комиссии, близость нового передела посадочных мест в удмуртском парламенте перестала возбуждать не только электорат. Считается, что выборы в Госсовет потеряли весь свой шарм с тех пор, как Александр Волков стал президентом. Однако первые всполохи заката парламентаризма как атрибута народовластия в Удмуртии обнаруживаются еще раньше. Хотя уже и 'при Волкове'.
Рожденный в СССР 1990-й - год избрания Верховного Совета УАССР последнего, 12-го созыва - уникален. Перестройка на излете, от пионерии, КПСС и Советского Союза остались, по сути, одни названия, а через год систему ждет окончательный развал. Политическая активность жителей Удмуртии, подогретая возможностью настоящего, а не номинального выбора, приводит к ошеломляющему результату - Верховный Совет обновляется более чем на 90 процентов. Среди 15 депутатов, оставшихся от предыдущего созыва, - Александр Волков, нынешний вице-спикер Госсовета УР Владимир Агашин, председатель парламентской комиссии по регламенту Геннадий Абросимов и просто депутат, а в то время председатель Верховного Совета Валентин Тубылов. Кроме Волкова, который в середине второго созыва переквалифицировался из спикеров в президенты, это все, кто из ныне действующих депутатов удмуртского парламента имеет опыт работы в ВС УАССР. Причем не только 12-го, но и 11-го созыва. Из четверки (без Волкова - тройки) аксакалов Госсовета безусловным лидером является председатель 'Удмурт Кенеш' Валентин Тубылов - пять сроков на законодательной работе. Своеобразие момента в конце 80-х, когда еще не была обнаружена связь между властью и бизнесом ввиду его детского возраста, определило и классовый состав тогдашнего парламента. Вряд ли когда-нибудь еще мы сможем увидеть в зале заседаний нынешнего Госсовета журналиста 'Удмуртской правды' и врача Граховской районной больницы, студента УдГУ и регулировщика радиоаппаратуры, учительницу из ижевской школы 49 и командира отделения пожарной охраны Воткинского завода, машиниста завалочной машины цеха 23 ПО 'Ижсталь' и подручного сталевара этого же цеха со средне-специальным образованием. Несмотря на то что сейчас, во времена победившего капитализма, такой парламент назвали бы недееспособным в силу неплатежеспособности, в его составе были наиболее широко и пропорционально представлены все социальные прослойки. Правда, из всех парламентских прослоек в рыночных условиях выжила только одна. В результате десять лет спустя народовластие в Удмуртии стало осуществляться узким кругом олигархов, компактно проживающих в нескольких элитных домах Ижевска. И от выборов к выборам этот круг практически не сужается.
Заболачивание По количеству народных избранников, перебирающихся из одного созыва в другой, можно судить о преемственности власти. Общественно-политическая нестабильность на рубеже 90-х разрушила старую парламентскую систему Удмуртии практически до основания. Выжившие под обломками Верховного Совета образца 1985 года пятнадцать депутатов, в том числе Александр Волков, не могли претендовать в силу своей малочисленности на то, чтобы стать костяком нового парламента и гнуть свою линию. В результате первая половина 90-х прошла для Удмуртии под знаком аморфности и слабости политических альянсов, ни один из которых пока не был настолько силен, чтобы ломать всех остальных 'через колено'. Это обстоятельство вкупе с разношерстностью парламента должно было обеспечивать большую степень свободы действий депутатов. Их, в хорошем смысле слова, разобщенность, а также чуждость системе стали причиной довольно низкого КПД, с которым последний созыв ВС Удмуртии выполнил свою репродуктивную функцию - продлили (либо смогли продлить) свои полномочия на очередной срок только 16 процентов депутатов. Чуть больше, чем созыв назад. Однако качественный состав переизбравшихся в Госсовет в 1995 году членов Верховного Совета показателен. В эпоху больших инвестиций в политику бюджетникам, сталеварам и колхозникам места среди них, естественно, не нашлось. Почти не нашлось. Из 33 человек 15 - это чиновники, 12 - руководители предприятий. Любопытно, что во 2-й созыв ГС УР из первого перешло также 33 депутата. Но из-за вдвое меньшего числа мест в Госсовете (100) по сравнению с Верховным Советом (200) преемственность в законодательной власти выросла в два раза. Среди продливших полномочия депутатов на этот раз оказались одни обладатели административного и финансового ресурса. Причем персональный состав этой группы стал стабилизироваться: если в первом созыве Госсовета было всего 5 депутатов, имеющих за плечами два парламентских срока, то во втором таких стало уже одиннадцать. Причиной тому не только осознанная директоратом необходимость участвовать в большой политике. С упрочением власти Александра Волкова важнейшим условием избрания в Госсовет стала степень лояльности. В противном случае, кандидат входил в лобовое столкновение с уже почти полностью подвластной главе республики административной машиной. С тех пор депутатов, подобных Владимиру Забильскому, стало принято называть скандальными, а госсоветовские ристалища превратились в корпоративные переделы финансовых потоков.
Поколение Волкова Можно было бы подумать, что 'заболачивание' парламента привело к его преждевременному постарению. Но это не так. Если средний возраст депутатов Госсовета Удмуртии первого созыва на момент избрания составлял 46 лет, то во втором созыве - 37. И в том, и в другом составе парламента самой многочисленной группой являлись депутаты в возрасте 40-49 лет. Количество лиц от 30 до 39 лет в Госсовете текущего созыва увеличилось с 10 до 20. Одновременно выросло в удмуртском парламенте число депутатов, справивших полувековой юбилей, - с 24 до 36 человек. Тенденция позволяет предположить, что число неоднократно избиравшихся и в большинстве своем поддерживающих действующую власть депутатов в третьем созыве Госсовета опять увеличится. Народные избранники в возрасте 30-39 лет, попавшие в новый созыв, будут 1954-1963 годов рождения. Судя по статистике, у более молодых кандидатов шансы на победу практически отсутствуют: в последнем Верховном Совете было восемь человек до 30 лет, в 1-м созыве ГС УР - только Константин Глухов (ныне глава правового управления президента и правительства Удмуртии), в текущем созыве таких нет вообще. Молодые депутаты, которых выберут в этот раз, выросли в уникальное время. Самые старшие из них сформировались как личности после 1980 года. То есть застой как последний привет из СССР во взрослом состоянии они уже не застали. Их юность совпала с андроповщиной, перестройкой и эпохой первоначального накопления капитала. Это будет несколько иное поколение парламентской 'молодежи', если и имеющее опыт работы в партийных структурах, то очень незначительный. Во всяком случае, общих с 'поколением Волкова' номенклатурных ценностей у них почти нет. Понятно, что группирование депутатов по возрастным группам более чем условно, но, если присутствие 'молодежи' в Госсовете достигнет критической массы, из нее может выделиться новый парламентский лидер. Сегодня 'поколение Волкова' по-прежнему имеет численное преимущество в удмуртском парламенте, но оно постепенно тает: в 1995 году ближайшими ровесниками президента Удмуртии были 64 депутата, в 1999-м - 48. После выборов 2003 года ровесников Волкова в Госсовете останется треть с небольшим.
Цена мандата Всерьез говорить о том, что с введением в Удмуртии поста президента цена депутатского мандата резко упала, можно будет только после избрания Александра Волкова на второй срок. И только в том случае, если к тому времени не появится юридическая возможность сделать это в третий раз. В статусе президента Волков перестал зависеть от депутатов напрямую, но вряд ли он стал от этого безразличен к исходу выборов 6 апреля. Косвенная связь между нынешними выборами в Госсовет и выборами президента Удмуртии существует: пойдя на перевыборы, Александр Волков не захочет иметь в тылу слишком много округов с агитирующими против его кандидатуры депутатами. Тем более, трудно предположить, что его устроит 'незапланированный' спикер - это уже чревато форс-мажором при согласовании состава правительства и, как следствие, потерей административного ресурса. Соотношение сил в Госсовете может радикально повлиять на исход выборов следующего главы республики, и претенденты на депутатский мандат понимают это не хуже, чем президент. Если же директора разочаруются в депутатстве как инструменте влияния на политические процессы в республике, их место за пультами займут начальники помельче. Это снизит необходимую для ощущения себя конкурентоспособным кандидатом сумму избирательного фонда, выборы станут доступными для участия в них более широких слоев населения, что послужит толчком для возрождения в Удмуртии истинного парламентаризма - несовместимого с нынешней системой. Если все так и произойдет, то получится, что Александр Волков, взобравшись на самый верхний сук удмуртской власти, сам же его и подпилил. Сценарий, конечно, более чем сказочный, но, в любом случае, 'при Волкове' будет не всегда. Время идет, оставляя поколение президента в меньшинстве.
Возрастная структура Государственного совета Удмуртской Республики (1-й и 2-й созыв)