Юрий Шестаков прицелился. Но промахнулся.Не горе побежденным Выборы первого президента Удмуртии, состоявшиеся осенью 2000 года, подвели жирную черту под республиканским периодом карьер этих двух интересных и ярких менеджеров: Николая Ганзы и Юрия Шестакова. В негласной, но строго соблюдаемой иерархии смертных грехов Родникового края их деяния оказались столь тяжкими, что для государственных СМИ и официальных лиц эти фамилии до сих пор являются своего рода табу. Между тем бывшие любимцы республиканской прессы после отлучения от лона новой удмуртской государственности отнюдь не запили горькую и не пошли с сумой по дорогам. Более того, их управленческий опыт и менеджерские таланты быстро оказались востребованными за пределами республики. Сегодня наш рассказ о Юрии Шестакове и его работе в Тихвине.
Что ищет он в стране далекой После эпопеи увольнения с поста генерального директора ФГУП 'ИЭМЗ 'Купол' Юрий Шестаков сделал попытку остаться в экономическом пространстве республики. Весной 2001 года его прочили на место генерального директора ОАО 'Удмуртэнерго'. Дело считалось почти решенным, но когда Александр Волков хочет испортить кому-нибудь жизнь, то делает это всерьез и надолго. В итоге назначение не состоялось, для чего, по слухам, президенту Удмуртии пришлось прибегнуть к помощи Ильи Клебанова. Вероятно, в это же время к Юрию Шестакову стали присматриваться иногородние 'инвесторы'. В результате летом 2001 года он был назначен генеральным директором ЗАО 'Завод 'Трансмаш', расположенного в городе Тихвин Ленинградской области. Это многопрофильное предприятие, имеющее несколько самостоятельных машиностроительных и металлургических производств, ведет свою историю с 1963 года. С тех пор он был главным источником развития города, пока, по выражению одного из тихвинских журналистов, не 'натолкнулся на перестройку'. К началу XXI века 'Трансмаш' пребывал в полуобморочном состоянии. Тем не менее предприятие привлекло внимание внешнего инвестора, которым стала одна из крупнейших на северо-западе России группа компаний 'ИСТ' ('Инвестиции, Строительство, Технологии'). В состав этой питерской финансово-промышленной группы входит порядка 150 компаний - как столичных, так и региональных. В их числе два банка - питерский 'Инкасбанк' и столичный 'Новая Москва'. Кроме того, ИСТ владеет рядом золотодобывающих компаний, предприятиями по переработке горных пород, в том числе алмазов. Вот такой новый собственник 'Трансмаша' и стал инициатором приглашения Шестакова. В этом нет ничего удивительного: в отечественной промышленности нет недостатка в директорах, ворующих с убытков, но крайне дефицитны люди, делающие то же самое с прибылей. Группа 'ИСТ', по заявлению ее топ-менеджеров, приобрела 'Трансмаш' фактически в качестве индустриальной площадки под реализацию широкого круга инвестиционных проектов: от производства горной техники и ее компонентов до сложного литейного производства и изготовления специального железнодорожного оборудования. Для реализации своих долгосрочных планов компании удалось привлечь серьезные кредитные ресурсы. Общий их размер сам Юрий Шестаков (пресс-конференция, ноябрь 2001 года) оценил в 155 млн долларов. Из них 100 млн должны составить кредиты Северо-Западного Сбербанка. Эти деньги выделяются в том числе и под нового генерального директора предприятия. По крайней мере, один из газетных заголовков той поры гласит: 'ИСТ верит в Шестакова и в новый курс'.
Чуда не произошло Итак, Шестаков был приглашен в качестве руководителя предприятия, потенциальные перспективы которого настолько же блестящи, насколько глубоки и серьезны текущие проблемы. Некоторые его действия в новом качестве аналогичны мероприятиям 'купольского' периода. Например, в минувшем году ЗАО 'Завод 'Трансмаш' было переименовано в ЗАО 'Тихвинский завод транспортного машиностроения 'Титран'. Сейчас его структура представляет собой холдинговую компанию, в которую входят 5 дочерних предприятий, каждое из которых занимается отдельным видом производства. У обновленного предприятия появился свой сайт в Интернете: www.titran.ru. Сразу после назначения генерального директора на предприятии была значительно увеличена заработная плата. Судя по всему, Шестаков получил определенную, хотя и не полную свободу кадровых решений. Согласно упомянутому сайту, его 'купольский' зам Александр Злобин ныне является исполнительным директором ЗАО ТЗТМ 'Титран', а бывший депутат городской Думы Ижевска Владимир Коновалов (тоже входивший в купольский 'ближний круг') возглавляет одну из 'дочек' 'Титрана' - ЗАО ТТЗ 'Титран-Вепс'. Из тех, чей отъезд в Тихвин вызвал широкий резонанс в Ижевске, стоит упомянуть бывшего главу Ижевского отделения 'Альфа-Банка' Николая Короткова. Он не смог закрепиться на новом месте и через три месяца вернулся в структуру 'Альфа-Банка', правда, уже в Омск. Сегодня у Шестакова, пожалуй, самый трудный период. Эффекта от масштабных инвестиций еще нет, а 'окно возможностей', которое есть у любого нового руководителя, уже закрылось. На 'Титране' сегодня не редкость задержки выплаты заработной платы и ЧАО. Уже в этом году работники пожарной охраны смогли добиться погашения долгов, только написав заявления об увольнении в полном составе. В середине декабря профком предприятия резко выступил против администрации, которая решила отправить рабочих на 'каникулы' с 28 декабря 2002 года по 13 января 2003 года. Проблемы градообразующего предприятия этой зимой совпали и с коммунальной катастрофой в Тихвине. Почти треть города (22 тыс. человек) остались без элементарных бытовых удобств. Причиной чрезвычайной ситуации стали отнюдь не действия 'варягов'-ижевчан, как об этом с большим верноподданническим чувством сообщили некоторые 'независимые' СМИ, а безалаберность местных муниципальных деятелей. Водовод от котельной, расположенной в четырех километрах от города, был проложен не в земле, а поверху, и не был надлежащим образом изолирован. Один из инициаторов этого 'экономически выгодного' решения сказал: 'Текущая вода не замерзнет'. Торжество законов физики над оптимизмом местной бюрократии разгневанные граждане запечатлели на лице мэра Тихвина Лисина, то есть, попросту говоря, побили его, в результате чего в настоящее время он стал нефотогеничен. О роли 'Титрана' во всей этой истории от тихвинских корреспондентов ответ был получен четкий и лаконичный: завод свои обязанности выполнял честно. Итак, если от Юрия Шестакова ожидали моментального чуда, то его не произошло. Более того, некоторые местные специалисты и журналисты считают, что за это время он допустил несколько серьезных ошибок в управлении и выборе стратегии развития предприятия. Так это или нет, станет ясно примерно через год-полтора. К этому времени в Удмуртии уже будет полыхать пожар выборов второго президента. Сравнительный анализ экономического положения 'Титрана' и ИЭМЗ 'Купол' может стать куда более весомым критерием правильности выбора приоритетов развития республики, сделанных в 2000 году, чем возведение цирка или приобретение комбайнов.
Михаил ЭСТРИН

Тихвинские СМИ о Шестакове
'...За последние несколько лет 'Трансмашем' руководили разные люди. В тот или иной момент существования завода ими преследовались различные цели. И гигант, балансируя над пропастью, все больше становился гигантом на соломенных ногах. Руководители были разные, но их объединяло, пожалуй, одно - они не были интеллигентами. Это не оскорбление. Просто советская, постсоветская эпохи и эпоха дикого капитализма (она еще продолжается) породили легкоузнаваемые типы руководителей. Но руководителя-интеллигента среди них видеть не приходилось... И дело было не в лучшем среди присутствующих галстуке, не в аккуратной бородке Юрия Владимировича. Просто давно не приходилось слышать умные мысли, излагаемые правильной русской речью. И речь шла не в узкой плоскости, как лучше выточить деталь и затем выгодно ее продать, - новый директор был больше похож на этакого управляющего, который, правильно определяя стратегию, умеет опуститься до частностей и как бы владеет полным спектром составляющих проблемы...'.
'Дивья', 10 октября 2001 года

'...Мы хотели бы через газету обратиться к директору завода 'Титран' Юрию Владимировичу Шестакову. Уважаемый господин Шестаков, вы являетесь руководителем градообразующего предприятия и помочь городу в строительстве спортивных сооружений должны. Вот мы и просим вас помочь построить в Тихвине один большой крытый каток с искусственным льдом. Всего одно спортивное сооружение, а дети смогут заниматься и фигурным катанием, и хоккеем, и скоростным бегом на коньках, шорт-треком наконец. Да и взрослые в выходные дни с удовольствием катались бы на коньках. Можно было бы организовать группы здоровья для детей и взрослых, как это сделано, например, в Бокситогорске. Поверьте, городу это просто необходимо. Помогите...'
'Дивья', 15 мая 2002 года

'21 декабря 2001 года на площадке коттеджного поселка за 1-м микрорайоном генеральный директор (в то время 'Трансмаша') Ю. Шестаков заложил в основание первого здания капсулу с символическим посланием потомкам... Мало кто знает, что прошлогодняя символическая закладка фундамента гендиректором означала начало реализации принятой незадолго до этого мероприятия заводской программы, которая предусматривала решение нескольких этапов жилищных проблем заводчан путем покупки жилья на вторичном рынке, постройки нового - индивидуальных и многоквартирных домов... В 2002 году далеко не всему из этих планов суждено было сбыться'.
'Дивья', 25 декабря 2002 года