фотоНакануне десятилетнего юбилея подписания международной конвенции об уничтожении химического оружия в госкомитете УР по конвенциальным проблемам подвели итоги своей работы. На совещании присутствовали представители Минобороны, МЧС, подрядных строительных организаций, военные с арсеналов, главы районов, на территориях которых они расположены, сотрудники информационных центров, созданных для работы с населением в Кизнере и Камбарке. Выступление председателя комитета Анатолия Фоминых было явно оптимистичным в плане прогноза на 2003 год. Запуск объекта в Горном должен в корне изменить вялотекущее на протяжении всего времени работы комитета финансирование программы уничтожения удмуртских арсеналов. 2001-й и 2002 годы (когда в республику поступило 229,7 миллиона рублей против 122,5 млн за пять предыдущих вместе взятых лет) продемонстрировали некоторый рост вливаний в мероприятия программы. Но этих денег все равно недостаточно: суммы ежегодных заявок комитета, как правило, достигают одного и более млрд рублей. Прошлогодняя заявка - 778 млн рублей - была скромней, но и ее федеральный центр 'срезал' сначала до 237 миллионов, а потом до 175-ти. В результате фактически до конца года в рамках программы уничтожения республикой было получено 155 млн руб. федеральных средств. Еще 930 тысяч рублей предоставили внебюджетные источники, главным образом российский 'Зеленый крест', и 1,336 млн руб. (из трех с половиной миллионов запланированных) - правительство Удмуртии. Первоначальная сумма на 2003 год (причем уже согласованная) по сравнению с предыдущими годами выглядит просто гигантской - 815 млн рублей. Правда, средства в ней были заложены только на Камбарку. Как сказал Анатолий Фоминых, незадолго перед совещанием он получил информацию из Минэкономики РФ о том, что эта цифра вырастет до 1,22 млрд рублей, из которых 120 миллионов уйдут на расширение социальной инфраструктуры в Кизнерском районе. *** Сооружение завода в Камбарке тормозит не только сокращенное финансирование. Безусловно, часть денег предусмотрена на разработку рабочей документации и технико-экономического обоснования объекта утилизации, и от того, в каких объемах будут поступать средства, зависят сроки строительства. Разработка ТЭО идет, но сроки ее завершения туманны (пока готово и отправлено на повторное согласование ТЭО терминала расснаряжения, но этот объект не связан напрямую с процессом утилизации БОВ). Затем в течение 90 дней должна быть проведена экологическая экспертиза ТЭО - тоже задержка во времени. В реальности эта процедура может растянуться на полгода. Но гораздо большую проблему представляет рабочая документация, которой пока нет в проекте по причине отсутствия сегодня у России утвержденной технологии промышленной детоксикации люизита. Понятно, что без рабочей документации строительные работы не могут начаться даже при готовом, прошедшем все согласования ТЭО. Поэтому ввод в промышленную эксплуатацию объекта в Горном имеет конкретно для Удмуртии неоценимое значение, так как вслед за пуском ипритной линии (по словам Фоминых, уже уничтожено 16 тонн этого отравляющего газа) начнутся испытания промышленной установки по утилизации люизита, шесть с половиной тысяч тонн которого дожидаются своего часа в Удмуртии. Таким образом, только после успешной апробации технологии в Горном, а в качестве основного пока выбран метод щелочного гидролиза люизита, и ее окончательного утверждения мучающий камбаряков призрак химического завода, наконец, получит шанс материализоваться где-нибудь на окраине этого лесного городка. *** Здесь возникает еще одна проблема. Дело даже не в том, что из существующих трех вариантов размещения площадки под объект ни один не утвержден официально. Любой из них предусматривает сведение пригородных лесов 1-й категории, на что требуется согласование непосредственно Миприроды РФ. О том, насколько это долгий и трудоемкий процесс, может свидетельствовать тот факт, что в прошедшем году в Удмуртии не было получено ни одного подобного согласования. На совещании в правительстве в конце года данная информация прозвучала в связи с возникшими проблемами дорожного строительства в республике. Затрудненность процедуры землеотвода под стройплощадки, приводящая к задержке освоения подрядчиками средств и, как следствие, нестабильности их поступления, отметил и Анатолий Фоминых. *** Подрядчики, участвующие в программе, в свою очередь тоже жаловались на нестабильность оплаты работ. Так, представитель УССТ-6 заявил, что с начала 2002 года вплоть до 22 апреля, когда пришли первые 5 млн рублей, его трест работал на собственные оборотные средства. А летом строительство (жилого дома в Камбарке) вообще было прекращено, так как по просьбе администрации района часть денег была переброшена на достройку газопровода-отвода. В результате, у дома не готова даже коробка. Газопровод тоже не пущен - в последний момент выяснилось, что не заключен договор на врезку с 'Пермьтрансгазом', нет заключения Западноуральского центра сертификации. Кстати, как сообщил замминистра строительства Александр Ходырев, землеотвод под практически готовый уже газопровод был получен задним числом. Благо, что республиканская прокуратура и другие контрольные органы закрыли глаза на это, по сути, вынужденное безобразие. *** В 2003 году Удмуртия поборется за приоритетность Камбарского объекта с Курганской областью. Если не будет возобновлено прекращенное два года назад финансирование объекта в поселке Щучий со стороны США, то львиная доля федеральных средств пойдет в Удмуртию. Если же американцы расщедрятся, то следующим после Горного российским объектом по уничтожению ХО станет Щучанский. Что тоже неплохо, так как туда планируется отвозить начиненные зарином и зоманом снаряды с Кизнерской базы хранения. Возможно, иностранные инвестиции дойдут и до Камбарки: по словам Анатолия Фоминых, оказывать помощь Удмуртии 'настроена Германия'. Учитывая неопределенную пока ситуацию с приоритетностью, а также возможные сбои в финансировании, неудачи в испытании 'люизитной линии', бюрократическую волокиту и банальный недосмотр, можно прогнозировать, что строительство завода в Камбарке, который должен быть завершен в 2005 году, начнется не раньше 2-го полугодия 2004-го. По мнению одного из специалистов комитета, 1,5 года - достаточный срок для освоения предусмотренных на строительство объекта средств 6-м трестом. При этом, как сказал Анатолий Фоминых, сооружение промзоны объекта может начаться уже в текущем году. *** На 2003 год в отношении Камбарки поставлены такие задачи, как завершение газопровода-отвода и начало строительства промбазы для УССТ-6, так как доставка стройматериалов из Ижевска в отсутствие прямого автомобильного сообщения увеличит в конечном итоге себестоимость работ. Продолжится подготовка газовой котельной в заплотинной части города, строительство жилья, канализационно-очистных сооружений. В связи с вероятностью зарубежной помощи председатель комитета считает необходимым подготовить предложения для стран-доноров. Последнее сделать будет не так просто, как кажется: титульного списка объектов, который был бы согласован с федерацией, по свидетельству представителя Минстроя УР, до сих пор не существует.