Надпись на транспаранте: 'Всю помощь России немедленно!'.БИТВА ЗА ВОЛГУ До середины 1942 года основной поток союзнической помощи шел по морю из Бостона и Филадельфии (США) через Исландию или Великобританию до советских портов: Мурманск, Архангельск и Северо-двинск. В общей сложности за годы войны северным маршрутом было отправлено 42 каравана, в которых, помимо военных кораблей, находились 722 транспортных судна под американскими, английскими, советскими и даже норвежскими флагами. Из этого числа 85 кораблей были потоплены немцами и еще 31 возвратился назад, не завершив перехода. Поскольку 15 процентов грузов, отправляемых таким образом, не доходили до получателя, американцы искали более надежные способы доставки оружия, техники, боеприпасов и продовольствия для СССР. Одновременно с северным маршрутом работал еще один - тихо-океанский, между Сан-Франциско и Владивостоком. Как известно, к тому времени США уже находились в состоянии войны с Японией, поэтому перевозить грузы по этому пути могли лишь советские суда (впрочем, большинство из них были старыми американскими кораблями, переданными нам по ленд-лизу). Хотя этот маршрут оказался самым безопасным, но и он не справлялся с потоком оружия и продовольствия для СССР. После перегрузки в вагоны им еще предстоял путь длиной более семи тысяч километров по железной дороге, а пропускная способность Транссибирской магистрали была вовсе не безграничной. Наконец, весной 1942-го при самой активной помощи англичан американцы наладили третий канал поставок, на котором враг уничтожал не более двух процентов от того, что отправлялось из США. Этот путь пролегал морем в обход Африки до Персидского залива и затем по суше через Иран к южному берегу Каспия. Для реализации этого плана в рекордно короткий срок на американские деньги были реконструированы порты на юге Ирана и проложены асфальтовые дороги на север этой страны. Всего за пару лет ими был проделан путь от 8 миллионов безработных до дефицита рабочей силы. А о росте благосостояния трудящихся этой страны красноречиво свидетельствует такой факт: в 1941-м по сравнению с предыдущим годом спрос на легковые автомобили увеличился на 40%.<На несколько лет иранские города Абадан, Хорремшехр и Бендер-Шахпур стали поистине морскими воротами СССР, через которые прошла большая часть поставок по ленд-лизу. В Абадане находились два завода, на которых собирали истребители и бомбардировщики, привезенные морем из Америки. После коротких летных испытаний белые пятиконечные звезды (эмблема ВВС США) на самолетах перекрашивали в красные, после чего наши экипажи перегоняли эту технику на фронт. Через Иран, а вовсе не по воздушному пути через Аляску и Сибирь прошло более половины из 18 тысяч поставленных нам американских самолетов. Предназначенные для СССР миллионы тонн грузов перевозились от Персидского залива до советских портов на Каспии по железной дороге и машинами. Кроме того, по этой же дороге проехали 400 тысяч американских грузовиков и джипов, составивших к концу войны две трети автопарка Красной Армии. А на нефтеперегонном заводе в том же Абадане произвели большую часть столь необходимого нам высокооктанового бензина марки '99', который целиком использовался в СССР в качестве добавки к отечественному топливу, дабы оно дотягивало хотя бы до отметки '78'. Теперь, когда мы знаем о значении иранского транзита для снабжения и поддержания боеспособности Красной Армии, совершенно по-новому видится решение Гитлера сосредоточить основной удар летней кампании 1942 года на Кавказско-Сталинградском направлении. Помимо перспективы заполучить нефтепромыслы Кавказа, выход вермахта к берегам Каспийского моря перерезал бы единственный канал союзнических поставок с юга.
ВОЙНА ИЛИ МАТЬ РОДНА? Наивно было бы представлять военную помощь Советскому Союзу проявлением альтруизма со стороны американцев и англичан. Ни тогда, ни сейчас они не скрывали, что делали это с единственной целью - не допустить разгрома СССР и тем самым уберечь своих солдат от кровопролитных схваток с врагом. Не случайно президент США Франклин Рузвельт неоднократно заявлял: 'Затраты на ленд-лиз - это хорошо потраченные деньги'. Но, помимо многих сотен тысяч сохраненных жизней американских солдат, США получили массу других дивидендов от поставок в воюющую Европу. Как известно, к началу Второй мировой войны Америка едва оправилась от Великой депрессии и имела огромный внешний долг, который ей предстояло выплачивать до конца ХХ века. Но тут, как по мановению волшебной палочки, почти половина всех мировых запасов золота перекочевала из Европы в США, так как до принятия закона о ленд-лизе все американские поставки в Англию, Францию, Грецию, Нидерланды, Югославию и ряд других стран оплачивались только за наличный расчет. На средства, полученные от этих заказов, США не только с легкостью выплатили все долги, но и настроили десятки новых заводов, чтобы развивать производство для нужд войны во всем мире. Ко дню принятия закона о ленд-лизе (11 марта 1941 года) ни у одной из стран Европы уже не было средств на закупку оружия в Америке. Однако в то время по многим видам вооружений США еще не могли конкурировать с Германией и СССР. Достаточно сказать, что в марте 41-го американцы выпустили всего 16 танков и несколько сот самолетов. Но всего лишь через год объемы производства оружия и военной техники в США выросли в десятки раз! Всего за пару лет ими был проделан путь от 8 миллионов безработных до дефицита рабочей силы. А о росте благосостояния трудящихся этой страны красноречиво свидетельствует такой факт: в 1941-м по сравнению с предыдущим годом спрос на легковые автомобили увеличился на 40 % (из-за этого в стране даже возник дефицит металла, который сказался на темпах роста ВПК). Что бы ни говорили о всемирной бойне 1939 - 1945 годов заокеанские историки, у американского обывателя Вторая мировая получила весьма и весьма красноречивое название - Good War (Хорошая война).
ОСТРОВ СВОБОДЫ Мы привыкли считать, будто единственной страной, воевавшей с фашизмом и прошедшей через испытание голодом, был Советский Союз (о лишениях народа Китая, который в течение 14 лет противостоял японской агрессии, в остальном мире почти не принято вспоминать). Спору нет, что тяжелее всего в этой войне пришлось и нашему солдату, и нашему гражданскому населению, ведь мир не знал большей трагедии, чем Ленинградская блокада. Тем не менее гитлеровские стратеги планировали заморить голодом не только жителей города на Неве, но и 50 миллионов человек, живущих на небольшом острове под названием Великобритания. Высокопоставленный американский чиновник Э. Стеттиниус, посетивший Британию летом 1942 года, более всего был поражен двумя вещами: месячной нормой выдачи куриных яиц на каждого взрослого англичанина (две штуки!) и еще тем, что на всех военных заводах этой страны почти половину рабочих составляли женщины. Это свидетельство очевидца ценно тем, что заставляет усомниться в привычном для нас тезисе: 'Британия самоустранилась от борьбы с фашизмом и, не испытав тягот войны, спокойно дождалась того момента, когда СССР в одиночку обескровит рейх'. Нет, в отличие от американцев, англичане вовсе не катались в это время 'как сыр в масле' по той простой причине, что их крохотный остров площадью чуть больше Татарии и Башкирии вместе взятых был не в состоянии прокормить всех его жителей. К лету 1941 года огромная часть британского торгового и военного флота была потоплена немцами (только по эсминцам потери составили около 50 процентов). Оставшихся кораблей катастрофически не хватало для защиты растянутых коммуникаций империи и для снабжения Англии продовольствием. Получив помощь по ленд-лизу от США, эта страна смогла продолжить борьбу на суше, на море и воздухе. Но если успехи британцев на суше ограничиваются лишь разгромом немцев в Северной Африке, то сражениями на море они отвлекали на себя почти весь германский флот. К тому же англичане выделили десятки своих кораблей для доставки грузов в северные порты Советского Союза и помогли нам оружием и техникой - сперва за деньги, а затем и по ленд-лизу на сумму более миллиарда долларов (это как минимум 10 миллиардов в нынешних ценах). Не забудем и о том, что британская помощь подоспела намного раньше американской. Самый первый караван судов из Великобритании прибыл в Мурманск 31 августа 1941 года - в тот самый день, когда враг перерезал железнодорожное сообщение между Ленинградом и Большой землей. И еще один факт, который идет вразрез с прочно устоявшимися в России стереотипами: даже в августе 1943-го, когда значительные силы фашистской авиации были сосредоточены на Курской дуге, потери Лютваффе распределялись следующим образом: 1030 самолетов на Восточном фронте и 2183 - на Западном (соответственно 32 и 68 процентов от сбитых немецких машин!). Вовсе не в России, а над Западной Европой проходили наиболее интенсивные воздушные бои, потому что стратегические бомбардировки английских и американских ВВС вели к полной дезорганизации военного производства в Германии. Без таких масштабных налетов на рейх немцы могли ежедневно выпускать столько же оружия и техники, сколько теряли в боях на Восточном фронте.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ Я никоим образом не пытаюсь отобрать у наших фронтовиков и ветеранов тыла их Победу (за 15 последних лет для этого сделано слишком многое и без моего участия). Но считаю, что понимание истинных масштабов угрозы, исходившей от фашизма, поможет по достоинству оценить вклад нашего солдата в разгром германской военной машины. Ведь любая, даже самая современная техника не способна сражаться сама по себе. И отвоевывают землю у врага в конечном счете не самолеты, не танки и не автоматы, а живые люди. Низкий поклон всем тем, кто с помощью советского, американского и английского оружия смог уберечь остальной мир от пожара войны...