Как известно, не только российские студенты осчастливливают своим присутствием заграничные просторы - не менее часто происходит обратный процесс. После таяния льдов истории даже по некоторым меркам захолустный Ижевск стал местом, которое охотно обживают студенты и преподаватели из совершенно различных и весьма заграничных стран. Зимой они постигают тайники русской души вместе с секретами какой-либо очень нужной и полезной специальности, а летом уезжают домой отогреваться от нашей бесконечной достоевщины. Путей для прохождения образовательных программ в России великое множество. Основных два - выиграть грант для участия в одной из многочисленных обменных программ или же оплатить все из своего кармана. Как правило, платят 'за все' студенты из азиатских стран - в силу меньшего количества именно обменных вариантов. Так или иначе, но они приезжают сюда, принося с собой частичку своей культуры и немножко пропитываясь нашей. Представить читателям 'Дня' этот 'обоюдоострый' процесс мы и решили сегодня, накануне новогодних торжеств. Пусть теплолюбивым гостям заснеженного Ижевска в эти дни не будет одиноко. А Новый год - он и в Африке - Новый год!
Захир Хуссейн, 21 год, Пакистан, Фейзалабад.Захир Хуссейн, 21 год, Пакистан, Фейзалабад.
Если жители Дальнего Востока отличаются неким лукаво-загадочным спокойствием, а обитатели Европы - нерушимостью своего прайвеси (сферы личной жизни), то представители афро-азиатского юга всегда поражали меня своей 'солнечностью'. Захир не оказался исключением - при двадцатиградусном морозе глаза просто грелись о его смуглое и жизнерадостное лицо. Четвертый год он уже изучает в стенах Медакадемии специальность врача-лечебника. По-русски он говорил так, как дай бог владеть языком иным дипломатам. Во всяком случае, в беседе с ним мне практически не приходилось подстраиваться под его языковой уровень. Так же свободно, хотя и с милым акцентом, он говорил по-английски. Помимо общих вопросов, я решил более подробно расспросить его про Талибан и прочие 'исламо-террористские вещи'. Несмотря на покрытые снегом горы в родном Пакистане, Захир был до глубины души поражен настоящей русской зимой. Для человека, выросшего под щедрым солнцем юга, представить, как вода ЗАМЕРЗАЕТ, было невозможно, а уж то, что по замерзшей воде можно было ходить... Вопросом про девушек Захир всерьез возмутился. Он, кстати говоря, вообще заметил, что в России присутствует какое-то потребительское отношение к женщинам. Они не являются товаром, с жаром говорил он, чтобы говорить о них в таком духе. Любая девушка - чья-то дочь, сестра, невеста. Конечно, россиянки прекрасны, но это не означает, что за ними нужно охотиться по постелям, словно за дичью или призом. А что до разрешенного количества жен, то Захир подчеркнул не столько материальный аспект содержания четырех жен, сколько необходимость для мужа любить всех четырех в равной мере. А это очень тяжело. Также Захир сказал, что не следует вешать на человека с юга всевозможные пропагандистские ярлыки, чему весьма способствует нынешняя 'контрпропаганда'. Во-первых, Пакистан не является арабской страной - и пакистанский народ это отдельная нация; во-вторых, разница между суннитами и шиитами куда меньше, чем между католиками и православными. Так что пакистанцы - просто мусульмане. Причем сейчас пакистанское общество вполне успешно модернизируется. Совершенно нормальная картина, когда девушки работают, пользуются Интернетом и делают множество других вовсе не обязательных для них вещей. И уж тем более никто не горит желанием извести под корень всех 'неверных'. Настоящий ислам, говорит Захир, не содержит проповеди насилии. А что до экстремистов, то в какой религии их нет? Новый год? Во-первых, мусульманский календарь отличается от христианского, во-вторых, ничего сакрального в этом нет. Человеческие праздники по определению не являются чем-то божественным. Посему новогодние радости, учитывая запрет на алкоголь, будут для него исчезающе малы. Почему Россия? Ничего экзотичного, перед глазами был пример знакомых - а это обычно очень действенный метод для принятия решений. Кроме того - каждое лето он возвращается домой. Будущие планы Захира пока еще не очень конкретны, но Россия на его пути - не последняя остановка. Он рассчитывает на врачебную карьеру в США или Канаде.
Пак Сан Чжун, 24 года, Южная Корея, Инчхон.Пак Сан Чжун, 24 года, Южная Корея, Инчхон.
Впервые он приехал в Россию год назад, и нынче идет его второй учебный год здесь. Пак изучает русский язык на филологическом факультете УдГУ и намеревается в дальнейшем попробовать себя в России в качестве бизнесмена, хотя пока и не определился с выбором подходящей перспективы. Учась в Кэмъёнском университете, он заинтересовался русской литературой (читал в корейских переводах Толстого, Достоевского, Пушкина) и пришёл к осознанию необходимости более плотного знакомства. В ответ на мой вкрадчивый вопрос о наших девушках, я услышал маленькую лекцию по этнопсихологии. Оказывается, для азиатского человека европеоидный тип менее привлекателен, чем наоборот. 99 процентов молодых людей, говорит Пак, создают семьи с представителями своего народа. Поэтому, живя в России, он хранит поистине буддийское спокойствие (притом, что считает себя атеистом), не отказывая другим в праве придерживаться иных точек зрения. В любом случае, формула любви для него - один мужчина и одна женщина. Я поинтересовался его взглядами на международную политику, терроризм и на личность Бен Ладена. В тех же политкорректных тонах он отметил безусловное наличие проблем в данных областях, что же касается Бен Ладена, то для него это достаточно сложный вопрос. В любом случае, Бен Ладен не является единственным виновником того, что происходит в мире. От политики мы вновь 'спустились на землю', и я спросил Пака, как он проводит свой досуг, а также про его отношение к Ижевску вообще. Не в обиду ижевчанам будь сказано, но Пак не считает Ижевск сколь-нибудь большим городом - ни по числу жителей, ни по площади. Единственное более или менее масштабное место в городе - это Центральная площадь. Пак утверждает, что в Корее, в городах, где есть площадь примерно равной величины, живёт многократно большее количество населения. Что до свободного времени, то единственно полезными занятиями он считает чтение или сон.
Фабрис-Эрик-Кристоф Гийе, 29 лет, Франция, Каен.Фабрис-Эрик-Кристоф Гийе, 29 лет, Франция, Каен.
В лучших традициях нынешней постиндустриальной эпохи Эрик проникся идеей обучения в России после достаточно продолжительного общения с некой таинственной особой по электронной почте. В итоге получилось официальное приглашение. Теперь Эрик, получив образование в Университете Каена по специальности 'информатика и экономика', консультирует в УдГУ преподавателей французского, а частенько - и студентов. Что доставляет, естественно, определенное удовольствие - представьте себя в окружении множества достаточно умных людей, которые при этом не могут и трёх слов связать на вашем языке. Шутка. На банальный вопрос о российском климате Эрик ответил не столь тривиально. Он не видит в нашей погоде ничего шокирующего. Ни снег, ни холод не являются, на его взгляд, чем-то исключительно российским - в те же снежки ('боль-дэ-нэж' по-французски) он вволю наигрался в детстве. Даже социально-бытовые проблемы не отвратили Эрика от России - хотя ему и пришлось несколько скорректировать свой нынешний образ жизни, но ничего страшного он в этом не видит. На второй столь же банальный вопрос - о наших девушках, он уже отвечал вполне в русле общемировой традиции. Фемины наши - 'очень даже красавицы'. Эрик не прочь и дальше жить в России, не прочь посещать ее в будущем - но он никогда не забывал, где его Родина.
Камран Мухаммед, 27 лет, Пакистан, Лахор.
Происходя из более северного, чем Фейзалабад, города, Камран явил собой наглядную картину этногенеза арийских народов - по сравнению с Захиром, он просто сиял белизной. В Россию Камран приехал аж в 1994 году (первоначально планировалось ранее, но сему отчасти помешали известные октябрьские проблемы), став, таким образом, современником исторического пути новой России. Сейчас он ординатор. Врачебная карьера для Камрана явилась ударом судьбы - всей душой желая получить инженерное образование, он столкнулся с волей родителей и вынужден был им уступить. Камран отметил, что только в его родном городе три медицинских института, но это не значит, что в них легко поступить - профессия врача весьма престижна, а конкурс велик. Так оказался в России. Имея возможность следить за развитием наших реформ, он накопил множество интереснейших наблюдений. Основной его вывод в этом плане - в целом жизнь россиян очень даже наладилась, но по сию пору многие жалуются и вполне оправданно. 'Политическая' часть разговора оказалась весьма подробной и в некотором смысле даже жаркой. Прежде всего, Камран разъяснил суть понятия 'джихад'. Когда на вашу страну нападают враги, то вы защищаетесь, сколь бы ни были обоснованны враждебные претензии. Джихад - это оборонительная война, не меньше и не больше. Талибан? Уже само название содержит ответ - 'талиб' значит студент. То есть членами Талибана и других организаций в большинстве становились не те, кто решил по тем или иным причинам пасть во имя мести и/или славы Аллаха, а те, кто учился этому с детства, в специально созданной образовательной сети. Тридцатилетний человек, к примеру, никоим образом не станет талибом - потому что ни один человек не в состоянии изначально жить ради смерти. Тем более - начиная с 20-30 лет. Словом, джихад - это удел немногих людей. Камран так же, как и Захир, отметил наличие пропагандистско-информационного давления. Следя за чеченской проблемой, он давно уже пришел к простому выводу - этот народ заслужил свою свободу. Что же до Палестины, то на это можно посмотреть несколько по-иному, чем написано в учебнике по международным отношениям. Телекомментаторы говорят о вековом противостоянии евреев и арабов, но до середины ХХ века они вполне нормально ужились друг с другом. Проблема, по мнению Камрана, проистекает из того недвусмысленного факта, что евреи отказались признать постоянными те границы, с какими Израиль официально вошел в мировое сообщество. Экспансия начата не арабами.