Газета №082 (0555) / 19 декабря 2002 г.
МУЗЫКА ГЛУБОКОВОДНЫХ РЫБ
Имя музыкального гурмана, критика и по совместительству шеф-редактора российского издания журнала "Плейбой" Артемия Троицкого давно уже считается знаком качества, которым имеет честь быть освящено то или иное культурное мероприятие "подводного" направления. Любитель и пропагандист актуальных музтечений, известный как Рыба Морзе, "дедушка" всех ижевских ди-джеев, а ныне устроитель танцев в клубе "Вавилон-Диско", Александр Юминов - это, вне всякого сомнения, наш региональный Троицкий. Именно благодаря этому обстоятельству в таежный Ижевск уже второй год подряд слетаются поиграть на синтезаторах не последние (даже по западным меркам) люди в мире модной музыки-шмузыки.
Если кто не знал, Ижевск является столицей электронной музыки России. Хотя одних только электронных проектов в нашем городе насчитывается более 50-ти, все количественные показатели - столько-то синтезаторов на душу населения либо процент музицирующих на них граждан, - в данном случае не в счет. В конце концов, техника для извлечения потусторонних звуков сейчас продается на каждом углу, и в каждом заштатном городишке отыщутся свои "Крафтверки" и Амон-Тобины. Но статус ижевской музыки - на порядок, а то и на два выше, что подтверждается авторитетом таких прославленных российских музтаблоидов, как ОМ, Fuzz, Play, "Птюч", постоянно уделяющими внимание релизам из нашей предуральской глубинки. По меньшей мере, это говорит о том, что музыка парней с ижевских заводов не лишена вкуса.
С другой стороны, "столичный" статус Ижевска возник и существует пока как артефакт. Во-первых, наша музыка в большинстве случаев не оригинальна, ярко выраженного "ижевского саунда", наподобие саунда Сиэтла или Манчестера, пока не придумано. И если вы не сможете отличить местную электронную музыку от, скажем, московской, то при сравнении с западной сразу найдется "десять отличий" не в нашу пользу. Ждать от простых ребят с такими же простыми синтезаторами наперевес мировой революции, наверное, глупо, но то, что музыкальное богатство России будет прирастать Уралом, теперь уже очень вероятно. Нельзя не отметить, что команды, записывающиеся на лейбле Юминова "Кама рекордз", делают весьма качественный, в том числе в идейном плане, музыкальный продукт: это, прежде всего, ветераны ижевской электронной сцены Virgo Intacta, "Амальтея" со своими марсианскими эпопеями, в последнее время - хаусовый, тонко "приджазованный" D-Pulse Project, Klax. Стараниями сих и многих других достойных людей культурный эпицентр России когда-нибудь да переместится из зажравшихся деградирующих мегаполисов в наши непорочные Нью-Васюки.
Во-вторых, фестивалей, подобных ижевскому, ежегодно проходит по стране десятки. Бывают тусы и покруче - по количеству участников и публики. Это признавали сами приехавшие в Ижевск редакторы перечисленных изданий. Поэтому если бы не энергия Юминова и другого известного "морзефиша" Антона Янцена, которые рассказывали в своих поездках по стране и за границей о том, кто на самом деле есть "столица", о существовании подводного Ижевска и его многочисленных обитателях никто бы не знал. Теперь мы видим, как сказка становится явью, и об ижевской музыке всерьез говорят такие культовые фигуры, как Троицкий.
Приезд Артемия, который отметился в Ижевске не однажды, ожидался. Но незадолго до фестиваля стало известно, что гуру получил приглашение тусануться в Индии, и его планы в отношении нашего супер-пупер симпозиума неожиданно изменились. Кроме того, в газете "Новости подводного Ижевска" Троицкий говорит, как надоели ему эти музыкальные фестивали и как его достала "компьютерная графомания, от которой повсюду сходят с ума". Учитывая, что реплика Артемия была ответом на вопрос: "Почему я еду в Ижевск?", будем считать, что от наших провинциальных музицирований в снегу кумира отвлекли бомбейские здравницы и не более того.
Зато приехал Олег Нестеров из "Мегаполиса". Кстати, в той же газете маэстро выражает уверенность в том, что ижевский фестиваль со временем "станет одним из главных событий музыкального года в масштабах страны". Слова Нестерова можно было бы счесть за королевскую вежливость, но музыкант, действительно, работает с ребятами из Ижевска, записывает их пластинки на своем лейбле "Легкие" и, судя по всему, тоже уверовал в большое будущее нашего "столичного" саунда.
А теперь настала очередь немного рассказать о самом слете. Перед началом фортепьянных концертов в галерее Калашникова 13 декабря гостей собрали перед телекамерами. Их оказалось примерно столько же, сколько и ижевских журналистов. Разговор как-то не вязался. Одна девушка спросила, читают ли современные музыканты Мураками? Те поинтересовались, какого именно Мураками имеет в виду девушка. Посмеявшись, гости признались, что в основном посвящают вечера чтению технических руководств по управлению своими синтезаторами. 'А вообще, да, мы читаем', - посерьезнев, наконец, сказал один из 'видов рыб'. Вице-мэр Ижевска Владимир Протазанов, сидевший с краю, после своего 'разоблачения' Александром Юминовым, вызвал живейший интерес со стороны гостей. Редактор журнала 'Птюч' даже пожелал такого продвинутого вице-мэра Москве. Как известно, Сергей Владимирович охотно посещает культурные мероприятия, смысл которых многие люди его возраста уже не понимают, и приобретает там разные этно-футуристические веники и прочие необходимые для духовного развития приспособления. Вице-мэр сказал, что важнейшим из искусств считает современное, и слушает в данный момент, как и его сын, сборник ижевской музыки 'Калашников-электро'.
Из гостей фестиваля запомнились "Виды рыб" (Москва), сверлившие и царапавшие своими плавниками воздушное пространство галереи Калашникова в день открытия. Булькающие, режущие, загробные звуки, отказывающиеся складываться даже в примитивную мелодию, наполнили зал, по которому бродили худенькие мальчикодевочки в расклешенных джинсах и их более старшие и солидные товарищи и ели пирожки с пивом. Инфернальная 'рыбная' музыка оказалась под силу не всем. Временами музыкальные пассажи напоминали Muslimgauze, иногда казалось, будто кто-то задумчиво перебирает две басовые клавиши на расстроенном баяне. В одной из композиций несколько минут один в один воспроизводилась работа пилорамы. Одновременно на экране шел показ слайд-шоу с индейцами и одноклеточными. Безусловно, эта нечеловеческая музыка, сыгранная к тому же с минимальным использованием нот, способна усладить только многоопытное ухо. Впечатление, которое может сложится от прослушивания 'Видов рыб': что ж им так плохо живется-то? Потому что эта музыка - не мрачная, и не демоническая. Это музыка человеческого одиночества.
Netslov тоже москвичи. Чуть позже в "Вавилоне" они устроили пляски под домру и барабаны, заставив публику в один из моментов мистерии танцевать польку под драм-н-бас. Эти парни играют на гитарах поверх электронного бита мелодии, маскирующиеся то ли под индийский, то ли под арабский фольклор, и иногда что-то поют на непонятном языке в микрофон. Так как традиционный для дискотек 'дыц-дыц-дыц' в исполненных ими песенках отсутствовал совсем, ижевским ребятам на танцполе не всегда удавалось от души поколбаситься под более сложные ритмовые схемы.
Английский ди-джей Джон Шо приехал в Ижевск по линии Британского совета. Эта полуправительственная организация занимается пропагандой британской культуры. Поскольку микширование пластинок на потеху публике у них на западе уже давно считается одним из важнейших культурных подразделов, то 'Бритиш кэнсил' и привез сюда в наших образовательных целях именно ди-джея. По легенде это дело рук Антона Янцена, который шокировал на фестивале в Ульяновске в прошлом году британцев из Совета своим напором в доказательстве того, что поскольку Ижевск является столицей электронной музыки России, то здесь не зазорно выступать и настоящим английским ди-джеям. Британцы ошалели, но поверили. Отныне одну неделю каждого месяца резиденты не самых последних английских клубов (например, Джон долгое время работал в 'Министри оф саунд') будут крутить в Ижевске самые новые пластинки. Честно говоря, это просто сенсация. Под минималистический диско-хаус Джона Шо публика отпрыгала в первый день фестиваля. Ну что тут сказать? 'Бомба' отдыхает.
К сожалению, не обошлось без технических неполадок, к счастью, не имеющих отношения собственно к музыке. После окончания концерта в галерее в 10 часов вечера толпа направилась к 'Вавилону'. Но так как пускать должны были только в десять, у входа в диско-клуб образовалось настоящее вавилонское столпотворение. Народу пришло, наверное, вдвое больше, чем мог вместить клуб. В результате последние желающие смогли войти только спустя 2,5 часа стояния на 25-градусном морозе, но им уже не хватило номерков. Это случилось в первом часу ночи. В результате, я подхватил простуду и не смог присутствовать на втором дне фестиваля, на котором выступала шведская электро-поп-группа Pluxus, а также свой сет отработал ди-джей из Филадельфии Шон О`Нил. Американец играл ранее неизвестный в Ижевске бескомпромиссный электро-клэш. От этой передовой музыки двое впечатлительных девушек покинули танцпол в обморочном состоянии. Говорят, девиц потом приводили в чувство прямо на морозе.
По авторитетному мнению Александра Юминова, который в тот день лично испытал экспрессию Шона, сбежать от этой музыки невозможно: 'Впечатление такое, как будто тебя затягивает в камнедробилку, и тебе это нравится'. По его словам, покинуть танцпол он смог только тогда, когда понял, что убойный электро-клэш вот-вот порвет акустические системы. По одной из легенд этого фестиваля, Шон, увидев с высоты своей ди-джейской, как колбасит ижевчан под его волшебные пластинки, удивленно: сказал: 'Вау! (Что означало: 'Какие продвинутые!)' и решил, что полегче ничего крутить не будет.