Владимир Путин, выдвинув идеи дебюрократизации экономики, чтобы выбить почву из-под ног российских коррупционеров, строит свой политический вектор в направлении, указанном еще Петром I. 23 декабря 1714 года последний московский царь и первый российский император подписал указ, запрещающий лицам, состоящим на службе, 'брать посулы и подряды, но довольствоваться положенным жалованьем'.
Движение сверху Спустя 300 лет проблемы петровской Руси актуальны в не меньшей степени. Окажется ли демонстрируемое Путиным движение к обузданию коррупции целенаправленным и последовательным, покажет время, но факт движения налицо. В последнее время о необходимости ослабления неоправданного госконтроля над предпринимательством, устранении отживших ограничений, экономических предпосылок к чиновничьим злоупотреблениям говорят с самых высоких трибун. Взять хотя бы план законопроектной деятельности Правительства РФ на второе полугодие 2002 года, включающее целый раздел 'дебюрократизация экономики'. Документ предусматривает подготовку (по инициативе правительства) поправок в законодательные акты в свете Федерального закона 'О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)'; внесение в сам этот закон изменений, ограничивающих плановые проверки субъектов малого предпринимательства с момента их регистрации в течение трех лет. Предполагается также изменить российский Градостроительный кодекс, упростив процедуры согласования и получения разрешительной документации, принять закон 'О саморегулируемых организациях', внести изменения в Уголовный кодекс, чтобы усилить ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Борис Гребенщиков в свое время пел: '...у нас не глубинка, у нас глубина, и никакая волна не доходит до дна'. Когда-то, возможно, это было справедливо, но в сегодняшней политике с ее выстроенной вертикалью любые колебания на федеральном уровне со скоростью звука доходят на самую большую глубину - до муниципального уровня. Например, в июне текущего года в Ижевске прошла межрегиональная конференция 'Муниципальная программа по предупреждению коррупции как механизм развития местного самоуправления'. 28 октября 2002 года администрация Ижевска своим постановлением утвердила состав рабочей группы по работе над проектом городской целевой программы по предупреждению коррупции, рассчитанной на срок до 2005 года. Программа должна быть представлена на утверждение мэру Ижевска к 30 марта 2003 года. Как раз тогда, когда и федеральные законопроекты о дебюрократизации попадут в Госдуму РФ. К тому времени, возможно, вступит в силу и принятый в первом чтении Госдумой РФ в нынешнем ноябре законопроект 'О противодействии коррупции'. В нем наконец-то дается четкое толкование терминов, не содержащихся в Уголовном кодексе, таких, например, как коррупционный акт, коррупционный проступок или правонарушение. Кроме того, в проекте определен круг лиц, которым может быть предъявлено обвинение в коррупции. Помимо государственных и муниципальных служащих в него вошли служащие учреждений Центробанка РФ, государственных внебюджетных фондов, мировые судьи, присяжные заседатели, представители государства в акционерных обществах, арбитражные управляющие, аудиторы, профессиональные оценщики, нотариусы, адвокаты, кандидаты в депутаты, специалисты по внутреннему контролю в кредитных организациях. Центральным органом по разработке механизмов борьбы с коррупцией и координации в этой связи деятельности различных госструктур согласно проекту должен стать Национальный Совет по противодействию коррупции при Президенте РФ, который согласно проекту будет сформирован из руководителей практически всех федеральных силовых структур, за исключением разве что Министерства обороны.
Кнут или пряник
В случае принятия законопроекта в России будет законодательно закреплен как первый из основных принципов борьбы с коррупцией приоритет мер предупреждения и нравственных начал в борьбе с коррупцией. Кстати, подведение нравственной основы под антикоррупционную работу уже состоялось с принятием подготовленного по рекомендации Комитета министров Совета Европы Кодекса поведения государственных служащих Российской Федерации. Вообще, приоритет профилактических мер находится в русле мировой практики. Он, например, признается в широко распространяемом в последнее время пособии 'Системы общегосударственной этики поведения', разработанном международной неправительственной организацией 'Трансперенси Интернэшнл', открывшей в России свое представительство. Существует даже мнение, что активное применение репрессивных мер оборвет 'невидимые нити', связывающие наше общество, и 'все рухнет'. Как это чуть не произошло в результате проводившейся в начале 90-х годов в Италии под руководством прокурора Борели операции 'Чистые руки'. Проведенная чистка 'вывела из оборота' 80% итальянских политиков, практически прекратилась деятельность крупных политических партий. Одних только самоубийств среди подследственных политиков произошло около трех десятков. Сторонники нерепрессивных методов исходят в основном из концепции, что гражданское общество - это равная сила в треугольнике 'общество-власть-капитал'. Каждая из этих сил должна уравновешивать остальные, создавая необходимый баланс. Под гражданским обществом здесь понимаются, прежде всего, независимые структуры, отделенные от ветвей власти, но активно взаимодействующие с ними. В России, как известно, с гражданским обществом все еще большие проблемы, поэтому перекос в сторону власти и капитала, по всей вероятности, неизбежен. Так что репрессивные меры россиянам ближе и понятнее. В спецслужбах поговаривают даже о возвращении в практику активно применявшегося еще царской полицией метода провокации в борьбе с коррупцией. То есть 'взяткодателем' тогда сможет выступить замаскированный сотрудник спецслужб. Правда, эта идея была отвергнута у нас еще в 1922 году, когда в первом советском Уголовном кодексе в разгар НЭПа, породившего волну взяточничества, появилась статья об ответственности за провокацию дачи взятки. В современной России, если начать изучать все дела со времен распада СССР на предмет наличия коррупционных признаков, действительно может затрещать вся система. В связи с этим один из лидеров ЛДПР Алексей Митрофанов предлагал даже объявить политическую амнистию по всем злоупотреблениям, случившимся в период так называемого первоначального накопления капитала, когда под предлогом того, чтобы не допустить к управлению российскими предприятиями иностранцев, они распродавались своим, что называется, за гроши. Взять хотя бы расхожий пример с приобретением 51 процента акций 'Уралмаша' одним физическим лицом. В результате произошедшего передела собственности часть советской партийно-хозяйственной элиты с успехом возглавила новую негосударственную экономику. Например, Рэм Вяхирев, бывший замминистра газовой индустрии, в результате приватизации Тюменского нефтегазового комплекса возглавил монополию 'Газпром', оцениваемую в несколько сотен миллиардов долларов. С тех пор в России было изобретено великое множество вариантов получения личной, групповой или корпоративной выгоды с использованием служебного положения. Это и сокрытие валютной выручки российскими экспортерами, и необоснованное предоставление налоговых льгот, и государственное финансирование 'своих' инвестиционных проектов. Злоупотребления развились и на микроуровне, то есть в тех областях, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни: ЖКХ, налоговые, таможенные, правоохранительные, другие контрольные и надзорные органы. Судя по действиям федеральной власти, меры по противодействию коррупции, по крайней мере на микроуровне, принимаются. Может быть, при наличии политической воли сейчас удастся не искоренить, конечно, но хоть сколько-нибудь ограничить начинающую укореняться в России новую порочную систему, возникшую в результате синтеза привычных советских неформальных отношений - так называемого 'блата', с новыми возможностями рыночной экономики. Тогда, возможно, хотя бы часть из более чем 30 миллиардов долларов, которые по разным оценкам ежегодно расходуются в нашей стране на взятки, получат более достойное применение.