Конкурсы на поставку оборудования и препаратов для здравоохранения Удмуртии по-прежнему проходят крайне болезненноПри соответствующей интерпретации опубликованные 'Д' записи переговоров вполне были способны дискредитировать саму идею проведения открытых конкурсных торгов под эгидой Министерства экономики УР. Но обстоятельства проведения одного из последних тендеров ставят новые вопросы и заставляют подозревать, что дело не только в министре экономики и что на результаты конкурсов пытаются влиять - в том числе и с политического уровня. Речь идет о конкурсе на поставку шести импортных ультразвуковых сканеров, в которых остро нуждаются больницы республики. После вскрытия 17 октября конвертов с заявками конкурсная комиссия пришла к выводу, что основными претендентами на победу в конкурсе могут являться две фирмы - 'БИМК-Кардио-Волга' (г. Волжский) и 'Медицинские технологии' (г. Ижевск), - поскольку предложенное этими компаниями оборудование японской фирмы 'АЛОКА' было оптимальным с точки зрения соотношения цены и качества. При этом цена, запрошенная 'БИМК', была более чем на 33 тысячи долларов больше, чем у 'Медицинских технологий'. Таким образом, закупая аппараты у ижевской фирмы, республика экономила миллион рублей (не считая налогов, которые при этом решении оставались бы в Удмуртии). Казалось бы, бесспорность победы на торгах фирмы 'Медицинские технологии' не нуждается в комментариях. Однако дальше начинается непонятное.
Воздержавшаяся медицина На следующем заседании конкурсной комиссии 21 октября состоялось голосование по итогам конкурса. За предложение председателя комиссии вице-премьера Андрея Осколкова объявить победителем тендера ОАО 'Медицинские технологии' проголосовало 8 членов комиссии. Против никто не голосовал, но зато 2 члена комиссии предпочли воздержаться. Таковыми оказались министр здравоохранения УР Сергей Шадрин и исполнительный директор Удмуртского территориального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) Валентина Златкис.
Прерванный акт Уже сам факт воздержания от голосования по медицинской проблематике именно тех членов комиссии, которые представляют официальную медицину, выглядел достаточно странно. Далее события развивались еще более непонятно. Для оглашения решения конкурсной комиссии о победе фирмы 'Медицинские технологии' были приглашены представители фирм-претендентов. Председатель комиссии Андрей Осколков уже начал зачитывать протокол, как вдруг в кабинет вошла его секретарь и пригласила Андрея Эдуардовича подойти к телефону. Председатель отсутствовал, по свидетельству очевидцев, около 15 минут, после чего, по его возвращении, было объявлено, что оглашение решения комиссии переносится. Таким образом, вмешательством некой высшей (в сравнении с постом вице-премьера) силы естественный ход событий резко переменился. Внезапно - а точнее, после поражения на тендере компании 'БИМК-Кардио-Волга' - у медицинских чиновников стали возникать 'прозрения', что техническое задание на конкурс было составлено неправильно. Почему-то возникли сомнения в компетентности главного специалиста Минздрава УР по ультразвуковой диагностике, заведующего соответствующим отделением 1-й РКБ Юрия Пинчука. Три новых, специально подобранных эксперта пытались доказать, что поставляемое 'Медицинскими технологиями' оборудование якобы не соответствует техническому заданию. В нарушение всех допустимых сроков несколько раз откладывалось вынесение решения конкурсной комиссии. Другими словами, очередной 'медицинский' тендер стал перерастать в очередной скандал.
Политический фактор Согласно нашей информации, дополнительным фактором, определившим такое развитие событий, могла стать политика. Дело в том, что 'Медицинские технологии' считаются 'одиянковской' структурой. В условиях нынешнего жесткого конфликта Евгения Одиянкова с республиканским руководством, силы, покровительствующие 'БИМК', вполне были способны предъявить этот факт в качестве 'весомого' аргумента даже президенту Волкову для того, чтобы аннулировать неугодные этой фирме результаты конкурса.
Соломоново решение Выход из неловкой ситуации конкурсная комиссия нашла в разделе поставки на отдельные лоты. При таком подходе 'Медицинские технологии' выигрывали поставку только одного аппарата из шести заявленных - а именно того, который относится к экспертному (высокому) классу. Именно за счет низкой цены на этот самый дорогостоящий аппарат достигалась общая низкая цена комплексного предложения 'Медицинских технологий': разница в сравнении с ценой на 'АЛОКА-4000' фирмы 'БИМК' составила более 50 тысяч долларов. Поэтому разбивка поставки на отдельные лоты, на первый взгляд, выгодна бюджету республики - каждый аппарат покупается в отдельности, и у той фирмы, которая продает его дешевле. Однако на самом деле не все так радужно. Во-первых, сама процедура разбивки конкурса на отдельные лоты уже после оглашения конкурсных заявок далеко не безупречна с юридической точки зрения. Об этом, собственно, и говорилось в заключении специалистов правового управления при Администрации Президента и Правительства УР, озвученном на одном из заседаний конкурсной комиссии. Незаконность подобного решения заставила комиссию заручиться формальным согласием со стороны фирмы 'Медицинские технологии', которая не решилась идти на обострение конфликта. Но следует отметить, что если речь идет о разбивке на лоты, то по отдельным позициям следовало выбирать не только между двумя фирмами, но и между некоторыми другими участниками конкурса. Во-вторых, практика пересмотра условий тендера во время самого его проведения в угоду чьим-то политическим или экономическим интересам, безусловно, подрывает саму идею проведения честного и открытого конкурса. Не исключено, что в следующий раз, когда в конкурсе будет участвовать 'БИМК-Кардио-Волга', другие фирмы тысячу раз подумают - принимать ли участие в торгах. И республика уже не получит альтернативных предложений, экономящих бюджету миллион рублей. Скупой платит дважды. Понимание этого озвучено в словах самого председателя конкурсной комиссии Андрея Осколкова, который прокомментировал 'Д' сложившуюся ситуацию так: 'Я хочу, чтобы все отошли от конкурсов. Конкурсные торги должны проходить объективно. Пусть выигрывает тот, кто предложил наилучшие условия. А то возникает масса проблем. Особенно медицина - это просто поле непаханое. Кто бы ни выиграл - обязательно наступаешь кому-то на пятку. Этот одну структуру лоббирует, та - другую...'
Возникают вопросы В процессе подготовки данной статьи многие наши эксперты указывали на то, что последний по времени тендер на закупку ультразвуковых сканеров - не единственный случай, когда вокруг деятельности в республике фирмы 'БИМК' происходят странные вещи. Так, в 7-й роддом, которым когда-то заведовала нынешний вице-премьер Наталья Харина, этой фирмой в прошлом году на бесконкурсной основе был поставлен аппарат за 115 тысяч долларов, тогда как, согласно имеющимся у нас документам, эту же машину можно было приобрести у других фирм на несколько десятков тысяч дешевле. Другой инцидент связан с поставкой фирмой 'БИМК-Кардио-Волга' ультразвуковых аппаратов по линии территориального фонда (ФОМС) в рамках Программы по охране материнства и детства. Поставка опять была произведена без механизма конкурсных торгов. И здесь возникает вопрос к исполнительному директору Удмуртского территориального фонда Валентине Златкис, председателю правления фонда Наталье Хариной и заместителю председателя правления Сергею Шадрину: чем объясняется подобное расточительство государственных денег?
Нужна объективность Конечно, проведение конкурсных торгов в такой отрасли, как медицина, - дело непростое. Здесь возникает ряд сложностей (институт официальных дистрибьютеров, высокая степень сложности оборудования и т.п.). Однако в конечном счете все эти проблемы решаемы. Как заявил в нашей беседе Андрей Осколков, в нынешних условиях все должны привыкнуть к тому, что там, где речь идет о бюджетных деньгах, все должно делаться на основе гласности и максимальной открытости. И что задача сегодня состоит в том, чтобы распространить практику конкурсных торгов и на те государственные закупки, которые пока совершаются по-старому.