'...Последние годы предоставили художникам Удмуртии ряд благоприятных возможностей для свободы реализации творческих замыслов'.
Из книги 'Удмуртия в годы реформ: 1990-2001'
'...Хохряковское кладбище является сегодня, так сказать, музеем под открытым небом творческих мастерских Союза художников Удмуртии'.
В. Журавлев, директор Художественного фонда СХ УР (из интервью)

Председатель Союза художников Ёлкин надежно прикрывает экономическую деятельность директора Художественного фонда Журавлева с политической стороны.В советское время в задачу системы так называемых 'художественных фондов' входило материальное обеспечение деятельности региональных отделений Союза художников РСФСР. Выполняя работы в производственных мастерских Художественного фонда, художники получали гарантированный заработок, а все остальное время могли посвятить индивидуальному творчеству. Значительная часть средств, заработанных фондом, шла на финансирование Союза художников как организации. В то же время, общество, партия и государство через эту систему решали собственные задачи - эстетическое преобразование среды обитания людей, наглядная агитация. Проблем с заказами тогда не было. Партии нужны были памятники вождям и политические плакаты, сфере услуг - различного рода вывески, архитектуре - мозаичные панно, барельефы и пр. После 1991 года многое изменилось. 'Партийный' заказ ушел в прошлое, а тяжелые экономические условия заставляли при строительстве экономить, прежде всего, на эстетических 'излишествах'. Тем не менее в республиканском Художественном фонде к этому моменту сложился высокопрофессиональный коллектив, который и в тяжелейших условиях начала 90-х гг. оказался вполне конкурентоспособен. Вспоминает художник-монументалист Станислав Медведев: 'В 1991-1993 годах в фонде работала секция монументально-прикладного искусства (25 человек). Несмотря на трудности, члены секции выполняли план на 120 %. В 1993 году создали хозрасчетный фонд секции для дальнейшего развития обширной программы. Секции помогало Управление архитектуры с главным художником города Еленой Чугуевской, ориентировавшей фонд на комплексные заказы в республике. Велась работа с архитекторами и будущими заказчиками. Заказы выполняли молодые проектировщики и монументалисты, закончившие художественные вузы России. Их знали в лицо, и заказы шли адресные. 'Живописному' правлению Союза художников во главе с председателем Ёлкиным это не нравилось...'
Партия 'живописцев' Здесь следует пояснить, что в новых общественно-политических условиях начала 90-х востребованность художников-декораторов, монументалистов, проектировщиков на рынке заказов оказалась, вероятно, несколько выше, чем большинства художников-живописцев, к которым принадлежал новый глава СХ Удмуртии Петр Ёлкин. Тем более что большая часть республиканских живописцев привыкла творить в стиле 'академического реализма', известного нашим гражданам еще по портретам членов Политбюро и передовиков производства. Представление о том, что именно вот это и есть настоящее изобразительное искусство, а все остальное (модернист- ская живопись и графика, декоративно-прикладное искусство, проектирование) - нечто второстепенное, отстаивал, кстати, еще Алексей Холмогоров (1925-1987), духовный лидер художественного сообщества республики в 60-80 годы, талантливый художник и сложная, противоречивая фигура в истории культуры Удмуртии. Ученик Холмогорова Петр Ёлкин в этом отношении оказался в каком-то смысле его идейным наследником. Хотя если брать человеческий, личностный аспект, то Алексей Павлович незадолго до своей смерти предупреждал знакомых художников: 'Если Петя Ёлкин станет председателем - наплачетесь еще с ним...' 'Петр Ёлкин установил жесткую вертикаль власти, - рассказывает Станислав Медведев. - Принятый им на работу директор фонда Стукалов стал послушно администрировать. Деньги, заработанные секцией декоративно-прикладного искусства, ушли на другие цели, начали снижать расценки... Художники стали разбегаться: одни организовали 'Ижгордизайн', другие ушли в преподавание. Произошла потеря лица Художественного фонда и, как следствие, потеря заказчиков'. Более того, по словам ряда художников, Ёлкин стремился заставить монументалистов и прикладников включать в свои проекты живописные работы, а если это противоречило творческим планам художника или желаниям заказчика, заказы 'клались под сукно'. Именно это произошло с проектом оформления интерьеров профилактория 'Сосновый', в результате чего крупный заказ 'ушел' питерским художникам.
Чревато избиением Результатом подобной практики стал подрыв экономической базы Союза художников и самого фонда. Задолженность по зданию Художественного фонда составила 60 млн неденоминированных рублей. Некоторые арендаторы, которым в рамках ёлкинской 'новой экономической политики' стали сдавать помещения здания, оказались связаны с криминалом и денег не платили. Сам Вячеслав Журавлев, очередной директор фонда, поставленный Ёлкиным на эту должность в 1996 году, признает, что при предыдущих директорах художники 'боялись появляться в фонде, потому что любое появление здесь было чревато избиением'. И добавляет: 'Но при мне этого уже не было'. Но здесь Вячеслав Захарович несколько лукавит. Именно при нем, когда началось принудительное 'выселение' работников из производственных мастерских, чтобы освободить помещения для новой волны арендаторов, неизвестными были жестоко, до крови, избиты столяры братья Плотниковы (один из них лежал потом в больнице). Художнику Вострикову один из бандитов, схватив его за горло и ударив его в лицо, угрожал той же участью. Была также попытка избиения художника Александра Сарычева. Председатель СХ Ёлкин попытки художников обратить его внимание на происходящее игнорировал, в результате чего у них сложилось впечатление, что все это делается с его ведома.
Самодостаточная структура При нынешнем директоре большая часть здания фонда была сдана в аренду, а деятельность мастерских сведена, по преимуществу, к шиномонтажу, рихтовке автомобильных кузовов, торговле автозапчастями, производству похоронных венков, гробов и могильных надгробий. В самом названии этих структур - 'Магазин автозапчастей творческих мастерских СХ УР' или 'Ритуальное бюро творческих мастерских Союза художников УР' - есть какой-то сюрреалистический абсурд, вступающий в явное противоречие с приверженностью Ёлкина к 'реализму'. Магазин автозапчастей разместился непосредственно в фойе здания, поэтому попасть в фонд можно только пройдя мимо прилавков. Уже это производит совершенно удручающее впечатление. Трудно придумать более мощную антирекламу Художественному фонду, способную отбить интерес для всякого потенциального заказчика по главному профилю творческих мастерских. Но, может, хотя бы доходы от всей этой коммерческой деятельности оправдывают весь этот моральный ущерб? Оказывается, нет. В беседе с нами Вячеслав Журавлев сообщил, что прибыль от эксплуатации самого здания фактически сводится к нулю. Так, по его словам, магазин, размещенный на 100 с лишним кв. м, приносит в месяц всего 20 тысяч рублей дохода, а ритуальное бюро - 12 тысяч (это без вычетов расходов на оплату рабочей силы, налогов и коммунальных услуг). Верить или не верить этим мизерным цифрам - оставляем на усмотрение читателя. Арендная плата, по словам г-на Журавлева, составляет 150 рублей за кв. метр. Между тем летом этого года художник Станислав Медведев вместе с журналисткой одной из ижевских газет опросили трех арендаторов в здании и получили ответ, что они платят по 400 рублей за кв. метр. Если предположить, что Петр Ёлкин не имеет личного интереса в подобной 'экономике', вызывает недоумение, как его может устраивать ситуация, при которой Художественный фонд превратился в самодостаточную структуру, обеспечивающую практически лишь собственное воспроизводство. Непосредственная 'отдача' союзу от шести лет руководства фондом директором Журавлевым (ремонт салона в Выставочном зале СХ УР и приобретение старого автобуса для перевозки экспозиций) - представляется ничтожной. Однако попытки демократического крыла Союза художников УР реализовать альтернативную программу встретили ожесточенное сопротивление со стороны г-на Ёлкина. 'В 1999 году на съезде удалось все-таки избрать в правление сторонников реформирования деятельности союза, - говорит художник Виктор Чувашов. - Но председатель правления своими действиями фактически парализовал работу правления. Поэтому я предложил такой вариант: в силу создания патовой ситуации нынешнее правление уходит в отставку, но это же делает и Ёлкин. Тот согласился, однако через два месяца, после проведенной среди членов союза 'оргработы', заявил, что, поскольку его просят остаться на посту, уходить он не намерен'.
из досье 'Д'

Исходящий 1023-67-33 19 ноября 2002 г.
Начальнику Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по УР Лепихину В.В.
Уважаемый Владимир Варламович! Ко мне, как депутату Государственного Совета УР, обратились члены Удмуртского отделения Союза художников России с просьбой разобраться с ситуацией, сложившейся в Удмуртском отделении Союза художников России, возглавляемым Елкиным П.В. В связи с этим прошу сообщить информацию о доходах Удмуртского отделения Союза художников России от предоставления в аренду помещений в здании Производственных мастерских Художественного фонда, принадлежащего УоСХР, за последние два года, дать юридическую оценку их расходу. Копия заявления членов УоСХР прилагается. Заранее благодарю за сотрудничество.
Депутат Государственного Совета Удмуртской Республики Э.В. Касимов

альтернатива
Общаясь с властью, Ёлкин настаивает на том, что его направление в искусстве самое важное.ГОТОВ ПОМОГАТЬ СОЮЗУ
Пытаясь выяснить, насколько справедливы упреки в адрес Петра Ёлкина тех, кто считает, что Худфонд мог бы обеспечить материальную сторону существования СХ за счет своей профессиональной деятельности, мы связались с главным художником Ижевска Еленой Чугуевской.

По оценке Елены Станиславовны, со второй половины 90-х годов в Ижевске произошел ощутимый рост востребованности в профессионалах-декораторах, прикладниках и даже живописцах и графиках. - Наши бизнесмены, руководители стали больше ездить за рубеж и видят, что во всем мире офисы украшает не только 'евроремонт', но и произведения искусства. Любой солидный европейский банк, например, имеет свою художественную галерею, и этим, в том числе, увеличивает уставной капитал, поскольку ценность произведений искусства растет. - Может быть, Ёлкин и его окружение просто чувствуют свою неконкурентоспособность? Вы бывали в Выставочном зале Союза художников? - Честно говоря, в последнее время нет. Понимаете, если там одно и то же висит, один и тот же имидж, фасад, люди привыкают и просто не заходят. Зачем заходить, если человек это уже видел и нет ничего нового. Художественный мир настолько богат, малыми средствами можно так много сделать - устраивая какие-либо художественные акции, конкурсы, привлекать к себе внимание. Или хотя бы прийти к нам с какой-либо идеей. В других городах, там, где руководство прогрессивное было, союзы художников очень быстро сориентировались в ситуации, сдружились с союзами архитекторов. И там - в какую архитектурную мастерскую не придешь - везде стоят работы художников. Эта тенденция очень позитивно сказалась на деятельности художественных фондов. Начинали с квартир и коттеджей, продолжили проектированием зданий для крупных организаций - вплоть до создания художественных галерей. А у нас - сколько я не обращалась с какими-то идеями, в том числе и к Ёлкину... Когда в 2000 г. на симпозиум в мэрию приглашали представителей союзов художников, архитекторов, дизайнеров, я предлагала: давайте какую-нибудь акцию проведем, давайте ваши идеи, мы будем стараться в каком-то виде их протолкнуть, популяризировать. - И какая была реакция? - Да никакая. Одна - почему вы нам заказы не даете? А сегодня ведь совершенно иная экономическая ситуация. Надо себя популяризировать. Я готова все Управление архитектуры картинами и какими-либо проектами завесить, лишь бы потенциальный заказчик их увидел и заинтересовался. Сегодня в Ижевске строятся или уже построены крупные объекты. В здании администрации президента, я думаю, рано или поздно должно найти отражение национальное искусство Удмуртии. Или тот же государственный цирк... Мы предлагали на стены вынести какой-то рисунок, скульптуры керамические - цирковых животных, клоунов... Мы говорили: у здания нет образа. Однако художников к проекту не подпустили. Московские архитекторы, мол, так видят и все.
P.S. От себя добавим, что Петр Ёлкин, который славится тем, что вхож в самые высокие кабинеты, мог хотя бы попытаться пролоббировать на уровне президента Волкова подобные проекты. Зачем же еще нужна близость к власти, как ни для дела? Не только же ради самого процесса ритуальных поцелуев?..
Комментарий
П. Ёлкин. Д.Ф. Устинов среди рабочих 'Ижмаша' Х., м. Нельзя сказать, что Петр Васильевич совсем не способен к развитию в своем 'творчестве'. Например, вот эту свою картину (уже не отвечающую политической конъюнктуре) из второго издания альбома по изобразительному искусству Удмуртии (2001 г.) он предпочел исключить.ЭТО ДАЖЕ НЕ ЗАСТОЙ, ЭТО - РЕГРЕСС'
В последние годы одним из, пожалуй, наиболее ярких очагов в культурном пространстве Ижевска является Муниципальный выставочный центр 'Галерея', который проводит достаточно интересную и новаторскую деятельность - в том числе и в области изобразительного искусства. Нам удалось получить комментарий ведущего специалиста МВЦ 'Галерея' Галины Тарануха. - Галина Владимировна, какие-нибудь формы сотрудничества между 'Галереей' и Союзом художников УР имеют место? - Союз художников - это не монолит, он состоит из самых разных личностей. И для себя 'Галерея', конечно, сделала свои приоритеты - выбрала тот круг художников, с которыми интересно работать, которые занимаются постоянным поиском, обновлением языка, движутся вперед. Это буквально 10 человек из всего состава союза. - Вы согласны с тем, что для большинства членов союза характерно преобладание в работах неких застывших форм? - Тут речь идет даже не о застывших формах, а о том, что это все тянет назад, наблюдается даже не застой, а регресс. Оказалось, что те, кто там все возглавляет, - люди не творческого мышления. Они и как художники - средние, и в философском, концептуальном плане уже морально устарели.
Когда верстался номер
Председателю Ревизионной комиссии Союза художников России Грекову А.У.
Александр Умарович, к Вам обращается часть членов Удмуртского отделения Союза художников России в связи с невозможностью решить накопившиеся в отделении союза проблемы внутренними силами организации. Прилагаемое обращение к членам союза, сделанное нами накануне XI республиканского съезда 1999 г. повлияло на избрание правления, стремившегося осуществить программу, также прилагаемую к настоящему письму. Непереизбранный председатель союза уже через 2 месяца поставил ультиматум: либо на месте остается новое правление - либо он. Большинством было принято решение: подбор членов правления отдать на усмотрение председателя Елкина. За прошедшие с тех пор два года, несмотря на постоянный численный рост союза, ни один из затронутых в обращении к съезду вопросов не продвинулся к решению, более того: отчетных собраний не было все это время, арендная плата за мастерские для членов союза приближается к квартирной, мастерские не ремонтируются, Художественный фонд не предоставляет работы членам союза, а антиреклама союзу от нецелевого использования здания Производственных мастерских и выставочного зала приобрела несдерживаемую форму и соответствующим образом комментируется местной печатью. Формально у организации есть ревизионная комиссия, но она также была избрана на волне отказа от программы подъема и фактически бездействует. Три недели назад несколько членов союза обратились к председателю с заявлением о сообщении информации о доходах отделения союза в последние два года от предоставления помещений здания Производственных мастерских в аренду сторонним организациям. Ответа нет. Все это заставляет нас обратиться к Вам за содействием в его отыскании.
19.11.2002 г. Подписали члены УоСХР: Орлов С.А., Чувашов В.П., Сафиуллин А.Г., Окунь В.В., Медведев С.С., Горбатков П.В., Чунаева О.В., Михайлов В.И.